Выступления на методическом объединении воспитателей
материал

Методические рекомендации для работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Министерство социального развития Московской области

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области

«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»

Выступление на ШМО

«Знакомство педагогов с методическими рекомендациями по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ»

Подготовила воспитатель 1 «а», 2 «а» классов

Ушкарева И.Н.

г. Дмитров

август 2016 г.

Введение ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 1 сентября 2016 года в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленными для данной категории обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.

Стандарт включает в себя требования к :

  • структуре основных образовательных программ ;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных адаптированных основных общеобразовательных программ ( далее - АООП), АООП образовательной организации;
  • определения условий реализации АООП, в том числе на основе индивидуальных учебных планов;
  • определения требований к результатам освоения АООП;
  • разработки финансовых нормативов обеспечения АООП;
  • оценки соответствия, лицензирования и аккредитации, госконтроля;
  • проведения текущей и промежуточной аттестации; внутреннего мониторинга качества образования; повышения квалификации педагогических кадров.

  ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).

Разработаны четыре варианта ФГОС начального общего образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме имеющих умственную отсталость и два варианта ФГОС для детей, имеющих в структуре умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

Варианты Стандарта и АООП:

Для глухих: 1.1; 1.2;1.3;1.4

Для слабослышащих и позднооглохших: 2.1; 2.2; 2.3.

Для слепых: 3.1; 3.2; 3.3;3.4.

Для слабовидящих: 4.1; 4.2; 4.3.

Для обучающихся с нарушениями речи: 5.1; 5.2

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 6.1; 6.2; 6.3; 6.4.

Для обучающихся с задержкой психического развития: 7.1; 7.2

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: 8.1;8.2;8.3;8.4

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями: варианты 1 и 2

 

Первый вариант адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. При необходимости может создаваться индивидуальный учебный план. Ребенок получает такой же документ об образовании, как и его сверстники без ограничений здоровья. Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья, осваивая адаптированную основную общеобразовательную программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Обязательные предметные области учебного плана и их основные задачи соответствуют ФГОС НОО. При необходимости адаптируется содержание «трудных для ребенка» учебных дисциплин. В структуру АООП обязательно включается программа коррекционной работы.

В Программе коррекционной работы определяются специальные требования к ее результатам по отношению к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для каждого уровня образования.

       Обучающиеся, испытывающие устойчивые неуспехи при овладении содержанием большинства или всех учебных предметов, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по другим вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Второй вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется.

Третий вариант образовательной программы (для обучающихся с ОВЗ, имеющих в структуре нарушения легкую умственную отсталость): обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Выдается свидетельство об обучении.

Четвёртый вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( имеющий в структуре нарушения умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость, ТНМР) обучается в пролонгированные сроки, получает нецензовое образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана или по СИПР - специальной индивидуальной программе развития. Требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья выдается свидетельство об обучении.

На основании Стандарта и примерных адаптированных основных общеобразовательных программ образовательная организация разрабатывает АООП.

На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации размещены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Адрес доступа: http://fgosreestr.ru/

АООП для обучающихся имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Определение варианта АООП для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с учетом пожелания родителей (законных представителей).

Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и отдельных организациях.



Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Московской области

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области  

«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»

Выступление на ШМО

Тема: «Требования к современному занятию в условиях реализации ФГОС»

Подготовила воспитатель:

Ушкарева И.Н.

                                                            г. Дмитров

октябрь 2017 г.

     Внеучебная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе.

     Существует множество подходов к определению понятия занятия. Несмотря на это, можно выделить общие признаки понятия «занятия»:

1. Занятие – это одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, так как на занятии могут быть решены все задачи образования и воспитания по развитию личности.

2. Занятие - элементарная структурообразующая единица образовательного и воспитательного процесса. Значит, в занятии присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

3. Занятие выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей занятия является реализация этих функций.

     Цель занятий: 

- развитие личности младшего школьника с ОВЗ, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; 

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; 

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;

- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах.

Принципы:

•соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

•опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;

•опора на ценности воспитательной системы школы;

•свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный – организация класса в течение всего занятия, готовность учащихся к занятию, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на все занятие, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа занятия, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на занятии для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов занятия, анализ деятельности учащихся на занятии, анализ результатов собственной деятельности по организации занятия.

Какие требования предъявляются к современному занятию:

- педагог должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи занятия;

- занятие должен быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с педагогом и одноклассниками;

- педагог организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре внимания занятия - дети;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство педагога;

планирование обратной связи.

Основные этапы занятия.

Этапы занятия

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

- Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка

(элементы аутотренинга, настрой на занятие)

- Психогимнастика

- Фонетическая зарядка

2. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Проблемное обучение

- Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

- Представление наглядного материала (презентация,

работа с интерактивной доской)

3. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

Индивидуальный и дифференцированный подход

- Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках,четвёрках)

Гуманно-личностная технология

- Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

- Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

- Знакомство с новым материалом на ПК

- Разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

- Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

- Игровая ситуация

Проблемное обучение

- Создание проблемной ситуации

Здоровьесберегающий подход

- Гимнастика для тела, слуха, глаз;

- Танцевально-ритмические паузы (под музыку);

- Точечный массаж, дыхательная гимнастика;

- Упражнения на релаксацию.

Педагогические технологии - достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проектные методы обучения дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр дают расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

     ИКТ - это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Стандарт преподавательских умений

Компетентность в планировании и подготовке занятий:

–высокий темп работы;

–концентрация и переключение внимания учеников;

–многообразие форм презентации материала;

 Компетентность в управлении классом:

–максимальная включённость всех учеников;

–разнообразие форм работы и заданий;

–сотрудничество между педагогом и детьми.

Максимальное соответствие потребностям учеников

–максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся;

–использование творческих заданий;

Обеспечение активности и самостоятельности учеников, самостоятельная работа в группах и парах

–эмоциональная вовлечённость учеников;

–построение коммуникации между учениками;

–индивидуальная работа и обратная связь;

Использование разнообразных методов оценивания

– разнообразие инструментов оценивания;

–оценивание для управления учебным процессом;

–партнёрское, групповое и индивидуальное самооценивание;

–дифференциация заданий по сложности и объёму.



Предварительный просмотр:

     Министерство социального развития Московской области

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области

«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»

Выступление на ШМО

«Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности у младших школьников»

Подготовила воспитатель 3 группы

Ушкарева И.Н.

г. Дмитров

апрель 2017 г.

     Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает.

     Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Коломинский, Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Знакомство с исследованиями по данной проблеме помогло мне взглянуть на неё с разных позиций. Ведь за внешне одинаковыми проявлениями отсутствия положительной мотивации к учению часто оказываются совершенно разные причины этого, и они индивидуальны для каждого ребенка. За внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы только личного преуспевания, а за внешне низким - могут стоять большая требовательность к себе, критичность. Понимание этого помогает находить подход к каждому ребенку.

     Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников: широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний, который характерен для младшего школьника, учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний, соответствующий подростковому возрасту, и мотив самообразования, этот зрелый познавательный мотив должен проявляться в старшем школьном возрасте.

    В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности:

  • Содержание учебного материала
  • Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
  • Отношение учителя с учащимися.

     Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:

  • учитывать характер потребностей учащихся;
  • быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;
  • опираться на прошлые знания, нести новую информацию;
  • направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания.

     Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. 

     Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, её нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трех основных этапов, которые, исходя из их назначения, можно назвать так:

  1. мотивационный;
  2. операционально-познавательный;
  3. рефлексивно-оценочный.

     На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы успешно решить основную учебную задачу. Этот этап обычно состоит из нескольких учебных действий.

     На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Такими приемами являются:

  1. Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Она может быть создана разными способами:
    а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
    б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
    в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
    г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса.
  2. Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится как итог обсуждения проблемной ситуации.
    Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление»
    . Поэтому, важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
  3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

     После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Необходимо сообщить время, отпущенное на изучение темы, а также, что нужно знать и уметь для её изучения. Этим создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. А некоторые учащиеся могут дать самооценку своим возможностям по изучению темы, указать, какой материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

     Весь этот этап изучения темы очень важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся. Поэтому нежелательно говорить: "Сегодня мы приступаем к изучению темы...", и сразу переходить к изучению нового материала. Такая "экономия времени" отрицательно сказывается на всем характере учебной деятельности учащихся.

      На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают необходимыми учебными действиями. Роль этого этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит от того, будет ли учащимся понятна необходимость содержания, всех учебных действий для решения основной учебной задачи. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит деятельностный метод обучения, который реализуется в развивающих образовательных программах. Суть его состоит с том, учащиеся сами открывают каждое новое знание, обучение ведется в «зоне ближайшего развития» каждого ученика. Основным содержанием такого этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а также изучение построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает творческий, исследовательский характер.

     Изучение темызавершается рефлексивно-оценочным этапом. На этом этапе учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая результаты с поставленными учебными задачами. Подведение итогов изучения пройденного раздела нужно организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

     Так, полезно использовать задания типа: «Составьте вопросы или задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Для сильных учащихся такое задание: «Напишите основные вопросы, пройденные нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот материал усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или слабо усвоили». Для менее способных учащихся можно часть вопросов дать, а их задача отметить уровень усвоения материала.

     Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали уровень усвоения программного материала каждым учеником, но и использовались для побуждения его к дальнейшей работе.

     Формирование мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Иными словами, если ученик не включен в деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

    Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.

      Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу групп. С этой целью полезно выполнять ряд действий:

  • Определить участников групп, обязанности и права каждого члена.
  • Объяснить, зачем и почему они будут что-то делать все вместе и в отдельности.
  • Поставить конкретные цели, которые должны быть всем понятны и приняты ими.
  • Выявить предмет деятельности.
  • Продумать способ решения задачи: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы работы.
  • Определить правила совместной работы и меры воздействия за их нарушение.

     Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование мотивации.

     Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно это важно помнить в период безотметочного обучения.

     Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с учащимися. Основное направление деятельности учителя в данном случае заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Но проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в тоже время показывает недостатки в развитии личности, а не только его достижения. И, конечно, учитель сам должен быть личностью с ярко выраженным интересом к своей деятельности, любви к педагогической профессии, тогда он может воздействовать на своих учеников и собственным примером.

     Итак, путей формирования положительной мотивации учебной деятельности несколько. И для становления мотивации важно использовать не один путь, а все пути в определенной системе, потому что ни один из них не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. А в комплексе все пути достаточно эффективное средство формирования мотивации учения у школьников.

     В младшем школьном возрасте имеются свои положительные и отрицательные стороны мотивации учения, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

     При формировании мотивации учения нужно использовать общее положительное отношение ребенка к школе, широту его интересов, любознательность, а также непосредственность, доверчивость младших школьников, их веру в авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания. Однако нужно учитывать, что интересы младших школьников неустойчивы, сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать. Кроме того, интересы ориентируются не на способы учебной деятельности, а на результат учения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует интерес к преодолению трудностей в учебной работе.

     В своей деятельности учителю начальных классов нужно не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся. Условно их можно разделить на четыре группы:

  • Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание)
  • Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций)
  • Волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия поведения ).
  • Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка )

     Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям:

  1. Сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности;
  2. Стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов;
  3. Стремление выяснить непонятное;
  4. Активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа);
  5. Дополнения, исправления ответов товарищей;
  6. Задавание вопросов учителям и товарищам;
  7. Адекватность реакций на успех, на неудачу;
  8. Улучшение успеваемости по предмету;

     Результаты наблюдений необходимо фиксировать в дневниках, это позволит отслеживать их динамику и планировать дальнейшую работу.

     К концу начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В этот период угасает общее положительное отношение к школе, потому что оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Но если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей. "Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми"

В представленном материале рассказывается о причинах агрессивного поведения у детей, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия....

Выступление на методическом объединении воспитателей начального звена по реализации ФГОС обучающихся с УО в 1 классе.

Проблема: «Организация формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы.   С 1 сентября 2016 г. коррекционные школы   учат по-новому.Мини...

Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Определение возможных диагностических исследований воспитанников и групповых объединений»

Одной из основных задач нашего учреждения является максимальное приближение условий воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осущест...

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема: «Формы взаимодействия педагогов, воспитателей и родителей»...