инновационная деятельность
учебно-методический материал

Федотова Маргарита Владимировна

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева.
      

         Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные цели по ключевым направлениям развития страны, две из которых относятся к сфере образования и стали целями Национального проекта «Образование»:

  • обеспечение к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_uchitelya_tehnologii.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

       Исходя из целей и задач современного образования, цель моей педагогической деятельности - вырастить успешного ученика.
      Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха! Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
        Стремительное развитие современной техники, возрастающие требования к профессиональным качествам, в условиях которых человеку на протяжении жизни приходится неоднократно переучиваться. В этой ситуации перед педагогом возникает задача не только научить чему-то, а формировать умение самим учиться.
       Неудовлетворенность традиционными учебниками, стремительное развитие цифровых технологий и самой науки информатики заставляет учителя отдавать предпочтения творческой деятельности, не по шаблону, быть более мобильным, динамичным, креативным и воспитывать детей такими же.
           

Инновационная/экспериментальная деятельность

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева.
       

         Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные цели по ключевым направлениям развития страны, две из которых относятся к сфере образования и стали целями Национального проекта «Образование»:

  • обеспечение к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Данные цели имеют серьезные основания. В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего лидерские позиции в мире занимают те страны, которые делают основную ставку на человека, на максимальное развитие его потенциала, на способности людей делать жизнь лучше, развивать себя, культуру, отечество, планету в условиях быстрых изменений. Ключевую роль в этой ситуации играет образование.

        Национальной целью развития, определенной Президентом России, является цифровая          трансформация.

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» необходимо до 2030 года достичь выполнения четырех показателей, один из которых напрямую связан с системой образования. Система образования должна достичь «цифровой зрелости».

Цифровая трансформация отечественной школы позволит решить ключевые задачи образования, даст возможность обеспечить для каждого обучающегося индивидуализацию образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала. Информатизация школьного образования позволит расширить образовательное пространство обучающихся до всего земного шара посредством цифровых технологий.

Суть цифровой трансформации образования – достижение каждым обучающимся необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными. С использованием возможностей «всемирной паутины» весьма эффективно могут быть решены многие образовательные цели и задачи

       Любое изменение в системе образования должно начинаться с изменения Учителя, поэтому мне хочется сделать свои уроки - интересными, простыми и понятными. Сейчас это во многом подразумевает использование современных ИКТ-технологий. Интерес побуждает учащихся к действию. Одной из таких технологий является Интерактивная игровая технология. Данная технология, как молодая информационная технология, способствует активизации учебной деятельности и повышения эффективности уроков. Информационные технологии способны: разбудить познавательный интерес к технологии, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, развить самостоятельную деятельность школьников и индивидуализировать процесс обучения.

        Снижение уровня мотивации обучения характерно для нашего времени, и прежде всего учебно-познавательной заинтересованности учащихся. Не является исключением и предмет Технология.  Для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология» использую в своей работе образовательные Интерактивные игровые технологии, данную технологию возможно применять и при дистанционном обучении.

Тема: «Интерактивная игровая технология как эффективное средство        формирования познавательных УДД учащихся на уроках технологии»

      Актуальность использования сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и

систематизирования новой информации.

     Использование Интерактивных игровых технологий на уроках технологии я считаю важным и необходимым, так как в применении игровых технологий у обучающихся формируются познавательные УУД. А именно регулятивные – планирование, контроль, саморегуляция; познавательные - поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний; как элемента более широкой технологии; в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач; как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра даёт возможность не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер.   

       Компьютерные технологии начинают проникать в методы познавательной активности школьников, так как компьютер –это неотъемлемая часть жизни современных учащихся. Одной из характерных черт образовательной среды на сегодняшний день   является   возможность   обращения   к   любым   материалам, способствующим обучению в любое время и находящимся в любой точке пространства. Главное преимущество использования компьютера в обучении -это доступность учебного материала, возможность связи с преподавателем, который   будет   выступать   как online– консультант, а   также индивидуализация учебного процесса. Развитие компьютерных технологий повлекло за собой появление различных направлений в образовании.  На сегодняшний день существуют самые популярные направления в развитии образования: электронное обучение (e-learning), дистанционное обучение, геймификация (обучение с помощью игр, не только компьютерных), интерактивное обучение и другие. Электронное обучение (e-learning, Electronic    Learning)–это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. Электронное обучение (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -«организация образовательной деятельности  с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных  программ  информации  и  обеспечивающих  ее  обработку информационных технологий, технических средств, а так же информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной  информации,  взаимодействие  обучающихся  и  педагогических работников» .Изначально под электронным обучением подразумевалось обучение с помощью  компьютеров.  Но по мере развития компьютерных и интернет технологий e-learning оброс дополнительными значениями. Самые заметные из них: удаленное обучение, дистанционное обучение, виртуальное обучение, сетевое обучение и обучение при помощи электронных технологий.  Как не сложно понять из появившихся синонимов, очень большую роль в электронном обучении стало занимать обучение в сети Интернет, отсюда и столько альтернативных названий, связанных с расстоянием и сетью.

      Интерактивный сайт learningApp org -это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Сервис learningApps.orgявляется приложением Web2.0.  Одной из основополагающих идей развития Интернета последнее время стала концепция Web 2.0. Понятие Web2.0 означает изменение принципов работы обычных программных продуктов. Использование специальных интерфейсов приводит к тому, что любой человек может работать с web-приложениями. В режиме online можно работать с текстовыми редакторами, таблицами, инструментами для хранения файлов, прослушивания музыки, просмотра видеофрагментов и так далее.  Это позволяет добиться мобильности пользователя.  При доступе к сети Интернет есть возможность работать через браузер точно так же, как на обычном ПК. Сервис LearningApps.org позволяет использовать уже готовые модули, а также создавать свои или изменять готовые.

   

Создать упражнение, игру или карточку для проверки достаточно просто:

1.Выбираем шаблон упражнения;

2.Нажимаем кнопку «Создать подобное упражнение»;

3.Изменяем данные на свои;

4.Выполняем пробное выполнения задания, для выявления недочетов;

5.Исправляем недочеты;

6.Сохраняем для личного пользования или публикуем.

  В данном сервисе выполнять задание могут от 1 до 4 учащихся одновременно. Значит, при применении такого вида сетевого ресурса мы с легкостью   можем   реализовывать   интерактивное   обучение, которое заключается во взаимодействии обучающихся между собой и обучающихся и педагога. Также учащийся может выполнять задание, соревнуясь с компьютером.  А также можно создавать классы, добавляя аккаунты учащихся.

   Созданные приложения в данном online–сервисе хорошо дополнят урок. Их можно применять на различных этапах урока: проверка домашнего задания, актуализации знаний, формирование мотивации, закрепление нового материала.  А также LearningApps.orgможно применять для контрольной проверки знаний.

Применение современных информационных технологий даёт возможность учителю:

 Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.

  Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.

 Обеспечить широкую вариативность обучения.

 Оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.

  Визуализировать учебный материал.

 Возможность создать большое количество раздаточных материалов.

 Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно ориентированного обучения

Занятия с использованием ИКТ имеют отличие от стандартной системы обучения. Это новая роль учителя – его функция сводится к консультативно координирующей, он уже не основной источник знаний. Задача учителя – подобрать способы обучения, соответственно содержанию учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, а также с их умениями применять ПК в учебных целях.

 Урок изучения нового материала. Компьютерный слайд-фильм, в сравнении с другими средствами обучения, обладает следующими преимуществами:

 содержит большой материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро усваивать и уяснять полученную информацию;

  удобен в пользовании и хранении;

 представляет открытую образовательную систему, что дает возможность дополнять, расширять и обновлять имеющуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;

 при наличии экрана, позволяет демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает вредного воздействия, как работа перед монитором;

 позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;

 дает возможность учащимся, пропустившим занятие, самостоятельно, в комфортном для них темпе, узнать учебный материал при помощи компьютера.

Например, презентация по кулинарии 5 класс по теме «Бутерброды. Сервировка чайного стола» содержит слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правила Т/Б и санитарии, схемы приготовления бутербродов, схемы складывания салфеток, иллюстрации, новые термины, задания для закрепления темы. Урок-практикум. На уроке осуществляется цель освоения учащимися рабочих приемов освоения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Для наглядного представления различного вида работ, можно использовать небольшие по объёму презентации на каждом этапе урока. Например, слайд по изготовлению изделия с инструкционной картой, видеоролик с показом трудового процесса по вязанию крючком, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов.  Использовать ПК как средство для сбора информации и составления пояснительной записки – для раздела «Творческий проект». Урок контроля знаний. Компьютерное тестирование позволяет корректировать степень сложности и число вариантов, тем самым учитывать уровень усвоения материала каждым обучающими и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может сопоставить их провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Можно использовать мини-тест, вовремя изучении новой темы, для закрепления материала в конце урока. Он может быть исполнен и в игровой форме. А также в форме викторины, для проверки знаний. Урок – Виртуальная экскурсия включает в себя изучение сайтов различных культурно-просветительских, научных учреждений, различных городов и стран и т.п. Предварительно ознакомившись с информацией сайта, учитель ставит цель экскурсии и примерный объем знаний, который обучающиеся должны приобрести на экскурсии. После этого разрабатывается маршрут экскурсии, какие страницы, и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, каково содержание наблюдений, которые должны провести учащиеся. Итоги экскурсии подводятся различными способами: обобщающая беседа, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов урок-конференция. Если информация требует какого-либо оформления (письменно, в электронном виде), то важно, чтобы учащиеся не просто распечатывал на принтер найденные web-страницы, а, используя их, создали собственное информационное сообщение. Это возможно при помощи специальной формулирования задания, например, «Пользуясь информацией (ссылками) расположенными на web-странице по адресу…, подготовьте сообщение о… объемом не более 2-х страниц». Ограничение объема не позволит механически скопировать чужую работу из Сети.

   Возможности смартфонов все улучшаются, и с этим увеличиваются возможности использования их на уроках.  При использовании мобильных устройств мы можем приучить учащихся использовать свои гаджеты не только для игр и общения в социальных сетях, но и для обучения.  С помощью различных сервисов и приложений (с использованием сети Интернет) обучение может стать еще доступнее и интереснее.  Ведь с помощью игры информация запоминается быстрее и качественнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...