Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся
Народная мудрость гласит: «Дитя – драгоценность, но ещё большая драгоценность – его воспитание». Это, прежде всего, означает создание оптимальных условий для гармоничного развития и творчества каждого учащегося.
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое.
Известные ученые (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов) отмечают, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:
Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.
Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Основные задачи:
1. Понимание важности изучения истории, обществознания в современном мире 2.Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории,
развитие самостоятельности.
3. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;
4. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
5. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей
6. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
7. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Общеизвестно, что история и обществознание являются важнейшими предметами учебного плана образовательных учреждений с точки зрения нравственно-патриотической, идеологической и культурологической направленности. Поэтому, одной из главных задач учителя истории и обществознания является как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном рассказе учителя. Несомненно, что целью любого образовательного учреждения является способствование формированию разносторонне развитой личности, неотъемлемыми чертами которой являются творческие, креативные качества.
Каждый предмет школьной программы нацелен на воспитание вышеуказанных качеств. История и обществознание, будучи предметами необходимыми для успешного функционирования учащихся в современном мире, дают очень много возможностей для свободного, созидательного, творческого процесса обучения, как для учащихся, так и для учителей. В данном случае, учащиеся являются непосредственными субъектами процесса творчества.
Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к истории и обществознанию, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков. Все методики, используемые на уроках истории и обществознания, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности.
Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.
На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний, сравнить два сборника законов, выявить различия.
Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:
- “Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,
-“Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),
- “ О каком событии идёт речь?”,
- “Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.
Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Колесо истории”, “Своя игра”.
Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. (“Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)
В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках используются соответствующие игровые тренинги. Например, игра "Города". Ведущий называет город. Ученики должны вспомнить географическое положение, достопримечательности, факты истории. Следующая игра - "Запомни текст". Прослушав текст (исторический), ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради. Такой метод часто используется на уроках истории в 5-6 классах.
На уроках часто используются познавательные упражнения, побуждающие ребенка фантазировать. Например, изучая тему "Развитие образования в Древней Греции", ребята узнали, что греческие школьники при письме пользовались специальным приспособлением - "стилем". Это слово им знакомо по мобильным телефонам. Учащимся предложено составить рассказ: "Путешествие в Спарту", "Олимпийские игры", "В рыцарском замке" и т.д.
Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название "Проект". Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нём основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление.
История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счёте – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.
Эта деятельность требует больших совместных умственных усилий учеников и учителей. Важно, чтобы и те и другие получали как можно больше удовлетворения в процессе работы. На уроках ребятам предлагается решить ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учётом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе.
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован приём « кластер».
Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:
- написать ключевое слово или предложение на бумаге;
- записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;
- выписывать можно столько идей, сколько захочется.
На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.
Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.
В течение урока для отработки какого-либо понятия учащимся предлагается приём «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме? Учащиеся вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по данной теме. Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.
Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.
Все перечисленные методы и формы работы на уроках истории направлены на стимуляцию творческой активности и развитие интеллекта учащихся, коммуникативных и творческих способностей.
Обобщая опыт можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.
Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнёр, помощник, инициатор и эксперт.
Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.
Проявляйте сами и цените юмор.
Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» - это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.
Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
Организовывайте ситуации, требующие творческого отношения.
Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет».
Позволяйте учащимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения. В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом.
Таким образом, образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать:
- открытость всей системы, гибкость организации,
- общее творческое отношение учителей и администраторов,
- планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...