Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.
статья

Лежава Майя Михайловна

Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модели взаимодействия лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе. В ходе определения спектра образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия первоначально были изучены особенности построения образовательного процесса ДДТ и наличие методического и педагогического ресурса по внедрению ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_doklad.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.

Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе,

методист Майя Михайловна Костенко.

Качество образования в современных условиях — одна из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных организаций. Цель образования – обеспечить образовательный результат, позволяющий любому гражданину продолжить обучение на новом уровне и/или найти работу в соответствии со своими возможностями и потребностями экономики.

Задачей органов управления на любом уровне является обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования, создание условий для обеспечения качественного образовательного результата во всех образовательных организациях.

На наш взгляд сегодня невозможно говорить о достижении высокого качества в системе образования не рассматривая данный вопрос в условиях взаимодействия всех заинтересованных сторон. Именно поэтому сегодня социальное партнерство является не только эффективным условием повышения качества образования, но и одновременно и эффективный механизмом данного качества.

Термин «социальное партнерство в образовании» — как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад, но это один из эффективных механизмов в реализации ФГОС общего образования. Идея социального партнёрства не нова, но изучена слабо.

Социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям. В качестве партнеров образовательного учреждения могут выступать семьи воспитанников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, общественные организации, техникумы, вузы.

Одним из направлений проекта модернизации образования «Наша новая школа» обозначено направление работы школы, направленное на установление партнерских отношений с окружающим социумом.

Социальное партнерство по отношению к образованию, с точки зрения профессора Б. В. Авво, следует понимать, как «партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни»

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко дает следующее определение понятию «социальное партнерство» — это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам всех участников образовательной деятельности.

Ученые И.М. Модель, Б.С. Модель определяют социальное партнерство как форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп педагогического сообщества.

Профессор Г.И. Зимирев отмечает, что социальное партнерство строится на определенных принципах и нормах. Эти отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений.

Социальное партнёрство – это:

— объединение усилий нескольких лиц или организаций для решения общих целей;

— социальное партнёрство – это совместная деятельность различных социальных групп;

— социальное партнёрство – взаимовыгодное сотрудничество.

Опыт работы показывает, что в процессе создания современной модели социального партнерства можно выделить 3 этапа:

— первый этап – подготовительный, суть которого заключается в организации сбора данных о рынке труда и образовательных услугах города или района;

— второй этап – организационный, предусматривающий разработку модели социального партнерства, создание организационно – содержательных условий ее функционирования, определение круга социальных партнеров, заключение договоров;

— третий этап – функциональный, в рамках реализации которого осуществляется организация апробации и корректировка модели, проведение мониторинга эффективности системы социального партнерства.

Выделяют три группы партнерства:

1 группа — «партнёрство внутри системы образования» - между социальными группами данной профессиональной общности;

2 группа — партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер – партнёрство «школа – гражданские организации»;

3 группа — «партнёрство – государственные структуры», оно инициирует систему образования, является наиболее значимым, оно позволяет изменять образовательный процесс в школах, проектировать, Стратегическая цель организации системы социального партнерства – формирование профессиональных компетенций социально – адаптированной личности конкурентоспособного специалиста.

На каких принципах основано взаимодействие партнёров?

— принцип взаимодополняемости: мы объединяемся, потому, что каждый в отдельности недостаточен;

— принцип границ: прежде, чем браться, надо размежеваться, определить, кто что делает и когда;

— принцип обмена продуктами деятельности: взаимодействие проходит тогда, когда есть чем обменяться.

Форма реализации социального партнерства – договоры и соглашения между учреждениями основного, общего, профессионального и дополнительного образования и работодателем.

Ключевыми параметрами системы социального партнерства выступает способность образовательного учреждения к выработке собственной структуры и модели социального партнёрства, обладает ли ОУ потенциалом для перевода внешних влияний в свои собственные ресурсы.

Связи между партнёрами определяются, прежде всего, взаимовыгодными отношениями и ответственностью обеих сторон. По характеру можно выделить два вида отношений в партнёрстве.

Виды отношений в партнёрстве:

1. Договорная основа – упорядоченность, системность, регулярность, стабильность, надежность.

2. Устная договоренность – ситуативность отношений.

Что даёт социальное партнёрство ученикам и педколлективу?

Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.

Сегодня перед образовательными учреждениями дополнительного образования стоят задачи: повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом; обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения; повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия; развивать систему управления учреждения на основе использования принципов государственно-общественного управления образованием; cформировать положительный имиджа образовательного учреждения в местном социуме; развивать ресурсное обеспечение ОУ.

Образовательная деятельность МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе направлена на создание образовательной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном  развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

В рамках создания общеразвивающей образовательной среды сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий, некая централизация ресурсов сетевого взаимодействия и создание сетевой модели приносит свои плоды. Отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе партнерства общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей п. Пурпе Пуровского района ЯНАО являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия.

В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модели взаимодействия лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе. В ходе определения спектра образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия первоначально были изучены особенности построения образовательного процесса ДДТ и наличие методического и педагогического ресурса по внедрению ФГОС.

Исходя из анализа наличия образовательного ресурса учреждения, в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего  и дополнительного  образования  детей  педагогический коллектив ДДТ предлагает школам поселка модульный подход к организации внеучебной деятельности.

Выход на внешнее сетевое взаимодействие, внешнее партнерство в интеграции основного общего и дополнительного образования отвечает требованиям Стандарта: организации образовательной деятельности, направленной на формирование культуры, духовно - нравственное, социальное, творческое, интеллектуальное развитие, укрепление здоровья детей; то есть предоставление учащимся возможности выбора широкого спектра занятий.

Изучив особенности модели учебно-воспитательных комплексов и особенности построения сетевого взаимодействия дополнительного образования в различных регионах России, педагогический коллектив ДДТ п. Пурпе на протяжении трех лет выстраивал свою стратегию взаимодействия с образовательными, культурно-досуговыми учреждениями поселка. Используемая модель организации взаимодействия дополнительного и общего образования в п. Пурпе ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.  Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для  ребенка  на  основе  спектра направлений  детских  объединений  по  интересам,  возможности  свободного самоопределения  и  самореализации  ребенка.

Таким образом, образовательная деятельность учреждения дополнительного образования детей имеет свои преимущества, такие, как:

  • личностная ориентация,
  • практическая направленность,
  • разноуровневость.

Весь опыт работы учреждения по организации взаимодействия с внешними партнерами помог педагогическому коллективу адаптировать особенности модели учебно-воспитательного комплекса в образовательный процесс дополнительного образования.

Внешнее социальное партнерство МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе представляет собой комплекс мероприятий, объединенных единым замыслом и обеспечивающих реализацию намеченных Проектом по сетевому сотрудничеству цели и задач, достижение ожидаемых результатов. Эти мероприятия подлежат корректировке и ежегодному планированию работы образовательного учреждения. Механизм реализации проекта предусматривает ежегодное составление рабочих документов:

  • перечень мероприятий, с определением исполнителей, источников и объема финансирования;
  • сметы расходов на проведение программных мероприятий;
  • отчет о выполнении Проекта сетевого сотрудничества.

На что направлена наша совместная деятельность в рамках реализации Проекта сетевого сотрудничества?

В основе выбора направлений взаимодействия и построения сетевой модели лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе.

        Определяя приоритетные задачи реализации Программы развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, корректируя ежегодно образовательную программу, планы экспериментальной деятельности, педагогический коллектив определяет образовательный процесс как создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование социальной активности воспитанника.

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире - именно так определены цели современного образования в Стандарте II поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.

Образовательная деятельность МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе направлена на создание образовательной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

Анализ деятельности образовательных учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детям поселка показал, что в ходе реализации дополнительного образования появляются различные противоречия и сложности, такие как:

  • удовлетворенность качеством досуговой деятельности детей;
  • удовлетворенность нагрузкой детей во внеурочной деятельности;
  • режим работы кружков, секций, клубов (занятия проходят в одно и то же время);
  • отсутствие возможности дистанционного обучения в области дополнительного образования;
  • невыработанный ресурс эффективного сетевого взаимодействия образовательных школ и учреждений дополнительного образования.

В ходе изучение анкетирования родителей и педагогов дополнительного образования были выделены аспекты, которые являются базовыми в построении сетевого взаимодействия:

  • совершенствование системы дополнительного образования, направленной на создание среды социальной успешности каждого ребенка;
  • качественная внешняя интеграция основного и дополнительного образования на территории п. Пурпе.

Внедрение Проекта направлено на:

  •  Создание условия для свободного выбора каждым ребёнком направления образовательной внеурочной деятельности;
  • Разработку программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся и направленных на повышение качества образовательных результатов, на совершенствование среды развития талантливых детей и молодежи;
  • Разработку программ образовательных модулей и ключевых дел по следующим направлениям взаимодействия:
  • Организация образовательной среды для дошкольного и младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС;
  • Организация системы работы со школьниками в области формирования личностного развития и саморазвития;
  • Организация системы работы с учащимися школ в области здоровьесберегающих технологий.

В течение нескольких лет социальными партнерами МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются родители учащихся, выпускники объединений, Управление молодежной политики и туризма Пуровского района, Администрация п. Пурпе, общеобразовательные школы и дошкольные учреждения поселка, общественные и социальные организации и учреждения п. Пурпе и Пуровского района (Пурпейское ЛПУ МГ, Пурпейское хуторское казачье общество, совет ветеранов, МЧС, ПОМ, ПЧ, МБУ «СОК «Старт», МБУ «СОК «Зенит», МБУ «ДК «Строитель»», МБУ «Библиотечные системы» п. Пурпе, КЦСОНПР); Региональная АДПОО   Пуровского района «Наследники» и др.

Критерием эффективности сегодня является процент родителей, принимающих участие в жизни ОУ, количество совместных мероприятий, количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров; повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности; уровень развития системы государственно-общественного управления образовательного учреждения; совершенствование материально-технической базы ОУ; объем привлечения внебюджетных средств.

 Сегодня между МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сложились свои партнерские отношения, которые представлены в следующем спектре взаимодействия:

Спектр взаимодействия

Общие мероприятия, ключевые дела

  1. Формирование культуры

Выставки по изобразительному, декоративно –прикладному творчеству

2. Духовно – нравственное развитие

Социальные проекты, деятельность волонтеров, КТД «День воина-интернационалиста», Вахта памяти, Деятельность на базе ДДТ воскресной школы.

3. Патриотическое воспитание

Игра на местности «Зарница», «Взятие снежной крепости», социальные проекты по истории казачества.

4. Интеллектуальное развитие

Научно-практические конференции, игры-викторины

5. Социальное развитие

Деятельность АДПОО, территориальный совет, Школа волонтерских наук, конкурс «Лидер XXI века»

6. Творческое развитие

Поселковые концерты к различным праздникам и датам,

7. Укрепление здоровья детей

Туристические слеты по летним и зимним видам спорта, фрироуп, поселковые соревнования по спортивной акробатике

Социальное партнерство является одним из условий реализации Программы развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на 2015-2018г.г. и реализуется через образовательные проекты «Патриот», «Я –здоров!», «Фестиваль талантов». Итогом за 2018-2019 учебный год стало увеличение числа родителей в мероприятиях на 2%, проведение 85 различных мероприятий, в которых участвовали все вышеуказанных внешние социальные партнеры, привлечение 212 000 рублей из внебюджетных средств для участия детей в очных всероссийских и международных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей

Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...

Мониторинг оценки качества образования в учреждении дополнительного образования

Данная статья будет интересна для методистов системы дополнительного образования.  Сегодня  педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на...

Проектно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования

Материал для выступления на заседании методического объединения, педагогическом совете...

Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации  ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...

Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»

Индивидуализация учебного процесса  является  в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...