Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.
статья
Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модели взаимодействия лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе. В ходе определения спектра образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия первоначально были изучены особенности построения образовательного процесса ДДТ и наличие методического и педагогического ресурса по внедрению ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnerstvo_doklad.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.
Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе,
методист Майя Михайловна Костенко.
Качество образования в современных условиях — одна из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных организаций. Цель образования – обеспечить образовательный результат, позволяющий любому гражданину продолжить обучение на новом уровне и/или найти работу в соответствии со своими возможностями и потребностями экономики.
Задачей органов управления на любом уровне является обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования, создание условий для обеспечения качественного образовательного результата во всех образовательных организациях.
На наш взгляд сегодня невозможно говорить о достижении высокого качества в системе образования не рассматривая данный вопрос в условиях взаимодействия всех заинтересованных сторон. Именно поэтому сегодня социальное партнерство является не только эффективным условием повышения качества образования, но и одновременно и эффективный механизмом данного качества.
Термин «социальное партнерство в образовании» — как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад, но это один из эффективных механизмов в реализации ФГОС общего образования. Идея социального партнёрства не нова, но изучена слабо.
Социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям. В качестве партнеров образовательного учреждения могут выступать семьи воспитанников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, общественные организации, техникумы, вузы.
Одним из направлений проекта модернизации образования «Наша новая школа» обозначено направление работы школы, направленное на установление партнерских отношений с окружающим социумом.
Социальное партнерство по отношению к образованию, с точки зрения профессора Б. В. Авво, следует понимать, как «партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни»
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко дает следующее определение понятию «социальное партнерство» — это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам всех участников образовательной деятельности.
Ученые И.М. Модель, Б.С. Модель определяют социальное партнерство как форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп педагогического сообщества.
Профессор Г.И. Зимирев отмечает, что социальное партнерство строится на определенных принципах и нормах. Эти отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений.
Социальное партнёрство – это:
— объединение усилий нескольких лиц или организаций для решения общих целей;
— социальное партнёрство – это совместная деятельность различных социальных групп;
— социальное партнёрство – взаимовыгодное сотрудничество.
Опыт работы показывает, что в процессе создания современной модели социального партнерства можно выделить 3 этапа:
— первый этап – подготовительный, суть которого заключается в организации сбора данных о рынке труда и образовательных услугах города или района;
— второй этап – организационный, предусматривающий разработку модели социального партнерства, создание организационно – содержательных условий ее функционирования, определение круга социальных партнеров, заключение договоров;
— третий этап – функциональный, в рамках реализации которого осуществляется организация апробации и корректировка модели, проведение мониторинга эффективности системы социального партнерства.
Выделяют три группы партнерства:
1 группа — «партнёрство внутри системы образования» - между социальными группами данной профессиональной общности;
2 группа — партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер – партнёрство «школа – гражданские организации»;
3 группа — «партнёрство – государственные структуры», оно инициирует систему образования, является наиболее значимым, оно позволяет изменять образовательный процесс в школах, проектировать, Стратегическая цель организации системы социального партнерства – формирование профессиональных компетенций социально – адаптированной личности конкурентоспособного специалиста.
На каких принципах основано взаимодействие партнёров?
— принцип взаимодополняемости: мы объединяемся, потому, что каждый в отдельности недостаточен;
— принцип границ: прежде, чем браться, надо размежеваться, определить, кто что делает и когда;
— принцип обмена продуктами деятельности: взаимодействие проходит тогда, когда есть чем обменяться.
Форма реализации социального партнерства – договоры и соглашения между учреждениями основного, общего, профессионального и дополнительного образования и работодателем.
Ключевыми параметрами системы социального партнерства выступает способность образовательного учреждения к выработке собственной структуры и модели социального партнёрства, обладает ли ОУ потенциалом для перевода внешних влияний в свои собственные ресурсы.
Связи между партнёрами определяются, прежде всего, взаимовыгодными отношениями и ответственностью обеих сторон. По характеру можно выделить два вида отношений в партнёрстве.
Виды отношений в партнёрстве:
1. Договорная основа – упорядоченность, системность, регулярность, стабильность, надежность.
2. Устная договоренность – ситуативность отношений.
Что даёт социальное партнёрство ученикам и педколлективу?
Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.
Сегодня перед образовательными учреждениями дополнительного образования стоят задачи: повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом; обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения; повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия; развивать систему управления учреждения на основе использования принципов государственно-общественного управления образованием; cформировать положительный имиджа образовательного учреждения в местном социуме; развивать ресурсное обеспечение ОУ.
Образовательная деятельность МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе направлена на создание образовательной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
В рамках создания общеразвивающей образовательной среды сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий, некая централизация ресурсов сетевого взаимодействия и создание сетевой модели приносит свои плоды. Отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе партнерства общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей п. Пурпе Пуровского района ЯНАО являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия.
В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модели взаимодействия лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе. В ходе определения спектра образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия первоначально были изучены особенности построения образовательного процесса ДДТ и наличие методического и педагогического ресурса по внедрению ФГОС.
Исходя из анализа наличия образовательного ресурса учреждения, в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей педагогический коллектив ДДТ предлагает школам поселка модульный подход к организации внеучебной деятельности.
Выход на внешнее сетевое взаимодействие, внешнее партнерство в интеграции основного общего и дополнительного образования отвечает требованиям Стандарта: организации образовательной деятельности, направленной на формирование культуры, духовно - нравственное, социальное, творческое, интеллектуальное развитие, укрепление здоровья детей; то есть предоставление учащимся возможности выбора широкого спектра занятий.
Изучив особенности модели учебно-воспитательных комплексов и особенности построения сетевого взаимодействия дополнительного образования в различных регионах России, педагогический коллектив ДДТ п. Пурпе на протяжении трех лет выстраивал свою стратегию взаимодействия с образовательными, культурно-досуговыми учреждениями поселка. Используемая модель организации взаимодействия дополнительного и общего образования в п. Пурпе ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Таким образом, образовательная деятельность учреждения дополнительного образования детей имеет свои преимущества, такие, как:
- личностная ориентация,
- практическая направленность,
- разноуровневость.
Весь опыт работы учреждения по организации взаимодействия с внешними партнерами помог педагогическому коллективу адаптировать особенности модели учебно-воспитательного комплекса в образовательный процесс дополнительного образования.
Внешнее социальное партнерство МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе представляет собой комплекс мероприятий, объединенных единым замыслом и обеспечивающих реализацию намеченных Проектом по сетевому сотрудничеству цели и задач, достижение ожидаемых результатов. Эти мероприятия подлежат корректировке и ежегодному планированию работы образовательного учреждения. Механизм реализации проекта предусматривает ежегодное составление рабочих документов:
- перечень мероприятий, с определением исполнителей, источников и объема финансирования;
- сметы расходов на проведение программных мероприятий;
- отчет о выполнении Проекта сетевого сотрудничества.
На что направлена наша совместная деятельность в рамках реализации Проекта сетевого сотрудничества?
В основе выбора направлений взаимодействия и построения сетевой модели лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе.
Определяя приоритетные задачи реализации Программы развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, корректируя ежегодно образовательную программу, планы экспериментальной деятельности, педагогический коллектив определяет образовательный процесс как создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование социальной активности воспитанника.
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире - именно так определены цели современного образования в Стандарте II поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
Образовательная деятельность МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе направлена на создание образовательной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
Анализ деятельности образовательных учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детям поселка показал, что в ходе реализации дополнительного образования появляются различные противоречия и сложности, такие как:
- удовлетворенность качеством досуговой деятельности детей;
- удовлетворенность нагрузкой детей во внеурочной деятельности;
- режим работы кружков, секций, клубов (занятия проходят в одно и то же время);
- отсутствие возможности дистанционного обучения в области дополнительного образования;
- невыработанный ресурс эффективного сетевого взаимодействия образовательных школ и учреждений дополнительного образования.
В ходе изучение анкетирования родителей и педагогов дополнительного образования были выделены аспекты, которые являются базовыми в построении сетевого взаимодействия:
- совершенствование системы дополнительного образования, направленной на создание среды социальной успешности каждого ребенка;
- качественная внешняя интеграция основного и дополнительного образования на территории п. Пурпе.
Внедрение Проекта направлено на:
- Создание условия для свободного выбора каждым ребёнком направления образовательной внеурочной деятельности;
- Разработку программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся и направленных на повышение качества образовательных результатов, на совершенствование среды развития талантливых детей и молодежи;
- Разработку программ образовательных модулей и ключевых дел по следующим направлениям взаимодействия:
- Организация образовательной среды для дошкольного и младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС;
- Организация системы работы со школьниками в области формирования личностного развития и саморазвития;
- Организация системы работы с учащимися школ в области здоровьесберегающих технологий.
В течение нескольких лет социальными партнерами МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются родители учащихся, выпускники объединений, Управление молодежной политики и туризма Пуровского района, Администрация п. Пурпе, общеобразовательные школы и дошкольные учреждения поселка, общественные и социальные организации и учреждения п. Пурпе и Пуровского района (Пурпейское ЛПУ МГ, Пурпейское хуторское казачье общество, совет ветеранов, МЧС, ПОМ, ПЧ, МБУ «СОК «Старт», МБУ «СОК «Зенит», МБУ «ДК «Строитель»», МБУ «Библиотечные системы» п. Пурпе, КЦСОНПР); Региональная АДПОО Пуровского района «Наследники» и др.
Критерием эффективности сегодня является процент родителей, принимающих участие в жизни ОУ, количество совместных мероприятий, количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров; повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности; уровень развития системы государственно-общественного управления образовательного учреждения; совершенствование материально-технической базы ОУ; объем привлечения внебюджетных средств.
Сегодня между МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сложились свои партнерские отношения, которые представлены в следующем спектре взаимодействия:
Спектр взаимодействия | Общие мероприятия, ключевые дела |
| Выставки по изобразительному, декоративно –прикладному творчеству |
2. Духовно – нравственное развитие | Социальные проекты, деятельность волонтеров, КТД «День воина-интернационалиста», Вахта памяти, Деятельность на базе ДДТ воскресной школы. |
3. Патриотическое воспитание | Игра на местности «Зарница», «Взятие снежной крепости», социальные проекты по истории казачества. |
4. Интеллектуальное развитие | Научно-практические конференции, игры-викторины |
5. Социальное развитие | Деятельность АДПОО, территориальный совет, Школа волонтерских наук, конкурс «Лидер XXI века» |
6. Творческое развитие | Поселковые концерты к различным праздникам и датам, |
7. Укрепление здоровья детей | Туристические слеты по летним и зимним видам спорта, фрироуп, поселковые соревнования по спортивной акробатике |
Социальное партнерство является одним из условий реализации Программы развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на 2015-2018г.г. и реализуется через образовательные проекты «Патриот», «Я –здоров!», «Фестиваль талантов». Итогом за 2018-2019 учебный год стало увеличение числа родителей в мероприятиях на 2%, проведение 85 различных мероприятий, в которых участвовали все вышеуказанных внешние социальные партнеры, привлечение 212 000 рублей из внебюджетных средств для участия детей в очных всероссийских и международных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей
Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...
Мониторинг оценки качества образования в учреждении дополнительного образования
Данная статья будет интересна для методистов системы дополнительного образования. Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на...
Проектно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования
Материал для выступления на заседании методического объединения, педагогическом совете...
СТАТЬЯ "Развитие международных связей как эффективное средство повышения качества образования и мотивации к изучению немецкого языка"
Развитие международных связей....
Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС
Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...
Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»
Индивидуализация учебного процесса является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...