Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии
проект по химии (10 класс)
Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ВЕРНО»
Директор МАОУ «СОШ №10»
____________Е.В. Акзегитова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная шкода №10» г. Кунгура
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках химии
Патласова Марина Викторовна
Учитель Первой категории
Данные об образовательном учреждении:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Кунгура Адрес: 617470, г. Кунгур, ул. К. Маркса, 23 Телефон +7(342)7129632 school10-ku@yandex.ru
Кунгур 2022
Задание 1
Пермяк солёные уши — достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.
Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо.
Скульптура расположена на центральной улице города Перми — Комсомольском проспекте около гостиницы «Прикамье». Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор скульптурной композиции - Рустам Исмагилов.
«Пермяк солёные уши» — традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли. Уши работников терлись о мешки с солью, краснели, распухали, становились солеными.
Установите соответствие между физическим явлением и его проявлением
- Уши работников становились солеными А) Повышение температуры воздуха
- Уши работников краснели Б) Диффузия
В) Совершение работы силой трения
Задание 2 Используя рисунок, выберите правильные утверждения.
- Теплопроводность строительных материалов определяется толщиной слоя материала.
- Для утепления стен дачного деревянного дома лучше использовать пенополиуретан.
- Дом, построенный из обычного кирпича, лучше сохраняет тепло. чем из керамического пустотелого при одинаковой толщине стен.
Задание 3 Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:
Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре.
Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.
Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте.
Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.
Вопрос: Почему белый фосфор следует хранить под водой?
А. В темноте светится.
В. Не растворяется в воде.
С. Воспламеняется при обычной температуре.
D. Имеет чесночный запах
Задания
«Научное объяснение явлений»
Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:
Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре.
Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.
Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте.
Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.
1 вопрос
Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.
Вопрос: Что представляет собой нерастворимый осадок?
А. Часть смеси белого и красного фосфора.
В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде. С. Белый фосфор.
D. Красный фосфор.
2)Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках, появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка.
Вопрос: Как можно объяснить данное природное явление?
Выберите правильный ответ. Возможные причины появления «блуждающих огней»
А) Самовозгорается фосфор, выделяющийся на болотах и могилах.
Б) «Горит» фосфин, образующийся при гниении отмерших растительных и животных организмов.
В) Это души умерших, вышедших из могил.
3)В ниже приведенной схеме показано как осуществляется круговорот фосфора в природе
Предположим, что у вас есть друг, который пытается понять, что изображено на схеме. Однако он еще не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает смысла схемы. Вопрос: Опишите для своего друга, как происходит круговорот фосфора в природе. В своем объяснении следуйте строго по стрелкам схемы.
Задания
«Проводить учебное исследование»
Задание 1 Информация. Присутствие углевода крахмала можно определить с помощью раствора йода. Йод окрашивает крахмал в синий цвет.
В составе некоторых продуктов питания присутствует крахмал. Подумайте, как определить наличие крахмала в предложенных продуктах.
Проведите исследование. Заполните таблицу. Напишите выводы.
Цель исследования: определить с помощью ……………, содержится ли
в предложенных продуктах ……….
Растительный продукт | Что наблюдали | Вывод о содержании крахмала |
Клубень картофеля | ||
Корнеплод моркови | ||
Луковица репчатого лука | ||
Яблоко | ||
Белый хлеб |
Общий вывод (в каких исследуемых продуктах обнаружен крахмал?)
Задание 2 Пятиклассники на уроке биологии изучали химический состав клеток. Они узнали, что в состав клеток входят неорганические вещества-вода и минеральные соли и органические вещества. После уроков на кружковом занятии они решили провести опыт. Школьники под руководством учителя приготовили спиртовку, спички, пробиркодержатель, пробирки, кусочки листьев растений и провели следующий опыт.
В пробирку положили кусочки растительной ткани, подожгли спиртовку и стали нагревать. При нагревании в пробирке кусочков растительной ткани на стенках пробирки появилась вода. Значит, в составе листьев растений есть вода.
При продолжительном нагревании, через некоторое время появился дым. Выделялся углекислый газ. Содержимое пробирки обуглилось . В конце опыта в пробирке осталась лишь зола, состоящая из неорганических веществ- минеральных солей . А куда же делись органические вещества?
Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Вопрос: Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная экспериментальная деятельность "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"
Методическая проблема....
Формирование функциональной грамотности на уроках химии
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что оч...
Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"
Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...
Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности
Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности. Задания использованы из банка заданий по формированию математической грамотности ФИПИ и ба...
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....
Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии
Обобщение педагогического опыта по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии...