План по самообразованию «Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»
материал по английскому языку

Лилит Жориковна Манасерян

«Всякое знание «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Н. Умов (Российский физик. 1846 - 1915)


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_proektnaya_deyatelnost.odt25.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

«Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»

Педагог дополнительного образования

Манасерян Л. Ж.

г. Дорогобуж

2020 - 2023 учебный год

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Н. Умов (Российский физик. 1846 - 1915) 

Пояснительная записка

Слово «проект» произошло от латинского “projectus”, что означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображая нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Проектный метод в образовании- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

В современных условиях образование реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Аргументируя актуальность данной темы необходимо заметить, что метод проектов приобретает все большую значимость в последнее время , а в ФГОС второго поколения говорится следующее: « На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обуславливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи)».Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему дополнительное образование, а уметь применять их на практике. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить занятия иностранного языка в дискуссию, исследование.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее: 

1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

– через проживание ситуации успеха» (на занятии или вне заняыия) не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и поныть другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к «самоизменению, личному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов, и закономерностей, отношений и др.)

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнения на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практические значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

В основе проекта лежит проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и овладение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, текстом (выделять главную идею, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы. Умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе не необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вести постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Цель:

  • Углубление своих знаний о проектной деятельности.
  • Организовать работу с группой по данной теме.
  • Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
  • Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
  • Формировать опыт сотрудничества.
  • Воспитывать коммуникативные качества.
  • Повысить качество учебного процесса;
  • Обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся;
  • Внедрить инновационные технологии в учебный процесс, соответствующие образу «современного педагога»;
  • Расширить общепедагогические и психологические знания с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
  • Овладеть достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • Повысить общекультурный уровень педагога.

Задачи:

  • Развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Фиксирование уровня образованности на каждом этапе школьного обучения;
  • Достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися;
  • Усиление мотивации учащихся к предмету;
  • Формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Источники самообразования

1. Журналы

2. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

3. Интернет

4. Семинары

5. Видео, аудио информация на различных носителях

6. Курсы повышения квалификации.

Методы самообразования

  • - Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • - Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • - Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
  • - Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • - Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • - Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • - Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • - Общение с коллегами в школе, районе;
  • Формы самообразования
  • - индивидуальная – через индивидуальный план;
  • - групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
  • В практике используются следующие виды проектов:
  • - исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • - ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • - творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
  • - современные технологии: ИКТ, портфолио учащихся, игры, проектная методика.

Ожидаемый результат: создание блока материалов, в том числе дидактических карточек, применимых на уроках английского языка, в помощь учителям среднего звена средней школы.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала.

Сроки реализации: сентябрь 2020 — май 2023.

 N

                                      Содержание.

        Сроки реализации.

Результат

1

Подготовительный этап:

-Определение тематического поля и темы проекта,

-поиск и анализ проблемы,

-постановка цели проекта,

-выбор названия проекта;

-формирование проблемы общей картины.  

Сентябрь -октябрь

2020

Выполнено

2

Повышение психологопедагогического и методического уровня:

-изучение темы «Методы обучения на этапе изучения новой темы».

-совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2021

Выполнено

3

Исследовательский этап:

-обсуждение возможных вариантов исследования,

-сравнение предполагаемых стратегий, -выбор способов,

-сбор и изучение информации,

-определение формы продукта и требований к продукту,

-составление плана работы,

-распределение обязанностей; ; 

-посещение уроков коллег;

-проведение мониторинга обучающихся с целью выявления проблемных областей;

-выделение грамматических тем, требующих особого внимания от педагога. 

2021-2022

4

Текущая методическая работа:

-разработка электронных презентаций;

-разработка тестов;

-разработка упражнений для тренинга.

2022

5

Совершенствование знаний современного содержания образования учащихся:

-ознакомление с новыми формами, методами и приемами обучения;

-организование работу с одаренными детьми и принятие участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

-Посещение занятий коллег и участвование в обмене опытом;

-периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.

Регулярно.

6

Этап научной работы:

-выполнение запланированных технологических операций,

-внесение необходимых изменений; . 

-создание блока карточек, дидактических материалов. 

2022-2023

7

Этап практической работы:

-применение блока разработанных материалов на занятиях английского языка всех параллелей среднего звена;

-сбор информации об успешности использования данных материалов;

-подготовка презентации;

-применение разработанных материалов в работе,

-сбор информации об успешности для дальнейшей ее обработки. 

Регулярно.

8

Анализ:

-анализ собранных данных об успешности применения разработанных материалов;

-оценка рациональности разработанных карточек;

-оценка качества выполнения проекта. Корректировка.

-оценка проделанной работы. 

2022-2023

9

Разработка современных лексико-грамматических игр и формирование методической копилки во время занятий английского языка:

Регулярно.

10

Оформление результатов:

-оформление результатов работы;

-выставки опыта работы;

-создание собственной методической копилки;

-методическая копилка материалов по формированию УУД на занятиях английского языка с рекомендациями. 

2023

В своей работе я использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернете, интерактивные тесты, интерактивные программы при обучении по УМК “Rainbow English”. Они делают занятия разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями.

В Интернете мы с учащимися находим различную необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как педагога английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. (Отсутствие Интернета, компьютера). Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Используемая литература.

  1. И. П. Гладилина - «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (Журнал «Иностранные языки в школе» N3 — 2003).
  2. З. П. Романова - «КВН  для учащихся вторых классов, изучающих английский языкс первого класса» (Журнал «Иностранные языки в школе» N2 — 2002).
  3. Е. В. Алесина - «Учебные игры на уроках английского языка» (Журнал «Иностранные языки в школе» N4 — 1987).
  4. Е. Кашина - «Ролевые и лингвистические игры» (Самара 1992).
  5. Т. Г. Любимова - «Развиваем творческую активность» (Чебоксары 1996).
  6. 1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://image.websib.ru/05/

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст]/ Филатов В.М.  - М., 2004.

4. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-8.

5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.

6.Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

8.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.tgl.net.ru/wiki

9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000. — № 3 — с.3–9

10.Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library

11.Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.

12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка".

Использование элементов драматизации и инсценирования в течение  урока английского языка дает возможность активной устной практики для каждого ученика, способствует формированию навыков уверенног...

Отчет по теме самообразования "Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка".

Использование элементов драматизации и инсценирования в течение  урока английского языка дает возможность активной устной практики для каждого ученика, способствует формированию навыков уверенног...

«Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в учреждениях СПО»

Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности на уроках иностранно...

Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка

Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка...

«Проектная деятельность, как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»

laquo;Проектная деятельность, как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»...