Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся
тест (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тополь Вера Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Перед современной школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Перед Вами современная модель системы оценки образовательных результатов. Мы видим, что личностные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры. Предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

  • комплексный подход к оценке результатов образования
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику

2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты

3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов

4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования

5. Оцениваться с помощью отметки могут только результатыдеятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:

учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,

родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,

учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности

ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

  • уровень сформированности предметных результатов;
  • уровень сформированности универсальных учебных действий;
  • образовательные достижения обучающихся;
  • профессионально-педагогические достижения педагогов;
  • состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;
  • адаптация обучающихся на новой ступени обучения;
  • эффективность образовательного процесса;
  • уровень воспитанности обучающихся

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью диагностики и портфолио
  • Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы

В следующей таблице описаны личностные критерии и методики их оценивания по соответствующим показателям:

Например, интеллектуальная развитость оценивается путем освоенности образовательной программы, развитостью познавательных интересов, а также способностью к проведению научного поиска. Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития.

Критерий сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков оценивается через способность принимать ответственность, способность уважать других, умение сотрудничать и разрешать конфликты. Методикой оценивания является наблюдение в ситуациях совместной работы учащихся.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

• управление своей деятельностью;

• контроль и коррекция;

• инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

• речевая деятельность;

• навыки сотрудничества.

Познавательные:

• работа с информацией и учебными моделями;

• использование знаково-символических средств, общих схем решения;

• выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатовстроится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • итоговые проверочные работы;
  • комплексные работы на межпредметной основе;
  • мониторинг сформированности основных учебных умений;
  • портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,
  • оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,
  • тестирование
  • оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,
  • оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)
  • портфолио обучающегося;
  • выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

  1. Проект
  2. Исследовательская работа
  3. Портфолио
  4. Комплексные контрольные работы

Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики. (А.Г. Асмолов)

УЧЕБНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

  • Отражает динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации;
  • демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
  • помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, подготовки и обоснования будущей исследовательской работы;
  • служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии;
  • помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.

Результаты достижения планируемых результатов оцениваются в 2 уровня: базовый и повышенный

Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) .

Компоненты:

1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.

2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования.

Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательному учреждению органами и является внешней оценкой.

Итоговая оценка осуществляется в ходе ГИА

Мониторинг достижения предметных результатов предусматривает планируемый результат, который выражается в задаваемом уровне качественной успеваемости и достигнутом уровне,который может быть оценен как:

  • Оптимальный уровень – 80-100%,
  • Допустимый уровень – 60-80%,
  • Критический уровень – 45-60%,
  • Недопустимый уровень – до 45%

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ.

Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ диагностируется через следующие формы:

  • диагностическая работа анкетирование
  • опрос
  • тренинг
  • результаты наблюдения

КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:

  • Методика «Социометрия»
  • Методика «Индекс сплоченности»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:

  • Профориентационная анкета Е.Климов
  • Тест «Профессиональный тип личности»
  • Карта самооценки склонностей
  • Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин

ДИАГНОСТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕЗУЛЯТИВНЫХ РО:

  • Изучение познавательной потребности В.Юркевич
  • Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
  •  Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
  • Профориентационная анкета Е.Климов
  • Карта самооценки.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РО:

  • Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
  • Изучение познавательной потребности В.Юркевич

ДИАГНОСТИКА ВКЛЮЧАЕТ:

  1. контроль
  2. проверку
  3. оценивание
  4. накопление статистических данных, их анализ
  5. прогнозирование
  6. выявление динамики, тенденций педагогического процесса

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

  1. предварительный контроль,
  2. текущий контроль,
  3. периодический контроль,
  4. тематический контроль,
  5. итоговый контроль,
  6. отсроченный контроль

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:

  • Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций)
  • Количественным выражением оценки является отметка
  • Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах

Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся

  • Приоритет письменной формы оценки знаний над устной
  • Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке
  • Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении
  • Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства
  • Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы
  • Использование аутентичного оценивания

ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ

  • портфолио
  • кейсы
  • контекстные задачи
  • междисциплинарные экзамены
  • компетентностно-ориентированные тесты
  • ситуационные задания

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование учащегося к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке, а не на сокрытие своего незнания и неумения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.

Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.  Основным методом всех...

«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

Цели мастер-класса: 1.     Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации   метапредметной проектной деятельности.2....

Проектная работа "Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»

В данной работе предлагаются задания для проверки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»...

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся...