Игровые педагогические технологии
учебно-методический материал
Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься,появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые педагогические технологии
Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься,
появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Цель игровых технологий - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая технология строится как целостное образование.
В нее включаются последовательно:
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.
Требования к игровой технологии
Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях
Особенности игровых технологий .
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Роль педагога:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества , коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Игровая технология включает в себя:
• игровые тренинги;
• сюжетно – ролевые игры;
• театрализованные игры.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие
- включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей.
Например такие технологии, как:
- игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики.
- игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
- игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- развитию равновесия, координации движения;
- крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
- овладение подвижными играми;
- становление ценностей здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. У многих детей активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических возде...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-101973-1354120880.jpg)
Презентация "Игровая педагогическая технология"
Эта презентация может помочь учителю познакомиться с игровой технологией; объяснит её цели и задачи, проиллюстрирует то, как эту технологию можно применить на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-247929-1366811553.jpg)
Статья "Игровые педагогические технологии на уроках информатики и экономики"
Публикация в газете Педвестник...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-281875-1390032751.jpg)
Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников
Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, эмоционального отношения к нему, интерпрет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-501864-1416592400.jpg)
Использование игровых педагогических технологий в образовательном процессе
Некоторые рекомендации нетрадиционного подхода к организации учебного процесса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-741286-1453408458.jpg)
Мастер-класс "Использование игровых педагогических технологий на занятиях в дополнительном образовании. Игры - энергизаторы"
Знание всегда имеет эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника ув...