ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ Проектная деятельность как средство формирования УДД учителя истории и обществознания
материал
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
Методическая система учителя.
«Проектная деятельность как средство формирование УУД»
Выполнила: Голикова Ольга Владимировна
Учитель истории и обществознания
К корректировке целей образования приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями. Это должен быть человек умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Структура же традиционного «знаниевого» образования «не настроена» на эту функцию.
Система моей работы основана на принципах развивающего обучения: научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой.
Моя система направлена на создание условий для развития функционально грамотной личности учащихся, поэтому в основе организации учебного процесса и внеклассной работы по истории и обществознанию лежит деятельностный подход с использованием современных педагогических технологий. Технология проектного обучения является одной из комплекса личностно-ориентированных, адаптивных технологий. На уроках истории и обществознания в результате познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, лежащей в основе проектного обучения учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг универсальных учебных действий.
Использование в работе различных образовательных технологий помогает формировать активную личность будущего специалиста, способного самостоятельно строить свою учебно-познавательную деятельность.
Целью моей методической системы является формирование проектировочных и исследовательских способностей школьников как основы успешного развития функционально грамотной личности.
Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:
- Произвести анализ тематического планирования уроков истории и обществознанию и определить темы, изучение которых возможно с применением ТПО и исследовательской деятельности.
- Создать условия для формирования и оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей;
- Выяснить, как влияет применение ТПО на уровень развития универсальных учебных действий, качество знаний.
- Внеклассную работу по обществознанию и истории проводить с использованием метода проектов и исследовательских работ.
- Повышать собственный научный уровень в области преподавания истории и обществознания, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению истории и обществознанию, пополняя накопленный методический и дидактический материал.
Условиями реализации разработанной мною методической системы являются: наличие кабинета истории, готовность учителя использовать современные образовательные технологии. Наиболее применяемы в моей системе технологии: ИКТ; технология проектного обучения, проблемного и разноуровнего обучения; игровые элементы.
Организационными формами моей методической системы являются:
- урок - игра,
- урок-экскурсия,
- урок-практикум,
- элективные курсы,
- экологические операции.
Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:
I. Мотивационно-целевой компонент.
Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Данный компонент создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету. Повышает позитивное отношение к учёбе. Способствует становлению функционально грамотной личности.
II. Содержательный компонент системы.
Содержательный компонент системы определяется федеральным государственным образовательным стандартом, направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся по предметам. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень способностей учащихся. Анализирую программу и учебно-методический комплекс, обращаю внимание на возрастные особенности учащихся, на объёмность и проблемность материала. Процесс обучения и отбор содержания материала на уроках выстраиваю от простого к сложному, от постановки проблемы учителем до самостоятельной постановки.
III. Инструментально-технологический компонент.
Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания.
Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:
1.Коммуникативные (метод проектов, диалог, презентации);
2. Исследовательский метод;
3. Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
4.Частично-поисковый, или эвристический метод.
При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий.
Обеспечить успешность и эффективность учебной исследовательской проектной деятельности учащихся с точки зрения формирования проектировочных умений и навыков позволяет использование комплекса следующих организационных и методических приемов:
- Выбор тематики проекта основывается на межпредметной интеграции знаний.
- Название проекта формулируется учителем и характеризуется высокой степенью неопределенности, и предусматривает активное участие школьников в поиске и выборе основных содержательных линий и стратегий исследования.
- Учебная деятельность школьников организуется педагогом в режиме «само» и нацелена на развитие способности к рефлексии. Функции учителя сводятся к оперативному управлению процессом решения проблемных задач (организация, контроль, корректировка).
- Планирование исследовательской проектной деятельности осуществляется учащимися совместно с учителем на основе множественного целеполагания через постановку разнообразных разноуровневых целей и задач.
Этапы работы над проектом предполагают в основном индивидуальную исследовательскую деятельность.
Исследовательский проект предполагает теоретические и практические исследования для перевода общеучебных и предметных знаний и умений на уровень компетенций. Содержание, раскрываемое в исследовательских работах учащихся и расширяющее их кругозор, в таком случае выступает не как цель учебной деятельности, а как средство, с помощью которого происходит развитие личности школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".
Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....
План самообразования "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС."
В настоящее время снижается интерес к предметам .Поэтому возникла проблема: внедрить в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к пре...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии
Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство формирования УУД."
Выступление на муниципальной научно-практической конференции "Повышение качества образования в условиях работы по ФГОС ООО"...
План по самообразованию «Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»
laquo;Всякое знание «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».Н. У...
«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»
При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации её ...