Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников
консультация по музыке на тему
Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников
Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
Этапы технологии:
1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и обогащение элементарных музыкальных представлений.
2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и эмоционального отношения к нему.
3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
Беседа с детьми на тему: «Какой бывает музыка?»
Цель: активизировать и обогатить элементарные представления детей о стилевых и жанровых отличиях разнообразных музыкальных произведений, об особенностях их эмоционального содержания.
Приблизительные вопросы беседы.
- Какой бывает музыка?
- Зачем нужна музыка?
- Чем песня отличается от мелодии? Какие песни вы знаете? Какие бывают мелодии?
- Чем музыка для детей отличается от музыки для взрослых? Какие детские песенки вы знаете? Какие вы знаете взрослые песни?
- Что такое классическая музыка? Чем она отличается от современной популярной музыки?
- Чем отличается ритмичная (танцевальная) музыка от мелодичной (лирической)?
- Знаете ли вы какую-нибудь русскую народную песню? Чем русские народные песни отличаются от других песен?
- Почему мы так любим слушать музыку?
Игры - упражнения
«Певцы и танцоры».
Цель: способствовать осознанию детьми особенностей влияния темпа, ритма и тональности музыкального произведения на его эмоциональное содержание, развивать умение выражать это содержание через танец, пантомиму, мимику.
Материал: упражнение проводится на базе хорошо знакомых, детям современных песен популярных исполнителей. Используются отрывки четырех различных по характеру произведений: быстрая мажорная ритмичная песня; быстрая минорная песня с меняющимся ритмом; медленная минорная песня с устойчивым ритмом; медленная мажорная песня с меняющимся ритмом.
Описание: дети делятся на две группы (по 3 — 4 человека в каждой): одна группа — певцы, другая — танцоры. Группы размещаются одна напротив другой на расстоянии нескольких метров. Поочередно звучат четыре отрывка из популярных песен (продолжительность отрывков до полутора мин; продолжительность пауз между отрывками 5 — 7 с). Задача одной группы — изображать певцов, стоящих на сцене, используя характерную мимику, жестикуляцию, позы, ритмичные движения. Задача другой группы — изображать танцоров, выражая характер движений в соответствии с особенностями музыкального произведения. Затем группы меняются ролями.
Примерный перечень песен: песни А. Пугачевой («Позови меня с собой», «Если бы не я»), Л.Агутина («Граница»), А. Губина («Такие девушки, как звезды»), группы «Иванушки Интернешнл» («Такое кино»), Валерии («Часики», «Черно-белый цвет»), группы «Корни» («Ты узнаешь ее», «С днем рождения, Вика») и др.
«Угадай, кто я».
Цель: развивать умение определять характер музыкального произведения и раскрывать его через воображаемого персонажа, ситуацию.
Материал: используется 2 — 3 отрывка песен из мультфильмов или детских художественных фильмов (голоса персонажей должны быть узнаваемы).
Описание: детям предлагается прослушать отрывок, а потом рассказать, кто поет эту песенку, как его зовут, что он делает в фильме и т.д.
Примерный перечень песен: песни из мультфильмов «Голубой щенок», «Бременские музыканты», «Домовенок Кузя», «Летучий корабль», из кинофильмов «Приключения Электроника», «Буратино», «Приключения Петрова и Васечкина» и др.
«Хоровод».
Цель: сформировать у детей представление о многообразии русской народной музыки, о ее характерных особенностях; развивать умение реагировать на изменение темпа, ритма и эмоциональной окраски музыкального произведения.
Материал: 5 — 6 отрывков (продолжительность каждого отрывка 1 — 1,5 мин) различных по характеру русских народных песен (отрывки должны следовать подряд, по возможности без пауз).
Описание: дети встают в хоровод, звучит первый отрывок, и они начинают двигаться под музыку в одном направлении. Как только один отрывок сменяется другим, дети меняют направление, а также скорость и манеру движения в соответствии с характером музыкального фрагмента.
Примерный перечень песен: русские народные песни «Перепелочка», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», а также частушки, колядки и т.д.
«Нарисуй музыку».
Цель: развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в рисунке.
Материал: используется одна продолжительная лирическая композиция (не менее 5 мин) желательно в оркестровой обработке; необходимые для рисования принадлежности.
Описание: детям предлагается рисовать под музыку то, что они слышат, а затем рассказать, что они изобразили.
Примерный перечень композиций: авторские лирические композиции Эннио Морриконе, Фрэнсиса Гойи, Жана Мишеля Жарра, Поля Мориа.
«Снежинки».
Цель: обогатить начальные представления детей о классической музыке, ее своеобразии; развивать умение понимать эмоциональное содержание классического произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в движении (в танце, пантомиме).
Материал: 4 — 5 различных по характеру отрывков классических музыкальных произведений (продолжительность предъявления каждого отрывка 2 — 3 мин).
Описание: дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского). Педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они — маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок. Затем звучит следующий отрывок (например, «Июнь» из сб. «Времена года» П.И.Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах теплого летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.
Примерный перечень произведений: желательно начинать с классических произведений наиболее доступных детскому восприятию, например, произведения П.И.Чайковского (цикл «Времена года», отрывки из балета «Щелкунчик» и «Лебединое озеро») и др.
Усложнение музыкального репертуара происходит в соответствии с критериями: возрастающая эмоциональность музыки; наличие музыкальной драматургии произведения, сюжета; длительность звучания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые педагогические технологии на уроках иностранного языка.
Статья + презентация...
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. У многих детей активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических возде...
Статья "Возможности использования игровых технологий в развитии у учащихся ведущих умений и навыков"
В статье представлен опыт моей работы по теме "Возможности использования игровых технологий в развитии у учащихся ведущих умений и навыков"...
Использование педагогических технологий в развитии певческих навыков у дошкольников.
Характеристика используемых педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста над вокально-хоровыми навыками.Прилагается пример музыкального занятия "В гостях у Короля музыки, ...
Презентация "Использование активных педагогических технологий в различных направлениях коррекционной работы с дошкольниками"
В презентации кратко представлен обобщенный опыт повышения эффективности работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения с помощью применения активных педагогических технологий. ...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
Материал предназначен для логопедов,учителей-дефектологов,воспитателей детского сада....