Выступление на методическом объединении воспитателей начального звена по реализации ФГОС обучающихся с УО в 1 классе.
материал на тему

Ефименко Татьяна Алексеевна

Проблема: «Организация формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы.

   С 1 сентября 2016 г. коррекционные школы   учат по-новому.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

   В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат  обучение,  по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.

   Содержание стандарта ФГОС НОО для  обучающихся  с ОВЗ выстроено в принципиально новой логике:

 каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта образовательной программы.

  Одно из направлений программы это Сл.   экологическое воспитание  школьников.

Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки,  ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры.  По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.  Отношение детей и подростков к  объектам  природы  известный  педагог  тесно  связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас  вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_fgos.docx493.13 КБ

Предварительный просмотр:

                         Министерство образования Иркутской области

ОГОКУ (специальная) коррекционная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченным возможностями  здоровья г. Саянска.

      http://player.myshared.ru/7/837168/slides/slide_1.jpg

 « Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал как большую тайну пробуждение жизни в природе»

В.А. Сухомлинскийhttp://ouint.b-uki.obr55.ru/files/2013/11/titlekopiya2.png

                                                              2017 год.

           Выступление на методическом объединении воспитателей

 начального звена по реализации ФГОС обучающихся  с УО в 1 классе.

                                                                            Воспитатель 8 группы

                                                             Ефименко Татьяна Алексеевна.

Сл. 1                                                                                           01.02. 2017 год.

Проблема: «Организация формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы.

   С 1 сентября 2016 г. коррекционные школы   учат по-новому.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Сл.

   В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат  обучение,  по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.

Сл.

   Содержание стандарта ФГОС НОО для  обучающихся  с ОВЗ выстроено в принципиально новой логике:

 каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта образовательной программы.

  Одно из направлений программы это Сл.   экологическое воспитание  школьников.

Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки,  ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

Сл.  Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры.  По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.  Отношение детей и подростков к  объектам  природы  известный  педагог  тесно  связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас  вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное взаимодействие с ней.  С  раннего  возраста нужно учить  ребёнка понимать  природу,  чувствовать  её красоту, беречь  её  богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. В работе учителя Сл. результатами экологической культуры школьников будут являться;

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
  • понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Сл. Во внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры стоит цель - создание условий для социального становления и развития экологической воспитанности ребенка    через организацию совместной природоохранной деятельности.

Сл. Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

Актуальность проблемы обусловлена  загрязнением окружающей среды, исчезновением лесных массивов, некоторых видов животных и птиц в наше время. Огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края.

 Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом  развития интеллекта и психики, а также станут средством  развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала.    Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Формы и методы формирования экологической культуры по ФГОС   в   школе достаточно разнообразны. Овладение ими является важной задачей в воспитательной работе педагога. Основными методами являются, методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Большим отличием современного подхода к обучению и воспитанию  является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами имеется не только предметные знания, но и умение использовать эти знания во внеурочной практической деятельности.

Вместе с новыми стандартами, необходимо, увеличить мотивацию развития интересов ребенка к окружающему миру, показать, что школьные занятия это неполучение отдаленных от жизни знаний, а наоборот – нужная подготовка к условиям жизни, поиск полезной нужной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Сл. Ведущая педагогическая идея формирования экологической культуры школьников это;

-  Раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении.

В рамках деятельностно-коммуникативной составляющей образованности необходимо:

  • владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в родном городе;
  • участвовать в экологических акциях школы;
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в её сохранении.

В рамках предметно-информационной составляющей образованности:

  • знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • знать растительный и животный мир Иркутской области, особенности их изменения под воздействиями предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплекса   Иркутской области;
  • знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в районе своего города.

Обучить экологической культуре школьника нельзя только на уроке. Необходимы другие Сл. формы и методы внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры. К ним относятся:

-  занятия в клубе,

- экскурсии в природу,

- внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»:

- дискуссии, диспуты, акции,

- экологические вечера, спектакли,

- беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Анализируя свой небольшой  опыт работы  в направлении экологического воспитания  детей, в первом классе  пришла к  выводу:

  •  во-первых, во внеклассной работе учащимся нужно сначала  раскрыть теоретические основы, и сделать таким образом, чтобы воспитанники            заинтересовались в этой области знаний.
  • во-вторых, основным в экологическом воспитании является практическое применение полученных знаний и умений в окружающей среде.

Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у учащихся нужно многократное повторение навыков, знаний, умений на практических мероприятиях. Поэтому в рамках методической темы самообразования Сл. «Возможности экологического  воспитания в повышении качества жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью», рассматривается проблема по организации формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы интерната 8 вида по ФГОС.

В своей педагогической деятельности решила использовать Сл. эффективные формы воспитательной работы: практико-ориентированные проекты экологической направленности, которые  формируют усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их, потребность в общении с природой,  умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

Сл. «Зеленая елочка – живая иголочка», Идея проекта -  сохранение зеленых насаждений  в преддверии новогодних праздников. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Искусственная елочка – хорошая альтернатива натуральным елям, и компромиссное решение проблемы сохранения хвойных лесов на нашей планете.

Проект «Зеленая елочка – живая иголочка» относится к познавательной (творческо-игровой деятельности детей). В эту работу активно включаются воспитатели группы и дети.  Дети узнают, когда в России появилась традиция отмечать Новый год, наряжать елку, и как встречают Новый год в других странах. На протяжении работы проекта идет:

1 «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе».  Ребенок открывает мир природы.

Экскурсия по «Экологической тропе» – сравнение живой и искусственной ели.

Цель: показать главные особенности живого дерева и искусственного, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!»

Цель: формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены. «Хвойные иголки»  

2. «Развиваем речь и коммуникативные способности детей»:

«Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения  

Цель: воспитывать экологическое мировоззрение: бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их.

Разучивание стихотворений.

 3. «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество»:

Аппликация.  

«Елочки для друзей»

Цель: воспитывать у детей интерес к жизни елочек, понимания необходимости сохранения их целостностей.

Конструирование.  

«Зеленая красавица» - творческое конструирование из бумаги в технике «Квиллинг»

Цель: – формировать доброжелательное отношение к елочкам.

Рисование плакатов в защиту лесных красавиц

  4. «Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными».

дидактические и подвижные игры;

итоговое досуговое мероприятие.

Методическая разработка.  «Птицы нашего двора» Во внеурочной деятельности было предложено воспитанникам принять участие в экологической акции «Будем друзьями птиц!». Ребята с удовольствием откликнулись на призыв. На уроке технологии старшеклассники смастерили кормушки. С малышами провели экологическое исследование о том, какие птицы зимуют в нашей местности и какой корм им необходим, чтобы пережить зимние холода.  На этом  мы с ребятами и  остановились.  Развесили кормушки на участке  и под окном.   Кормим наших птиц, которые прилетают. Такие акции  мы проводим ежедневно. Дети наблюдают, делают рисунки, аппликации и вылепливают птиц нашего двора.

Составила « Картотеку наблюдений на прогулке» по временам года. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения, о природе и т.д. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного и экологического воспитания.  Дети трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Сл.

Игровые проекты экологической направленности дают возможность вовлекать ребят в природоохранную деятельность, вырабатывать навыки поведения в природе, знакомить с объектами окружающего мира, стимулировать сенсорные  функции (зрительного, слухового восприятия);

развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия, развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения), обучение элементарным трудовым навыкам, воспитание уверенности в собственных силах и возможностях. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Проект «Цветик семицветик».

Сл. Во внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры можно проводить.

 Сл.  Коррекционно-воспитательные занятия

  1. Растения и животные Красной книги.
  2. Вода – источник жизни на земле.
  3. Солнце воздух и вода  -  наши лучшие друзья.
  4. Деревья разные бывают.
  5. Эта хрупкая планета
  6. Сохраним планету

Сл. Практические   занятия

  1. Чистый двор
  2. Приключение пластиковой бутылки
  3. Культура поведения в природе
  4. Чистый родник
  5. Птичья столовая
  6. Цветущие клумбы

Сл. Экскурсии

  1. Природа родного города осенью
  2. Посещение краеведческого музея
  3. Экскурсия на лесную полянку
  4. Экскурсия по зимнему парку

В целом Сл. экологическая культура позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников. В настоящее время опубликовано большое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков по ФГОС ООО. Необходимо продолжать изучение экологии  во внеурочное время. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Следовательно, формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений – одна из важнейших задач современной школы. Необходимо дать ребенку не только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ явлений в природе, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально - волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому основным содержанием экологического образования учащихся коррекционных школ является формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся [Текст]/ Д.С. Ермаков. – М.: МИОО,2009. –180 с.

2. Касимов, Н. С. От экологического образования к образованию для

устойчивого развития [Текст] Н. С. Касимов. // Экология и жизнь. 2006. –№9 (58). – С. 30-34.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от4 февраля 2010 г.  

4Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом. Начальная школа. – 2005.

5.Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.

2005г.                                                                       

Приложение.

Схема занятий.

Коррекционно – воспитательное занятие.

  1. Организация воспитанников.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Подведение итогов. Оценка работы воспитанников.

Практическое занятие. 

  1. Организация воспитанников.
  2. Повторение имеющихся сведений        по теме
  3. Тренировочное упражнение.
  4. Планирование. Практическая работа.
  5. Отчет о проделанной работе. Самооценка.
  6. Итог занятия.

 Экскурсия.

  1. Организация воспитанников и подготовительная беседа о задачах экскурсии.
  2. Повторение правил поведения в общественных местах, правила дорожного движения.
  3. Проведение экскурсии.

Итоги проведенной экскурсии. Заключительная беседа.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Определение возможных диагностических исследований воспитанников и групповых объединений»

Одной из основных задач нашего учреждения является максимальное приближение условий воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осущест...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....