Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся
тест (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Перед современной школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Перед Вами современная модель системы оценки образовательных результатов. Мы видим, что личностные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры. Предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
- комплексный подход к оценке результатов образования
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику
2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты
3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов
4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования
5. Оцениваться с помощью отметки могут только результатыдеятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:
учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,
родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,
учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности
ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
- уровень сформированности предметных результатов;
- уровень сформированности универсальных учебных действий;
- образовательные достижения обучающихся;
- профессионально-педагогические достижения педагогов;
- состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;
- адаптация обучающихся на новой ступени обучения;
- эффективность образовательного процесса;
- уровень воспитанности обучающихся
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью диагностики и портфолио
- Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы
В следующей таблице описаны личностные критерии и методики их оценивания по соответствующим показателям:
Например, интеллектуальная развитость оценивается путем освоенности образовательной программы, развитостью познавательных интересов, а также способностью к проведению научного поиска. Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития.
Критерий сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков оценивается через способность принимать ответственность, способность уважать других, умение сотрудничать и разрешать конфликты. Методикой оценивания является наблюдение в ситуациях совместной работы учащихся.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные:
• управление своей деятельностью;
• контроль и коррекция;
• инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
• речевая деятельность;
• навыки сотрудничества.
Познавательные:
• работа с информацией и учебными моделями;
• использование знаково-символических средств, общих схем решения;
• выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Основное содержание оценки метапредметных результатовстроится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений;
- портфолио и др.
Методами оценки метапредметных результатов являются:
- наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,
- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,
- тестирование
- оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,
- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)
- портфолио обучающегося;
- выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
- Проект
- Исследовательская работа
- Портфолио
- Комплексные контрольные работы
Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики. (А.Г. Асмолов)
УЧЕБНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
- Отражает динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации;
- демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
- помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, подготовки и обоснования будущей исследовательской работы;
- служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии;
- помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.
Результаты достижения планируемых результатов оцениваются в 2 уровня: базовый и повышенный
Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) .
Компоненты:
1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.
Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.
2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования.
Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательному учреждению органами и является внешней оценкой.
Итоговая оценка осуществляется в ходе ГИА
Мониторинг достижения предметных результатов предусматривает планируемый результат, который выражается в задаваемом уровне качественной успеваемости и достигнутом уровне,который может быть оценен как:
- Оптимальный уровень – 80-100%,
- Допустимый уровень – 60-80%,
- Критический уровень – 45-60%,
- Недопустимый уровень – до 45%
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ.
Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ диагностируется через следующие формы:
- диагностическая работа анкетирование
- опрос
- тренинг
- результаты наблюдения
КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:
- Методика «Социометрия»
- Методика «Индекс сплоченности»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:
- Профориентационная анкета Е.Климов
- Тест «Профессиональный тип личности»
- Карта самооценки склонностей
- Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
ДИАГНОСТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕЗУЛЯТИВНЫХ РО:
- Изучение познавательной потребности В.Юркевич
- Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
- Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
- Профориентационная анкета Е.Климов
- Карта самооценки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РО:
- Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
- Изучение познавательной потребности В.Юркевич
ДИАГНОСТИКА ВКЛЮЧАЕТ:
- контроль
- проверку
- оценивание
- накопление статистических данных, их анализ
- прогнозирование
- выявление динамики, тенденций педагогического процесса
ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
- предварительный контроль,
- текущий контроль,
- периодический контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль,
- отсроченный контроль
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
- Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций)
- Количественным выражением оценки является отметка
- Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах
Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся
- Приоритет письменной формы оценки знаний над устной
- Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке
- Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении
- Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства
- Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы
- Использование аутентичного оценивания
ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ
- портфолио
- кейсы
- контекстные задачи
- междисциплинарные экзамены
- компетентностно-ориентированные тесты
- ситуационные задания
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование учащегося к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке, а не на сокрытие своего незнания и неумения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации УВП как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
Презентация к докладу на межрегиональном семинаре по введению ФГОС....
Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.
Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...
Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»
В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Основным методом всех...
«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...
Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»
Цели мастер-класса: 1. Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации метапредметной проектной деятельности.2....
Проектная работа "Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»
В данной работе предлагаются задания для проверки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»...
Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся
Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся...