Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (6, 8, 11 класс)

Тэмма Францевна Раднаева

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.

Задачи:

-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности  обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_obucheniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы и методы обучения

на уроках русского языка и литературы

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.

Задачи:

-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности  обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

С. Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира»

В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы.

Условно активные формы обучения можно разделить на:

-активные формы уроков;

- активные методы и приемы обучения;

- активизацию исследовательской деятельности.

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.

Активные формы уроков.

-интегрированные уроки;

-урок-исследование;

-урок-консультация;

- игровые формы уроков;

- мультимедийные технологии обучения.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Игровые формы уроков.

Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы уроков, как

- урок-суд;

- урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;

- урок-спектакль или концерт;

- урок-конференция;

- урок-КВН.

Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых).

Интеграция- наиболее активно используемый в практике принцип обучения. Спектр предметов, преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк: литература, музыка, история, искусство. Так, например, анализ эпизода литературного произведения может стать основой интегрированного урока по подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный, комплексный анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского мастерства(психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у автора литературного произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом задании.

Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным произведением как историческим источником (Библия, «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху его создания.

Итак, интеграция – это один из способов активизации процесса обучения. Результатом данной работы становится:

- формирование итегративного мышления;

- способность переносить знания, умения и навыки, полученные на одном предмете, на другой;

- формирование творческого подхода к информации.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляют стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке сдачи ГИА и ЕГЭ.

Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:

- творческие виды пересказа и итерпретация литературных текстов;

- поисково-исследовательские методы (создание проблемнойситуации, «мозговой штурм», работа над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов);

- взаимоопрос;

- взаимопроверка работ;

- создание проверочных, самостоятельных, творческих работ Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности.

Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно», - скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения.

Я в своей работе использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс. Это:

- групповые формы работы;

- работа в парах;

- разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д., инсценирование  фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов, ребусов, викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;

- интеллектуальный марафон;

- учебный мозговой штурм (например, создание оригинального памятника литературному герою:Мцыри, Тарасу Бульбе, купцу Калашникову и др.);

- КВН;

- нетрадиционные уроки: заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы, диспуты, комплексный анализ текста и др.;

- создание ситуации выбора (многовариативность заданий);

- составление схем-опор, использование алгоритмов.

-игровая учебная деятельность;

- различные приемы устного и письменного опроса.

В последнее время все чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения. Метод – это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные, письменные, программированные, комбинированные) и методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Между методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции  (метод) идет беседа (прием активизации мышления).

Таким образом, прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Примеры некоторых приемов: рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки.

Активные формы обучения на уроках литературы

Первое и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения на уроке. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами, используя анкетирование (вопросы анкеты предлагаются за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению.

Наше учительское представление о произведении сформировалось давно, и мы живем с уверенностью, что ученики воспринимают книгу так же, как и мы. А это далеко не так. У них разная оценка поступков, личностных качеств литературных героев. Проводя аналогичное анкетирование в 5 классе перед изучением повести А.С.Пушкина «Дубровский», я обнаружила, что нынешние ученики готовы к более серьезному анализу произведения, чем пятиклассники предшествующих лет. Так, отвечая на вопрос, почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, обучающиеся предложили около полутора десятков ответов: потому, что у нее в душе был какой-то страх пред будущим; она не могла решиться на этот шаг: воспитание такое; она ждала Дубровского весь день; когда Маша была уже обвенчана, Дубровский появился, а в ней вспыхнула гордость; потому что она, как и Дубровский,  была человеком чести и слова; она очень любила отца и не могла нарушить обязательство, данное отцом князю Верейскому.

Исходя из этой оценки героев учащимися, я стараюсь выстроить систему уроков по изучению литературного произведения. Например, при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на первом уроке я представляю план работы всех последующих уроков, предлагаю вопросы при чтении повести, план характеристики главных героев, умение найти отличительные качества братьев и записать их в предложенную таблицу, составить кроссворд, литературную викторину по повести,  нарисовать рисунки самых значительных (по мнению ученика) эпизодов книги и оговариваю, что заключительным уроком будет урок – суд над Андрием( с распределением ролейцентральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей). Толчок к спору – различные точки зрения на героев, взятые из ученических работ, был дан. Центральным вопросом урока был вопрос о способах достижения жизненной цели (что нравственно, что безнравственно). А также предлагаю приготовить кому-нибудь слово в защиту любого героя произведения.

Обязательно на уроках использую видеоматериалы фильма «Тарас Бульба», которые вызывают дополнительный познавательных интерес к повести, но даю задание, например,  «Сравни эпизод боя и смерти Андрия в книге и в фильме».

По аналогии в старших классах я проводила урок – спектакль «Неужели зло так привлекательно?» суд над Печориным. Целью урока было способствовать развитию речи, воображения, актерских данных, аналитических навыков, умения участвовать в дискуссии.

Изучать восприятие учеников литературного произведения можно и иначе. В 5-7 классах этой цели могут послужить иллюстрации к произведению, еще лучше создание обложек (при условии, что ребята знают: обложка должна выражать идею, суть произведения). В классе, где любят рисовать, я предлагаю такие задания: придумать и нарисовать герб усадьбы (Троекурова, Дубровского), любимые эпизоды, портреты героев. А если не умеют рисовать – попробуйте описать словами. А затем можно предложить рецензию на эти виды работ: какая из иллюстраций одноклассников лучше отражает авторскую точку зрения, почему?

В старших классах интересно предложить задания, развивающие художественное мышление учеников, стимулирующие воображение. Например, при изучении комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», обучающиеся пишут  «Письмо восхищенного зрителя» или «Письмо рассерженного зрителя».

В классе, где уроки строятся на изучении восприятия учеников, где ребята оказываются создателями важнейших проблемных ситуаций и вопросов, постепенно создается атмосфера доверия, ученики учатся слушать слышать не только учителя, но и друг друга. Значительную роль играют уроки с введением элементов инсценировок, особенно при изучении эпических и драматических произведений. Так, при изучении творчества Пушкина мы инсценировали сцены дуэли между Онегиным и Ленским, свидания Татьяны и Онегина, письмо Татьяны. А в 5 классе ученики с удовольствием инсценируют повесть Пушкина «Барышня и крестьянка». Инсценирование предполагает работу над костюмами, привитие некоторых сценических навыков, а это требует дополнительного времени для работы с обучающимися. Однако затраченные усилия окупаются тем, что художник слова становится ближе и дороже ребятам, его произведения – понятней и необходимей.

В.Г.Белинский писал в свое время: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище». Например, урок о жизненном и творческом пути С.Есенина можно построить и как урок – концерт в сочетании с рассказом о жизни поэта, выступлениями о судьбе отдельных его произведений.Поэтический материал звучит в музыкальном сопровождении: это хоровое и сольное исполнение романсов на стихи С.Есенина, слушание близких по настроению музыкальных пьес, особенно для гитары, в грамзаписи или в исполнении владеющих инструментом детей, учителей. Большое значение здесь имеет оформление кабинета, помогающее воссоздать эпоху, мир поэта, призванное вызвать нужный эмоциональный отклик.

Одной из форм проведения литературных вечеров – устные журналы, где каждому педагогу с ребятами – артистами представляется страница. Учителя-словесники играют в спектаклях вместе с учениками. Последняя страничка, как правило, поэтическая, где выступают все желающие со своими стихами.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная  на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта;
- ролевые игры.

- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются обучающимися самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями);

-ролевой анализ литературных героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление высказать свои мысли.

3. Словарная работа:
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.

Слово-главный инструмент учителя. И учить быть внимательным к слову стараюсь с самого начала работы. Изучения художественного произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова. При этом разрешаю пользоваться учебником-хрестоматией, словарями, другими источниками.

4. Работа над выразительным чтением:
- логическое ударение на ключевые слова.

5. Выразительный пересказ:
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами:
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

7.Литературные марафоны.

Предлагается такая форма проверки заданий по самостоятельному чтению и изучению материала о писателях и их произведениях.

Интересными оказываются групповые формы работы на уроке. Выдвигаются вопросы для обсуждения. Одни из них могут быть поставлены учителем, другие должны сформулировать ученики (например, определить проблематику произведения и выбрать наиболее интересную проблему для анализа). Распределяются вопросы для работы по-разному: каждая группа получает свой вопрос; все группы отвечают на одинаковые вопросы. Что дает групповая форма работы? Во-первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща и сотрудничать. Во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться (не так стесняются). В-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит в работу элементы творческого состязания, соревнования.

Ученики 5- классов любят играть. Игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями, используя набор открыток по сказкам Андерсена, Перро, или братьев Гримм, прошу ребят рассказать, что изображено на иллюстрации или подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки.  Элементы игры могут присутствовать при выполнении серьёзных заданий, довольно трудных для ребят. Допустим, даю задание сделать диафильм по сказке или по рассказу. Предваряю его такими словами: «сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссерами. Ваша задача…». Очень важно здесь коллективное начало: ребята обсуждают диафильм, спорят, предлагают свое решение, а в результате выбирают в произведении самое главное, яркое, что помогает раскрыть характер героев.

             Я перечислила только некоторые методы и приемы активного и интерактивного обучения, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. Современному развивающемуся обществу необходимы люди с такими качествами.

Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.

Список литературы

  1. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей. – Литература в школе, № 7,2006.
  2. Активные формы преподавания литературы. Составитель Р.И. Альбеткова–М., Просвещение, 1991.
  3. Бондаревская Е.В. Личностно –ориентированный подход как технология модернизации образования. – Методист, 2003, № 2.
  4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. – Литература в школе, 1996, № 5.
  5. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., «Первое сентября», 2001.
  6. Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся. – Русский язык в школе, 1991, № 3.
  7. Звездина А.Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе. – Мастер – класс, № 10, 2006.
  8. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М., 1992.
  9. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. – Русский язык в школе и дома, 2003, № 1.
  10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Москва, «Педагогический поиск», 2002.
  11. Нетрадиционные формы организации учебных занятий. Составитель Беляева Н.В. – Калинин, 1980.
  12. Ничкова Т.А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка.

Презентация,2012.nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/aktivnye_formy_priemy_metody.pptx



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...

Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"

Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка

Статья, в которой рассказывается о современных методах преподавания уроков русского языка и литературы....

Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...