Активные формы и методы обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку (10 класс)

Яук Наталья Васильевна

Статья, в которой рассказывается о современных методах преподавания уроков русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_i_metody.rar29.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка

      Активные формы  и методы работы на уроке  вызывают у обучающихся   интерес к изучаемой теме, помогают мотивировать учащихся для творческой работы, создают условия для успешного усвоения материала и позволяют добиться положительного эмоционального настроя обучающихся  на работу.

    Приведу фрагмент  урока в 11 классе «Нормы современного русского литературного языка»   с использованием сингапурской системы образования. На уроке предполагается групповая работа: 1 группа изучает  лексические ошибки, 2 группа – грамматические, 3группа- стилистические  ошибки, 4 группа – морфологические. Каждой группе ставится задача:  найти определение типа речевой ошибкм, привести примеры (3-4). В начале урока ребята договариваются о встрече, например,  на 12 часов. Учащиеся рисуют часы, на которых указывают время встречи. Каждый учащийся должен встретиться с тремя партнёрами из разных групп. После изучения теоретического материала по теме  учителем объявляется встреча. Таким образом создаются вторичные группы, в которых каждый расскажет   об изученной  норме русского языка. В течение  восьми минут ребята делятся знаниями, в результате ребята изучают весь теоретический материал по теме урока.

После изучения теории начинается групповая практическая работа. Каждая группа получает карточки с  заданием: найти грамматическую ошибку, записать правильный вариант, указать вид ошибки». После проделанной работы ребята загибают край карточки, чтобы ответ был спрятан. Во избежание ошибок  предлагается самопроверка задания, учитель предлагает учащимся сверить  ответы с «карточкой- помощником». Учащиеся, если необходимо, исправляют ответы, и далее  каждый  ищет себе пару из другой группы, встречается с партнёром, молча отдаёт карточку, предлагает подумать над примером с ошибкой.  Партнёр, мысленно исправив ошибку,  проверяет себя, посмотрев ответ под загибом карточки. Затем учащиеся ищут себе следующих партнёров, чтобы приобрести больше практических навыков по теме. Приведу пример карточки (вторая и третья строка находится под загибом).

 Предложение с ошибкой.

Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака

 Исправленный вариант.

Обломов ничем не занимался и целыми днями бездельничал

  1.  Вид ошибки.

  1. Употребление просторечного выражения

 Рефлексию урока можно провести следующим образом. Учащимся предлагается вопрос: «Лексические нормы: оковы или помощники?» Класс делится на две группы: 1) нормы – оковы, 2) нормы – помощники. Объединяются в пары и доказывают свою точку зрения.

    Групповую работу активно использую на уроках  в средних классах. Остановимся на фрагментах урока по теме «Текст» в шестом классе. На уроке проходит исследовательская работа. Класс делится на группы: «Биологи»,  «Литературоведы», «Математики», «Краеведы». Ребятам предлагается работа с текстом. Перед ними ставятся следующие задачи:1.Познакомиться с мини-текстом, проанализировать его. 2. Провести исследовательскую работу в группах.3. Представить результаты групповой работы. 4. Создать собственный устный текст , используя прослушанную информацию.

 Прошу  прочитать текст (один учащийся озвучивает). Например, в тексте может быть следующая информация: Светило яркое  солнце. Птицы на деревьях распевали веселые песни.  Вдоль опушки леса проходила железная дрога, соединяющая пункт отправления – Омский железнодорожный вокзал с пунктом прибытия - Ярославский вокзал в городе Москва. По рельсам мчался поезд по бескрайним просторам России.

Предлагаю учащимся подумать над вопросом: В данном тексте представлена полная информация, рассказывающая о путешествии по железной дороге «Омск – Москва»? Что бы вы хотели узнать, путешествуя по этому пути? (Какие птицы распевали? Каких животных вы могли увидеть из окна поезда? Какие деревья растут на пути следования состава? Какова история городов, через которые следует поезд? В каких стихах прославляются города, через которые проезжает  поезд? А сколько пассажиров было в поезде и сколько времени вы ехали от станции к станции? )

На все вопросы мы найдем ответы, если представим себя пассажирами дальнего следования и отправимся в путешествие с Железнодорожного вокзала города Омска. Обратимся  к карте и выясним, через какие города будет следовать наш поезд  (карта – схема железных дорог России/ Визуальные материалы). Выясняем, что на пути следования поезда будут города: Тюмень, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Москва. На рабочих столах находится раздаточный материал, в котором ребята  найдут для себя задания. Указаны сайты, где можно найти нужную информацию. Также на столах лежат книги, раздаточный материал. Каждому учащемуся из группы предлагается просмотреть материал, выбрать нужную информацию, изложить в 3- 5  пяти предложениях.

Ребята из группы «Биологи» находят материал по теме «Животный и растительный мир»,   «Литературоведы» подбирают стихи о городах, через которые «проезжает поезд». Математики»  рассчитывают  возможное количество пассажиров в поезде, время в пути от одной станции до другой.  «Краеведы» рассказывают об истории возникновения или достопримечательности одного из городов мимо которого «следует  поезд». Каждый член группы работает над своим заданием (например, один рассказывает о  Тюмени, второй – об  Екатеринбурге и так далее).

Каждая группа составляет текст по заданной теме, добавляя информацию, найденную в Интернет – ресурсах, энциклопедиях, словарях. Далее ребята представляют свою работу, слушают друг друга, расширяют свои знания и составляют вторичный текст.

Рассказ может начинаться такими словами:

По рельсам мчался поезд по бескрайним просторам России…..Учащимся предлагается памятка для работы: Сколько человек было в поезде? С какой скоростью поезд передвигался от станции к станции?Какие города вы проезжали?Какой животный и растительный мир вы видели из окна поезда?Какие стихи вам вспомнились, когда вы проезжали города? Что вы узнали о городах, через которые проезжал поезд?Какое впечатление у вас осталось от путешествия? В течение урока учащиеся работают самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся – это умение черпать знания из различных источников информации, а также умение работать с полученной информацией – характерная черта современного  образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...

Игровые приемы как активные формы и методы обучения на уроке английского языка

Статья раскрывает вопрос использования игровых приемов в процессе обучения английскому языку....

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучен...

"Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтенияв 4-9 классах ООШ, осуществляющей деятельность по АООП"

Сообщение было заслушано на видеоконференции со специалистами ИКП РАО и Министерства Просвещения РФ...