Выступление на методическом объединении воспитателей начального звена по реализации ФГОС обучающихся с УО в 1 классе.
материал на тему
Проблема: «Организация формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы.
С 1 сентября 2016 г. коррекционные школы учат по-новому.
Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат обучение, по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.
Содержание стандарта ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ выстроено в принципиально новой логике:
каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта образовательной программы.
Одно из направлений программы это Сл. экологическое воспитание школьников.
Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_fgos.docx | 493.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
ОГОКУ (специальная) коррекционная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченным возможностями здоровья г. Саянска.
« Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал как большую тайну пробуждение жизни в природе»
В.А. Сухомлинский
2017 год.
Выступление на методическом объединении воспитателей
начального звена по реализации ФГОС обучающихся с УО в 1 классе.
Воспитатель 8 группы
Ефименко Татьяна Алексеевна.
Сл. 1 01.02. 2017 год.
Проблема: «Организация формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы.
С 1 сентября 2016 г. коррекционные школы учат по-новому.
Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Сл.
В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат обучение, по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.
Сл.
Содержание стандарта ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ выстроено в принципиально новой логике:
каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта образовательной программы.
Одно из направлений программы это Сл. экологическое воспитание школьников.
Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
Сл. Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. В работе учителя Сл. результатами экологической культуры школьников будут являться;
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
- понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Сл. Во внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры стоит цель - создание условий для социального становления и развития экологической воспитанности ребенка через организацию совместной природоохранной деятельности.
Сл. Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
Актуальность проблемы обусловлена загрязнением окружающей среды, исчезновением лесных массивов, некоторых видов животных и птиц в наше время. Огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края.
Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом развития интеллекта и психики, а также станут средством развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Формы и методы формирования экологической культуры по ФГОС в школе достаточно разнообразны. Овладение ими является важной задачей в воспитательной работе педагога. Основными методами являются, методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Большим отличием современного подхода к обучению и воспитанию является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами имеется не только предметные знания, но и умение использовать эти знания во внеурочной практической деятельности.
Вместе с новыми стандартами, необходимо, увеличить мотивацию развития интересов ребенка к окружающему миру, показать, что школьные занятия это неполучение отдаленных от жизни знаний, а наоборот – нужная подготовка к условиям жизни, поиск полезной нужной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Сл. Ведущая педагогическая идея формирования экологической культуры школьников это;
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении.
В рамках деятельностно-коммуникативной составляющей образованности необходимо:
- владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в родном городе;
- участвовать в экологических акциях школы;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в её сохранении.
В рамках предметно-информационной составляющей образованности:
- знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знать растительный и животный мир Иркутской области, особенности их изменения под воздействиями предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплекса Иркутской области;
- знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в районе своего города.
Обучить экологической культуре школьника нельзя только на уроке. Необходимы другие Сл. формы и методы внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры. К ним относятся:
- занятия в клубе,
- экскурсии в природу,
- внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»:
- дискуссии, диспуты, акции,
- экологические вечера, спектакли,
- беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Анализируя свой небольшой опыт работы в направлении экологического воспитания детей, в первом классе пришла к выводу:
- во-первых, во внеклассной работе учащимся нужно сначала раскрыть теоретические основы, и сделать таким образом, чтобы воспитанники заинтересовались в этой области знаний.
- во-вторых, основным в экологическом воспитании является практическое применение полученных знаний и умений в окружающей среде.
Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у учащихся нужно многократное повторение навыков, знаний, умений на практических мероприятиях. Поэтому в рамках методической темы самообразования Сл. «Возможности экологического воспитания в повышении качества жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью», рассматривается проблема по организации формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы интерната 8 вида по ФГОС.
В своей педагогической деятельности решила использовать Сл. эффективные формы воспитательной работы: практико-ориентированные проекты экологической направленности, которые формируют усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их, потребность в общении с природой, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.
Сл. «Зеленая елочка – живая иголочка», Идея проекта - сохранение зеленых насаждений в преддверии новогодних праздников. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Искусственная елочка – хорошая альтернатива натуральным елям, и компромиссное решение проблемы сохранения хвойных лесов на нашей планете.
Проект «Зеленая елочка – живая иголочка» относится к познавательной (творческо-игровой деятельности детей). В эту работу активно включаются воспитатели группы и дети. Дети узнают, когда в России появилась традиция отмечать Новый год, наряжать елку, и как встречают Новый год в других странах. На протяжении работы проекта идет:
1 «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе». Ребенок открывает мир природы.
Экскурсия по «Экологической тропе» – сравнение живой и искусственной ели.
Цель: показать главные особенности живого дерева и искусственного, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.
Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!»
Цель: формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены. «Хвойные иголки»
2. «Развиваем речь и коммуникативные способности детей»:
«Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения
Цель: воспитывать экологическое мировоззрение: бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их.
Разучивание стихотворений.
3. «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество»:
Аппликация.
«Елочки для друзей»
Цель: воспитывать у детей интерес к жизни елочек, понимания необходимости сохранения их целостностей.
Конструирование.
«Зеленая красавица» - творческое конструирование из бумаги в технике «Квиллинг»
Цель: – формировать доброжелательное отношение к елочкам.
Рисование плакатов в защиту лесных красавиц
4. «Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными».
дидактические и подвижные игры;
итоговое досуговое мероприятие.
Методическая разработка. «Птицы нашего двора» Во внеурочной деятельности было предложено воспитанникам принять участие в экологической акции «Будем друзьями птиц!». Ребята с удовольствием откликнулись на призыв. На уроке технологии старшеклассники смастерили кормушки. С малышами провели экологическое исследование о том, какие птицы зимуют в нашей местности и какой корм им необходим, чтобы пережить зимние холода. На этом мы с ребятами и остановились. Развесили кормушки на участке и под окном. Кормим наших птиц, которые прилетают. Такие акции мы проводим ежедневно. Дети наблюдают, делают рисунки, аппликации и вылепливают птиц нашего двора.
Составила « Картотеку наблюдений на прогулке» по временам года. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения, о природе и т.д. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного и экологического воспитания. Дети трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Сл.
Игровые проекты экологической направленности дают возможность вовлекать ребят в природоохранную деятельность, вырабатывать навыки поведения в природе, знакомить с объектами окружающего мира, стимулировать сенсорные функции (зрительного, слухового восприятия);
развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия, развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения), обучение элементарным трудовым навыкам, воспитание уверенности в собственных силах и возможностях. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Проект «Цветик семицветик».
Сл. Во внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры можно проводить.
Сл. Коррекционно-воспитательные занятия
- Растения и животные Красной книги.
- Вода – источник жизни на земле.
- Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья.
- Деревья разные бывают.
- Эта хрупкая планета
- Сохраним планету
Сл. Практические занятия
- Чистый двор
- Приключение пластиковой бутылки
- Культура поведения в природе
- Чистый родник
- Птичья столовая
- Цветущие клумбы
Сл. Экскурсии
- Природа родного города осенью
- Посещение краеведческого музея
- Экскурсия на лесную полянку
- Экскурсия по зимнему парку
В целом Сл. экологическая культура позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников. В настоящее время опубликовано большое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков по ФГОС ООО. Необходимо продолжать изучение экологии во внеурочное время. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.
Следовательно, формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений – одна из важнейших задач современной школы. Необходимо дать ребенку не только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ явлений в природе, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально - волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому основным содержанием экологического образования учащихся коррекционных школ является формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся [Текст]/ Д.С. Ермаков. – М.: МИОО,2009. –180 с.
2. Касимов, Н. С. От экологического образования к образованию для
устойчивого развития [Текст] Н. С. Касимов. // Экология и жизнь. 2006. –№9 (58). – С. 30-34.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от4 февраля 2010 г.
4Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом. Начальная школа. – 2005.
5.Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.
2005г.
Приложение.
Схема занятий.
Коррекционно – воспитательное занятие.
- Организация воспитанников.
- Актуализация опорных знаний.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Подведение итогов. Оценка работы воспитанников.
Практическое занятие.
- Организация воспитанников.
- Повторение имеющихся сведений по теме
- Тренировочное упражнение.
- Планирование. Практическая работа.
- Отчет о проделанной работе. Самооценка.
- Итог занятия.
Экскурсия.
- Организация воспитанников и подготовительная беседа о задачах экскурсии.
- Повторение правил поведения в общественных местах, правила дорожного движения.
- Проведение экскурсии.
Итоги проведенной экскурсии. Заключительная беседа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания"
доклад о реализации Концепции духовно-нравственного воспитания...
Выступление на методическом объединении воспитателей старшего звена на тему:" Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"
Тема выступления: "Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Определение возможных диагностических исследований воспитанников и групповых объединений»
Одной из основных задач нашего учреждения является максимальное приближение условий воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осущест...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....