Развитие творческих способностей через проектную и исследовательскую деятельность. Выступление на методическом семинаре
учебно-методический материал
Развитие творческих способностей через проектную и исследовательскую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Владимирова А.А.
Учитель русского языка и литературы
Развитие творческих способностей через проектную и исследовательскую деятельность.
Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта материального или духовного мира.
Современная психология выделяет различные вида творчества.
Кроме таких общепризнанных видов, как научное, техническое, литературное, музыкальное, выделяется творчество игровое, учебное, бытовое, военное, управленческое, профессиональное, ситуативное и т.д.
Творчество – это всегда исследование.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков.
Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование в жизненной практике.
Интересен и важен для нас, как для педагогов тот факт, что не все люди с хорошим умственным развитием обладают хорошими творческими способностями, но человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость направления в развитии способностей личности:
- физические (спортивные),
- организаторские,
- математические,
- конструктивно – технические,
- эмоционально – изобразительные,
- коммуникативные,
- музыкальные,
- художественно – изобразительные,
- филологические.
Творческий познавательный процесс опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей.
Особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определённого момента решения.
Творчество не есть нечто абстрактное. И в педагогике все чаще говорят об этапах этого процесса (Шубинский В. С.):
- Этап возникновения творческой ситуации. Данный этап можно условно разделить на три звена.
- Столкновение с новым, для которого характерно обнаружение нового, необычного, что казалось обычным. Здесь формулируются вопросы, возникают творческие затруднения.
- Звено – творческой неопределенности, поиск выхода из сложившейся творческой ситуации.
- Звено скрытой работы - во время творческого процесса происходит скрытая бессознательная работа.
- Эвристический этап, где вырабатываются пути решения проблемы, идеи, замыслы.
- Этап завершения, в котором используются средства доказательства правильности, ценности полученного результата и воплощение в разных формах результатов творчества.
Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность максимальная целеустремленность и настойчивость – все это творческие предпосылки, которые нужно развивать, чтобы они переросли в способности.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
Исследовательский метод обучения.
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Современная школа должна научить мыслить детей нестандартно, не застывая на стереотипах.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
- Приобщить учащихся к творческой работе;
- Прививать интерес к творчеству, поиску;
- Развивать навыки созидания, самореализации.
В настоящее время принципы личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали и новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов – это организация целостного процесса исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки своего труда.
Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.
Метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, ставит ученика в активную познавательно - исследовательскую позицию, учит прежде других находить ответ на вопрос не только «Что делать?», но и «Как делать?», не нарушая при этом гармонии интересов человека.
Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности.
Проект – это всегда творческая деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся: умение конструировать свои знания, развитие творческого мышления, создание собственного продукта проектной деятельности, ориентация в информационном пространстве.
Как известно, через проектную деятельность формируются различные компетенции учащихся: коммуникативные, социальные, информационные и другие.
В основе и научного, и учебного исследования лежат
- наблюдение,
- гипотеза,
- эксперимент (опыт).
Проект - это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое ее выполнение.
Под проектной технологией понимается определенная последовательность действий, приводящая к решению той или иной проблемы.
Организация исследовательской деятельности учащихся проходит на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах (урочная и внеурочная).
Проектной деятельностью я занимаюсь недавно. Занятия с детьми проходят в рамках организации внеурочной деятельности.
Первоочередной задачей на занятиях я ставлю для себя развитие творческих способностей учащихся путем активизации продуктивной художественно-творческой деятельности учащихся в области духовно-нравственного воспитания.
Помимо этого большое внимание на занятиях уделяю развитию коммуникативных навыков учащихся.
Я считаю, что развитие творческих способностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность будет эффективным, если включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность; создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Все дети по природе своей талантливы. Но зачастую мы сталкиваемся с проблемой сниженной мотивации к исследовательской деятельности как таковой. Если ребенок не получает оценку за свою работу, он не видит смысла ее выполнять. А делать первые шаги в исследовательской деятельности необходимы абсолютно каждому школьнику вне зависимости от того, какой профессиональный путь он выберет в дальнейшем. Метод проекта помогает выработать комплексный подход к анализу явлений современной действительности, определяющей ценностные ориентации.
Сейчас творчество и исследовательская, проектная деятельность идут зачастую параллельно, то есть не пересекаясь.
Таким образом, ребенок, конечно, развивается творчески, но его таланты не создают структуру, рискуют закостенеть и так и остаться в детстве. Если совместить творческий потенциал подростка и его учебные способности, то у учащегося открываются возможности не только творческого развития как такового, но и дальнейшего успешного профессионального самоопределения.
Творческие способности школьников – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
На занятиях по внеурочной деятельности учащиеся работают над созданием сценариев праздников для детей младшего возраста, таким образом, стимулируют свои организаторские, театральные, филологические творческие способности.
Создают проект мультфильма на тему Рождества в целях распространения православных традиций в обществе – развивают художественный творческий потенциал.
А также работают над созданием сборников стихов и песен, посвященных теме Победы нашей страны в ВОВ. Разрабатывают буклеты, посвященные Международному дню инвалидов и различных других тематик (создают дизайн, слоганы – полное наполнение).
В чем еще может проявляться творчество наших детей?
Это могут быть: сценарии, стихи, рисунки, экскурсии, поделки, выпуск брошюр, стенгазет, эскизы костюмов, составление концертного репертуара, организация выставок и многое другое.
При работе нужно учитывать, что проекты бывают разными:
- Приключенческие (игровые) проекты.
- Информационные.
- Практико-ориентированные
- и непосредственно творческие проекты.
Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической – является пояснительная записка. Практическая часть – это сам продукт, над которым работает ребенок.
Этапы проекта весьма схожи с этапами непосредственно творческой деятельности:
Подготовительная стадия включает:
- постановку цели,
- формулировку гипотезы,
- составление плана наблюдения или эксперимента,
- выбор средств для их проведения.
Исполнительная стадия предполагает
- реализацию составленного плана и его
- коррекцию.
Заключительная стадия –
- анализ и интерпретацию результатов наблюдения или эксперимента.
При работе с детьми особенное внимание мы уделяем процессу самостоятельного формулирования проблемы и гипотезы исследования. А также учимся ставить перед собой цели и планировать свою работу (как совместную, групповую, так и индивидуальную).
Проекты в сфере духовно-нравственного воспитания требуют межпредметных связей: знаний по истории, изобразительному искусству, музыке, литературе, лингвистике, обществознанию и т.д.
Хочется отметить несколько моментов, которые влияют на организацию исследовательской работы. Она возможна и эффективна лишь на добровольной основе и заинтересованности учащегося.
Важным является то, что учащиеся чувствуют свою значимость и сопричастность к нужному и важному делу.
Выводы.
- Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается при наличии следующих фактов: прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся.
- Навыки, полученные в работе над проектами, помогают уверенно чувствовать себя научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
- Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности.
- В ходе творческой и исследовательской деятельности у детей не только развиваются качества творца и созидаются новые общественно значимые ценности, но и осваиваются способы овладения данным видом деятельности.
- Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания.
Какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом?
- Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.
- Творческий подход позволяет успешно адаптироваться в любых новых условиях.
- В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике.
- В процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.
Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...
Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"
Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...
Развитие творческой личности через проектную деятельность.
Организация исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Учебная исследовательская работа позволяет организовать такую познават...
«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».
Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства....
"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...
Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике
Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...