Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |
Предметная область: | Общественно-научные предметы |
Предмет: | Основы финансовой грамотности |
Класс: | 11 |
Разработчик программы: | Науразбаева А.А |
Количество часов в неделю: | 1 |
Количество часов в год: | 35 |
Год реализации: | 2020-2021 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности».
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Это определило цели данного курса:
- содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Задачи:
- проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
- показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
- способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
- научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
Цели и задачи предмета с учетом специфики
МБОУ «СОКШ №» 4»
Цели изучения права на уровне основного общего образования согласуются с целями и задачами школы.
Цель школы: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими современное качество образования.
Необходимо средствами предмета включиться в создание единого образовательного пространства (уклада школьной жизни), способствующего социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся на основе общечеловеческих, общенациональных, духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского общества.
Кроме того, в системе кадетского образования необходимо сформировать представление о важности прикладного значения основ финансовой грамотности для служения Отечеству на гражданском и военном поприще.
В качестве материала для уроков решения задач включены практико-ориентированные задачи, на гражданско-патриотическом содержании.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечивать формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими элиту России.
Цель деятельности кадетских классов: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
В тематическом планировании выделены особенности содержания материала, изучаемого в кадетских классах. Так, при рассмотрении темы «Налоги» учитель обращает внимание учащихся на значение налогов для развития государства и обеспечения населения.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертной промежуточной аттестации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕМЕТА
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, курс основы финансовой грамотности способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Содержание
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента. Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год)
Тема 1. Банковские продукты (10ч.)
Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.
Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (2ч.)
Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (7ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Основы налогообложения. (8ч.)
Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 5. Личное финансовое планирование. (8 ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
Итоговый контроль по курсу.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во час | Тип урока | Краткое содержание | Планируемые результаты | |||||||
Раздел I. Банковские продукты 10 часов | ||||||||||||
1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Открытие новых знаний | Виды кредитов. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования | Различать виды кредитования | |||||||
2 | Условия кредитов. | 1 | Открытие новых знаний | Необходимые документы при оформлении кредита | Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках | |||||||
3 | Что такое кредитная история заемщика? | 1 | Комбинированный урок | Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история | Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком | |||||||
4-5 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 2 | Практикум | Виды платежей по кредитам | Уметь рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов | |||||||
6-7 | Виды депозитов. | 2 | Открытие новых знаний | Банковские депозиты: виды, особенности и доходность | Приводить примеры виды банковских депозитов | |||||||
8 | Условия депозитов. | 1 | Комбинированный урок | Способы начисления процентов по депозитам | Вычислять простые и сложные проценты по депозиту | |||||||
9 | Выбор банка. Открытие депозита. | 1 | Практикум | Критерии надежности банка. Условия открытия вклада | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации | |||||||
10 | Экскурсия в банк | 1 | Экскурсия | Информация о банке и банковских продуктах | Составить рекламные буклеты о банковских продуктах | |||||||
Раздел II. Расчетно-кассовые операции 2 часа | ||||||||||||
11 | Валютный курс. | 1 | Открытие новых знаний | Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации | |||||||
12 | Банковские карты. | 1 | Открытие новых знаний. | Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная) | Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами | |||||||
Раздел III. Страхование 7 часов | ||||||||||||
13 | Виды страхования в России. | 1 | Открытие новых знаний | Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России | Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека | |||||||
14 | Страхование имущества. | 1 | Комбинированный урок. | Страхование имущества граждан. | Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. | |||||||
15-16 | Личное страхование. | 2 | Комбинированный урок | Особенности личного страхования | Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая | |||||||
17 | Страховые продукты. | 1 | Комбинированный урок | Виды страховых продуктов | Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя» | |||||||
18 | Выбор страховой компании. | 1 | Практикум | Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах | Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов | |||||||
19 | Экскурсия в страховую компанию | 1 | Экскурсия | Информация о страховой компании | Составить рекламные буклеты о компании | |||||||
Раздел IV. Основы налогообложения 8 часов | ||||||||||||
20 | Налоговый кодекс РФ. | 1 | Открытие новых знаний | Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ | Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики | |||||||
21 | Виды налогов в РФ. | 1 | Открытие новых знаний | Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения | Составление схемы «Налоги их виды» | |||||||
22-23 | Налоговые льготы в РФ. | 2 | Открытие новых знаний | Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот | Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу | |||||||
24 | Обязанность и ответственность налогоплатель-щиков. | 1 | Открытие новых знаний | Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов | Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины | |||||||
25-26 | Налоговый инспектор. | 2 | Деловая игра | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги | Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС | |||||||
27 | Экскурсия в налоговую инспекцию. | 1 | Экскурсия | Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками | Заполнение основных разделов налоговой декларации | |||||||
Раздел V . Личное финансовое планирование 8 часов | ||||||||||||
28 | Роль денег в нашей жизни. | 1 | Открытие новых знаний | Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы | Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости | |||||||
29 | Семейный бюджет. | 1 | Открытие новых знаний | Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода | Составление семейного бюджета | |||||||
30 | Личный бюджет. | 1 | Практикум | Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс | Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета | |||||||
31 | Личные финансовые цели. | 1 | Практикум | Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости | Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах) | |||||||
32 | Составление личного финансового плана. | 1 | Урок – проект | Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП | Личный финансовый план | |||||||
33 | Защита своего личного финансового плана | 1 | Представление личного финансового плана | Индивидуальный проект «Личный финансовый план» | ||||||||
34 | Итоговое занятие | 2 | Итоговый урок | Итоговое тестирование. (Приложение 1) Защита исследовательских и творческих проектов | Прохождение теста. Индивидуальный проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению...
Рабочая программа "Финансовая грамотность "
Рабочая программа по внеклассной работе в 8-9 классах изучения финансовой грамотности обучающихся .Финансовая грамотность -это знания в области финансов ,способность человека принимать обоснован...
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 3 класс и 8 класс
Программа 3 класса разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой &l...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа предмета «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документ...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Данные рабочие программы по финансовой грамотности 5-9 классы составлены с учетом 1 час в нед...
Рабочая программа _Финансовая грамотность
Рабочая программа _Финансовая грамотность...