Современные образовательные технологи как средство реализации ФГОС
учебно-методический материал
В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется учителем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Для успешного проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС необходимо, в первую очередь, осмыслить по-новому собственную позицию (помощника, организатора познавательной деятельности), знать, как технологии обучения обеспечивают мотивацию учения каждого ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета, т. е. конкретно от:
• уровня знаний и умений учителя;
• общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;
• отобранного учителем содержания учебного материала;
• уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных особенностей;
• роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества;
• материальной оснащенности образовательного учреждения;
• времени.
Модель интерактивного обучения подразумевает обучение в общении, т. е. и ученики, и учитель становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Существует множество современных педагогических технологий, которые в той или иной степени отвечают этой модели. Остановимся на технологии модерации, которая изначально предполагает применение на уроке активных методов обучения, что ставит ее в ряд педагогических технологий, особенно актуальных для проектирования урока в аспектах ФГОС основного общего образования
Применение технологии модерации при проектировании уроков способствует решению сразу нескольких задач. Заложенные в ее основу активные методы обучения помогают создать на уроке комфортные условия, как для учителя, так и для учеников, что позволяет продуцировать большее количество идей и суждений. Познавательная деятельность на таком уроке предполагает активное и осознанное освоение учебной информации. Модель интерактивного обучения реализуется в первую очередь через диалог. Все действия учителя направлены на привитие ученикам культуры диалогового обучения и умений грамотно вести диалог в целях получения нужных для решения той или иной задачи сведений.
Занятие, построенное по технологии модерации, всегда направлено на получение конкретного и прогнозируемого результата, т.е. диалог в этом случае является не простой формой общения, а средством для достижения образовательных результатов, требуемых в соответствии с ФГОС основного общего образования, — предметных, метапредметных и личностных. На таком занятии общение становится одним из механизмов, позволяющих воспитывать гражданские качества учащегося, необходимые для адекватной социализации личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современная образовательная технология модерации как средство реализации ФГОС
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования образовательный процесс в общеобразовательной организации должен предусматривать интерактивные учебные занятия.
Модель интерактивного обучения подразумевает обучение в общении, т. е. и ученики, и учитель становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Существует множество современных педагогических технологий, которые в той или иной степени отвечают этой модели. Я бы хотела поделиться, как я применяю на своих уроках технологию модерации, которая изначально предполагает применение активных методов обучения, что ставит ее в ряд педагогических технологий, особенно актуальных для проектирования урока в аспектах ФГОС основного общего образования.
Работая по этой технологии в образовательном процессе, я ставлю перед собой следующие дидактические цели:
- способность учащихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие их способности к анализу информации, выявлению и оценке проблемы;
- умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия, находить ресурсы для решения проблем;
- способность ведения переговоров и дискуссии (умение выслушивать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);
- навык принятия ответственности за воплощение принятых решений.
Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся при использовании технологии модерации обеспечивается организацией следующих процессов:
- эффективного взаимодействия (интеракции) участников;
- коммуникации (упорядоченного обмена информацией);
- визуализации (обеспечения наглядности хода и результатов образовательного процесса);
- мотивации всех участников;
- мониторинга образовательных результатов;
- рефлексии педагога и учащихся;
- анализа деятельности участников и оценка результатов.
Применение технологии модерации при проектировании уроков способствует решению сразу нескольких задач. Заложенные в ее основу активные методы обучения помогают создать на уроке комфортные условия, как для учителя, так и для учеников, что позволяет продуцировать большее количество идей и суждений. Познавательная деятельность на таком уроке предполагает активное и осознанное освоение учебной информации. Модель интерактивного обучения реализуется в первую очередь через диалог. Все мои действия направлены на привитие ученикам культуры диалогового обучения и умений грамотно вести диалог в целях получения нужных для решения той или иной задачи сведений.
Урок, построенный по технологии модерации, всегда направлен на получение конкретного и прогнозируемого результата, т.е. диалог в этом случае является не простой формой общения, а средством для достижения образовательных результатов, требуемых в соответствии с ФГОС основного общего образования, — предметных, метапредметных и личностных.
Модель урока по технологии модерации
инициация | Начало урока | Создание мотивации, концентрация внимания учащихся, предложения учащихся о формулировке тем. |
вхождение | Погружение в тему | Совместное определение учителя и учащихся темы и цели урока |
Формирование ожиданий учащихся | Планирование эффектов уроков | Определение с учащимися алгоритма действий, необходимых для достижения целей урока. |
Интерактивная лекция | Передача и объяснение информации | Знакомство с новой информацией методом мини-лекции. |
Переработка содержания | Групповая работа учащихся | Закрепление материалов, групповая компетенция |
Подведение итогов | Рефлексия и оценка урока | Оценка достигнутых образовательных результатов. |
Эмоциональные разрядки | Разминки, физкультминутки | Переход между этапами, создание необходимого настроя и поддерживание работоспосбности учащихся. |
В учебном занятии по технологии модерации существует пять последовательных фаз. Эмоциональные разрядки провожу между интерактивной лекцией и проработкой содержания учебного материала.
Интерактивная лекция, или как ее еще называют — мини-лекция, должна длиться не более 10–15 мин.
Один из вариантов введения интерактива в лекционное изложение - это проведение беседы по ходу рассказа. Основа интерактива — это наличие быстрой обратной связи, поэтому на этапе интерактивной лекции максимально использую такие приемы активного слушания, как инсерт, трехчастный дневник, т.е. каждый ученик во время урока использует для записи лекции какой-то один прием.
Теперь хотела бы подробнее описать эти приемы. Слово инсерт в дословном переводе с английского означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления. Например, на уроке русского в 11 классе на тему «Формулирование проблемы при написании сочинения» https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/08/didakticheskie-materialy-k-urokam-russkogo-yazyka-i этот прием осуществляю в несколько этапов:
1 этап. Раздаю учащимся текст с новым материалом и предлагаю им систему маркировки текста, чтобы разделить заключенную в ней информацию следующим образом:
«галочкой» помечается то, что им уже известно;
знаком «минус» — то, что противоречит представлениям учеников;
знаком «плюс» — то, что является интересным и неожиданным;
«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап. В ходе мини-лекции ученики вписывают ее фрагменты в определенные графы с соответствующим значком.
3 этап. Происходит последовательное обсуждение содержания каждой графы таблицы. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
После инерактивной лекции использую «Трехчастные дневники», автором которых является Черил Форбс.
1. В первом разделе «Фиксация идей или цитат» учащиеся записывают фрагменты мини-лекции, которые вызвали наибольший интерес, произвели наибольшее впечатление, т.е. свою реакцию на прочитанное. Например, как формулировать проблему текста. С одной стороны (в левой колонке) необходимо записать цитаты, с другой стороны (правая колонка) - свои комментарии к ним. (Проблема формулируется двумя способами).
2. Во втором разделе «Комментарий» нужно написать объяснение причин (Какой вид формулирования проблемы я буду использовать, почему именно его я выбираю), по которым фрагмент мини-лекции заинтересовал ученика, а также собственные размышления и ассоциации, которые возникают при прочтении текста.
3. В третьем разделе напишите письмо к учителю, учащиеся должны сформулировать вопросы, что их еще интересует, описать свой опыт изучения данного текста.
Приемы активного слушания в моей работе помогают актуализировать деятельность учащихся с различными каналами получения и обработки информации из окружающего мира и применять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
При завершении записи обсуждаем с учащимися достоинства и недостатки каждого из выбранного ими приема как в малых группах, так и в ходе коллективного обсуждения перед переходом к следующему этапу занятия — «Проработка содержания».
Если в течение лекции с помощью приемов активного слушания учащиеся работают индивидуально, то при проработке учебного материала — в малых группах до 5 человек.
Отдельно остановимся на таком важном для модерации процессе, как визуализация учебного материала. Именно она позволяет материализовать ход обучения. Я использую следующие пути визуализации:
- Алгоритм — точное пошаговое предписание совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели.
Например:
1.Выявите главную мысль текста;
2. Запишите ее в виде законченного предложения;
3.Попробуйте подобрать вопрос, на который это предложение будет являться ответом
4. Это вопрос и будет являться проблемой, поднятой в тексте;
- Денотатный граф — способ выделения из текста существенных признаков понятия
Например:
Типы проблем
философ | социальные | политич | нравственные | экологич | этические |
Общие вопросы развития природы, общества, человека | Устройство общества | Государство и власть | Духовная жизнь человека | Взаимодействие с окружающей средой | Восприятие прекрасного |
Смысл жизни | Наука и общество | Политика в нашей жизни | Честь и достоинство | Человек и природа | Влияние искусства на человека |
Преимущество данных методов визуализации — в большой информационной емкости, интегративности и универсальности, что позволяет уплотнить материал, систематизировать его, выявить существенные связи, перевести вербальную информацию в визуальную (образную).
Таким образом, технология модерации при проведении урока позволяет мне учитывать потребности и ожидания самих учеников, что делает образовательный процесс желанным и понятным для них.
2. На уроке по технологии модерации каждый обучающийся несет ответственность, как за результаты своей индивидуальной учебной деятельности, так и за результаты работы малой группы, в которую входит, что способствует мотивации на достижение успеха, развитию лидерских и командных качеств.
3. Использование на уроке различных приемов визуализации не только обеспечивает наглядность, но и развивает критическое мышление обучающихся, позволяет запомнить больше информации, помогает развитию творческих способностей.
4. На интерактивном учебном занятии по технологии модерации происходит обучение в сотрудничестве, обучение действием, что способствует осмыслению и ясному пониманию учебного материала и определяет активный статус новых знаний, т. е. обеспечивает готовность их применения на практике. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/13/konspekt-uroka-igra-sorevnovanie-pyat-korabley
Предварительный просмотр:
На уроках русского языка и литературы учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому я уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание, поэтому строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.
Стараюсь не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитываю интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся. https://nsportal.ru/user/1204152/page/didakticheskie-materialy-k-urokam-russkogo-yazyka-i-literatury-0
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию. Диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/19/diktanty
https://nsportal.ru/user/1204152/page/didakticheskie-materialy-k-urokam-russkogo-yazyka-i-literatury-0 Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только
проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
При современном уровне развития компьютерных технологий можно применять мультимедийные презентации. На слайдах чередуются тексты с заданиями и иллюстративный материал. Психологический климат на таких уроках, как правило, всегда благоприятный. Таким образом, уроки такого типа отвечают целям и задачам здоровьесбережения.
На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/13/konspekt-uroka-igra-sorevnovanie-pyat-korabley
Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. https://infourok.ru/sud-nad-pomeshikami-po-rasskazam-i-s-turgeneva-zapiski-ohotnika-4392313.html Например, уроки-суды, уроки- творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования. Сейчас я работаю с учащимися пятых - седьмых классов. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.
Снятию эмоционального напряжения на уроке также способствуют: использование игровых технологий, игровых обучающих программ (Игра-соревнование по русскому языку «ПЯТЬ КОРАБЛЕЙ». https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/13/konspekt-uroka-igra-sorevnovanie-pyat-korabley, урок – игра по литературе в 7 классе https://infourok.ru/sud-nad-pomeshikami-po-rasskazam-i-s-turgeneva-zapiski-ohotnika-4392313.html
), оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов. Одним из методов снятия нервно-психического напряжения является метод отвлечения, состоящий в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой.
Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся, например:
Литература и живопись. Поэма М.Ю. Лермонтова “Демон” и картина М.А. Врубеля “Демон сидящий”. К.П. Брюллов «Гадающая Светлана» — В.А. Жуковский «Светлана»
И.Е. Репин «Протодиакон» — А.С. Пушкин «Борис Годунов» (Варлаам).
И.Е. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» — А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
В.Г. Перов «Суд Пугачева» — А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.Е. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану»— Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» и др.
Рисунки А. Пушкина и М. Лермонтова, В. Хлебникова.
Литература и музыка. Иногда музыкальное произведение служит фоном для создания настроения, помогающего восприятию литературного материала, иногда комментарий к произведению живописи является ключом к пониманию идейного смысла произведения литературы, например: А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин» и опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин», трагедия А.Пушкина «Борис Годунов» и опера М.Мусоргского, фортепианная соната №2 Л.Бетховена и повесть А.Куприна «Гранатовый браслет», И.С.Тургенева рассказ «Певцы» или эпизод из романа «Война и мир» «Наташа у дядюшки после охоты».
Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).
Литература и история. Программа по литературе предусматривает естественную внутреннюю интеграцию историко-литературных связей. При изучении некоторых произведений дается историческая справка о герое, эпохе.
Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:
- обеспечить психологическую разгрузку учащихся,
-дать им сведения развивающего и воспитательного плана,
- показать практическую значимость изучаемой темы,
-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Использую приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу (игровые технологии, ИКТ и т.д.). Таким образом, на занятиях создаётся благоприятный психологический фон, что также важно для сохранения здоровья учащихся.
На уроках соблюдаю критерии здоровьесбережения: обстановку и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа).
На классном часе говорим об экологической ситуации родного края.
На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм. При подготовке к ГИА и ЕГЭ возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ. https://nsportal.ru/user/1204152/page/didakticheskie-materialy-k-urokam-russkogo-yazyka-i-literatury-0
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Грамотное применение каждой из рассмотренных образовательных технологий дает свой результат, как для учеников, так и для педагога
И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.
Предварительный просмотр:
Технология использования в обучении игровых методов
Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. На своих уроках процессе использую занимательные, театрализованные https://nsportal.ru/albom/2020/09/19/basni-krylova , компьютерные игры« Знатоки сказок» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam-znatoki-skazok
Игры на уроках русского языка и литературе:
- учитель называет разные слова, а ученик должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова»;
«Шпионы». Учащиеся должны обнаружить в тексте слова с непроверяемой гласной в корне слова.
«Цепочка». По цепочке называют имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные и др.;
- игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, от слова ИГРАЛА – суффиксы).
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени:
• снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала,
• вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Обучающие игры на уроках русского языка и литературы являются одной из форм повышения учебной мотивации учащихся и положительного отношении к предмету. Они помогают отработать у детей целый ряд приёмов, направленных на концентрацию внимания: дух соревнования заставляет тренировать себя, быть более внимательными и собранными. Например, 5класс викторина по русским народным сказкам «Знатоки сказок» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam-znatoki-skazok
Игра-соревнование по русскому языку «ПЯТЬ КОРАБЛЕЙ». https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/13/konspekt-uroka-igra-sorevnovanie-pyat-korabley
Так же служат формой контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала, формируют положительное отношение к изучению русского языка и литературы.
Домашнее задание может быть интерактивным. Например, учащиеся 5 классов могут поучаствовать в викторине по сказкам Пушкина https://drive.google.com/file/d/1Xxk-2L-cLN4GzVo-9jDG6VZI_n-KUHK_/view?usp=sharing или в «Своей игре». https://drive.google.com/file/d/1YYyv5sQAu98DsRYjNtIU30yjx9uPDv7Q/view?usp=sharing
Игровой метод просто необходим для снятия умственной перегрузки во время учебного процесса и является, чуть ли не единственным, пожалуй, способом мотивации учебного процесса.
В своей практике широко использую ролевые игры (урок-игра по литературе в 7 классе «Суд над помещиками» https://infourok.ru/sud-nad-pomeshikami-po-rasskazam-i-s-turgeneva-zapiski-ohotnika-4392313.html).словесные игры; уроки-путешествия («Быт поместного дворянства» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/byt-pomestnogo-dvoryanstva), уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов (Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/tema-prirody-v-tvorchestve-f-i-tyutcheva); лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников ( Фабрика кроссвордов https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/) .
Главная задача этих игр - отработка речевых умений и навыков. Тем не менее, при использовании ролевой игры есть отрицательные и положительные моменты - это высокая трудоёмкая подготовка к уроку учителя; учитель должен быть «хорошим сценаристом, режиссером и актером» (Е.И.Пассов).
Таким образом, внедрение в практическую работу игровых моментов позволяет добиться:
- преодоления психологического барьера в процессе изучения русского языка и литературы;
- облегчения учебного труда учащихся;
- увеличения интереса к предмету;
- быстрого получения положительных результатов при обучении.
Перспективным направлением совершенствования процесса обучения детей, по мнению многих педагогов и составителей программ, является использование метод наглядного моделирования.
Метод моделирования высказываний отличается от использования общеизвестных логико- синтаксических схем тем, что дети сами, на основе разговорного текста, выстраивают содержание и логику своего высказывания. Этот метод я начала использовать с учениками пятого класса. Дети рисуют иллюстрации по прочитанным произведениям, затем комментируют и пересказывают эпизод, изображенный на рисунке.
Теория учебного моделирования берет свое начало в работах З. Д. Гольдина, Д.Б. Давыдова.
Научное обоснование этой теории дано в трудах П.Я. Гальперина. В их концепциях обучение и развитие представляют как система интенсивного всестороннего развития личности. Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я. Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования учебной деятельности ребенка.
Предварительный просмотр:
Технология использования в обучении игровых методов
Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. На своих уроках процессе использую занимательные, театрализованные https://nsportal.ru/albom/2020/09/19/basni-krylova , компьютерные игры« Знатоки сказок» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam-znatoki-skazok
Игры на уроках русского языка и литературе:
- учитель называет разные слова, а ученик должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова»;
«Шпионы». Учащиеся должны обнаружить в тексте слова с непроверяемой гласной в корне слова.
«Цепочка». По цепочке называют имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные и др.;
- игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, от слова ИГРАЛА – суффиксы).
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени:
• снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала,
• вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Обучающие игры на уроках русского языка и литературы являются одной из форм повышения учебной мотивации учащихся и положительного отношении к предмету. Они помогают отработать у детей целый ряд приёмов, направленных на концентрацию внимания: дух соревнования заставляет тренировать себя, быть более внимательными и собранными. Например, 5класс викторина по русским народным сказкам «Знатоки сказок» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam-znatoki-skazok
Игра-соревнование по русскому языку «ПЯТЬ КОРАБЛЕЙ». https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/13/konspekt-uroka-igra-sorevnovanie-pyat-korabley
Так же служат формой контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала, формируют положительное отношение к изучению русского языка и литературы.
Домашнее задание может быть интерактивным. Например, учащиеся 5 классов могут поучаствовать в викторине по сказкам Пушкина https://drive.google.com/file/d/1Xxk-2L-cLN4GzVo-9jDG6VZI_n-KUHK_/view?usp=sharing или в «Своей игре». https://drive.google.com/file/d/1YYyv5sQAu98DsRYjNtIU30yjx9uPDv7Q/view?usp=sharing
Игровой метод просто необходим для снятия умственной перегрузки во время учебного процесса и является, чуть ли не единственным, пожалуй, способом мотивации учебного процесса.
В своей практике широко использую ролевые игры (урок-игра по литературе в 7 классе «Суд над помещиками» https://infourok.ru/sud-nad-pomeshikami-po-rasskazam-i-s-turgeneva-zapiski-ohotnika-4392313.html).словесные игры; уроки-путешествия («Быт поместного дворянства» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/byt-pomestnogo-dvoryanstva), уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов (Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/tema-prirody-v-tvorchestve-f-i-tyutcheva); лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников ( Фабрика кроссвордов https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/) .
Главная задача этих игр - отработка речевых умений и навыков. Тем не менее, при использовании ролевой игры есть отрицательные и положительные моменты - это высокая трудоёмкая подготовка к уроку учителя; учитель должен быть «хорошим сценаристом, режиссером и актером» (Е.И.Пассов).
Таким образом, внедрение в практическую работу игровых моментов позволяет добиться:
- преодоления психологического барьера в процессе изучения русского языка и литературы;
- облегчения учебного труда учащихся;
- увеличения интереса к предмету;
- быстрого получения положительных результатов при обучении.
Перспективным направлением совершенствования процесса обучения детей, по мнению многих педагогов и составителей программ, является использование метод наглядного моделирования.
Метод моделирования высказываний отличается от использования общеизвестных логико- синтаксических схем тем, что дети сами, на основе разговорного текста, выстраивают содержание и логику своего высказывания. Этот метод я начала использовать с учениками пятого класса. Дети рисуют иллюстрации по прочитанным произведениям, затем комментируют и пересказывают эпизод, изображенный на рисунке.
Теория учебного моделирования берет свое начало в работах З. Д. Гольдина, Д.Б. Давыдова.
Научное обоснование этой теории дано в трудах П.Я. Гальперина. В их концепциях обучение и развитие представляют как система интенсивного всестороннего развития личности. Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я. Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования учебной деятельности ребенка.
Предварительный просмотр:
Учебный план школы является нормативной основой для разработки рабочих программ по предметам, обеспечивающий преемственность между уровнями обучения и формирования базовых знаний для последующего получения профессионального образования. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, одобренных Министерством образования и науки Республики Бурятия для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Программы предмета русский язык и литература, разработанные мной, направлены на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС. Например,
Рабочая программа по литературе 6 класс базовый уровень https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/07/09/rabochaya-programma-po-literature-6-klass-bazovyy-uroven
Рабочая программа по литературе 11 класс уровень базовый https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/07/09/rabochaya-programma-po-literature-11-klass-uroven-bazovyy
Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс (17 часов) https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2020/07/09/rabochaya-programma-russkiy-rodnoy-yazyk-5-klass
Рабочая программа по русскому языку 11 класс уровень базовый https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/07/09/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-11-klass-uroven
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе уровень базовый https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/07/09/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-v-6-klasse
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» уровень базовый https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/10/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa
УМК по русскому языку в 5-9 классах – под редакцией Разумовской М.М. - «Дрофа»
10 – 11 классы - Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. -«Русское слово»
УМК по литературе в 5-9 классах – под редакцией Коровина В.И., Коровиной В.Я.
В 10 классе – под редакцией Лебедева Ю.В, в 11 классе – под редакцией Журавлёва В.П. «Просвещение»
Для реализации поставленных целей в своей работе опираюсь на теоретические основы психолого- педагогических идей Л.С. Выготского, И.А.Зимней, И.Л. Бим, Е.И.Пассова, Г.В. Роговой, Э.П.
Нанзатовой и др. В своей педагогической работе использую:
- аудиовизуальный метод обучения – это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности. Эти средства используются как основные при объяснении и закреплении (активизации) учебного материала. Дидактический материал https://nsportal.ru/user/1204152/page/didakticheskie-materialy-k-urokam-russkogo-yazyka-i-literatury-0
- аудиолингвальный метод (обучение с использованием слухового канала восприятия, которое предполагает многократное прослушивание и повторение за диктором образцов предложений. Дидактический материал https://nsportal.ru/user/1204152/page/didakticheskie-materialy-k-urokam-russkogo-yazyka-i-literatury-0
- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, анализ языка, показ, инструктаж).
- репродуктивные методы (пример, демонстрация, использование средств наглядности, упражнения, экскурсии).
- методы проблемного изложения материала (проблемная ситуация, познавательная игра, обобщение, учебные дискуссии).
- эмоционально-смысловой метод (ролевая игра, система коммуникативных заданий)
- обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах)
- индивидуальная творческая деятельность (степень самостоятельности учащихся в учебном процессе).
Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний обучающихся на основе интерактивных методов. Например, творческие задания - такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для меня, как педагога. Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта их работ:
мультимедийная презентация, рекламный проспект, дневник-путешествие, заочная экскурсия, таблица, схема, инсерт, алгоритм, модель, серия иллюстраций, сочинение, слайд-шоу, фотоальбом, письменный отчёт, рассказ, видеоролик и т.д. Например, Сочинения-миниатюры на тему «История снежинок» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/01/11/sochineniya-miniatyury-na-temu-istoriya-snezhinok
-активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия. Они позволяют развивать познавательную и творческую деятельность, повышать результативность.
Проанализировав психолого – педагогическую литературу, рассмотрев классификацию активных методов обучения таких авторов, как В.А. Сластенин, М. Новик, Е.П. Белозерцев и Ю.П. Абрамов я пришла к выводу, Активные методы обучения способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.
- дифференциация (позволяет отслеживать результаты каждого ученика и применять разноуровневые учебные задания для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики, т.е. индивидуальную коррекцию и контроль знаний и умений учащихся. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями позволяет учащимся последовательно переходить от простого к сложному. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне). Например:
- Тесты по русскому языку и литературе https://nsportal.ru/user/1204152/page/didakticheskie-materialy-k-urokam-russkogo-yazyka-i-literatury-0
- Конспект урока. Его басни переживут века https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/konspekt-uroka-ego-basni-perezhivut-veka
- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и т.п.).
Для формирования регулятивных учебных операций, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, использую приёмы, позволяющие школьникам контролировать свою речь, выполнять свои действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу и исправлять ошибки.Например:
- памятки разного вида;
- алгоритмы действий;
- схемы, таблицы;
- модели:
- технологические карты;
- технические средства обучения.
Использование на уроках технических средств обучения позволяют успешно развивать познавательные интересы учащихся, делать более продуктивным процесс обучения.
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся ведется на основе технологии внеурочной деятельности. Внеурочные занятия являются неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. Они способствуют углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяют кругозор. Отношения между мною и учащимися в процессе внеурочной деятельности строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивает наличие принятых между мной и учащимися определенных правил отношений, управленческих отношений, создание обстановки взаимоответственности и взаимного доверия. Внеурочная деятельность обучающихся организуется согласно «Плана воспитательной работы» https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/01/10/plan-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-5-klasse
Позиция классного руководителя и его деятельность - важное звено в этом процессе, поэтому очень важна работа по повышению его коммуникативной компетентности. На современном этапе очень важным является формирование у учителя умений в области профилактических работы, анализа, планирования. Аналитическая деятельность классного руководителяhttps://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/09/20/analiticheskaya-deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya
Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Школьный психолог – практикант ведет дневники наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося. Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методы изучения. Программа изучения личности учащегося https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/09/20/programma-izucheniya-lichnosti-uchashchegosya
Основным назначением внеклассной работы является пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знания и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, оказание им помощи в выборе профессии, культурная организация их досуга.
Основные задачи организации внеклассной работы:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
- расширение рамок общения школьников с социумом;
- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия:
1. Мероприятия, способствующие формированию гражданственности и патриотизма, воспитанию высоких моральных качеств и чувства долга:
- поздравление ветеранов войны и труда, уроки мужества (встреча с воинами интернационалистами) ко Дню защитников Отечества, конкурс смотра строя и песни ко Дню Победы и др.;
- Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться не только в образовательном процессе, но и в различного вида экскурсиях и туристических поездках. Санкт-Петербург - «гранитный город, взнесённый словом над Невой», может стать великолепной возможностью для школьников во время поездки интересно и с пользой отдохнуть в каникулы. Участие в инновационном Всероссийском историко-культурном образовательном проекте «Три века на берегах Невы» https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/09/21/innovatsionnyy-vserossiyskiy-istoriko-kulturnyy,
участие в образовательном проекте «Школа-вуз» в г.Новосибирск.2018 г.
фотографии https://nsportal.ru/albom/2020/09/20/obrazovatelnyy-proekt-shkola-vuz-v-g-novosibirsk
- участие в акции «Бессмертный полк» https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4572025/20947386
- цикл бесед по профилактике правонарушений;
- классные часы на сплочение коллектива https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/01/10/razrabotka-klassnogo-chasa-na-temu-planeta-druzey
2. Мероприятия, способствующие физическому развитию и формированию здорового образа жизни учащихся:
- участие в спортивных соревнованиях по футболу, мини-футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, лыжным гонкам, легкоатлетическим эстафетам, праздниках «День здоровья». Выезды на Байкал, Щучье озеро, Верхнюю Березовку, выходы на тропу здоровья, катание на коньках и лыжах зимой.
- участие в конкурсах рисунков, стенгазет, презентаций «Мы за здоровый образ жизни», видеороликов.
- В сентябре 2020 года мой класс стал участвовать в Российском движении школьников и принимать активное участие в конкурсах, проводимых РДШ. https://nsportal.ru/albom/2020/09/26/rossiyskoe-dvizhenie-shkolnikov
3. Мероприятия, способствующие интеллектуальному развитию учащихся: научно – исследовательской деятельности
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2020/09/13/issledovanie-i-opisanie-obrazov-chudikov-v-russkoy; творческие работы учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах, квест-игре, тотальном диктанте, (см. Приложение 5).
Одной из главных педагогических задач является задача выявления и всестороннего использования индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, требующей постоянного наблюдения за ними, пристального внимания к каждому ученику, выявления и анализа его сильных и слабых сторон. Достижение оптимального общего развития каждого обучающегося – цель всей системы. Мои ученики успешно принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, в научно – практических конференциях школьного и республиканского всероссийского уровня. Показывают ежегодно стабильно высокие результаты (см. Приложение 5).
4. Мероприятия, способствующие культурно-нравственному развитию учащихся:
- участие в осенних ярмарках, Масленице https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2020/01/10/stsenariy-prazdnika-maslenitsa ;
- выходы в театр https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4572025/20933160 ;
- посещение тематического мероприятия "Библиосумерки" в научной библиотеке ВСГУТУ https://nsportal.ru/albom/2020/09/20/bibliosumerki
- в гостях у семейских
https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4572025/20947447
-участие в КВНах https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4572025/20947428
- участие в концертных программах, молодежных вечеринках https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4572025/20947409,дискотеках.
- участие в экологических акциях, например, изготовление кормушек для птиц https://drive.google.com/file/d/14H71jqDcY9eG5gy29ONq.. , озеленение территории школы. Проведение классного часа «Час общения» в 10 классе, который расширяет представление учащихся об экологической ситуации в республике Бурятия. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/01/10/klassnyy-chas-v-10-klasse-chas-obshcheniya
Практика показывает, что во внеурочной работе нужно строго соблюдать основные принципы: Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются во внеурочную деятельность по собственному желанию. Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий мероприятий и уроков.
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения
Работа по методу проектов является педагогической деятельностью сложного уровня, предполагающего профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого не достаточно. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися, как показал опыт работы, — это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.
На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/09/21/innovatsionnyy-vserossiyskiy-istoriko-kulturnyy Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.
При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре — пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.
Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, рекламный проспект и т.д.
На уроках литературы предлагаю создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.
Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Технология проблемного обучения
Позволяет создать в учебной деятельности проблемные ситуации и организовать активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Данная технология основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Обучающиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей. Например, https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/19/konspekt-uroka-ego-basni-perezhivut-veka
- технология исследовательской деятельности. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как
единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технологии развивающего обучения
Технологии развивающего обучения привлекли меня своими задачи, которые состоят в том, чтобы учить детей без принуждения, без двоек, развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску.
Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли мне результативнее решать первостепенные проблемы уроков русского языка:
- Формирование орфографических навыков учащихся.
- Обогащение лексического запаса детей.
- Овладение нормами литературного языка.
- Формирование навыков связной устной и письменной речи.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у детей речь, живое воображение, гибкость ума, изобретательность и интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.
К формированию грамотности я веду учеников сознательным путём, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план и тезисы.
Обогащение лексического запаса детей.
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы у учащихся возрастает интерес к слову и к русскому языку в целом.
Творческие работы (сочинения, рефераты, стихи) отличаются умением чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нем смысл.
Сочинение стихов https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2020/01/11/tvorcheskaya-rabota-moi-pervye-stihi Конкурсы сочинений, иллюстрирование https://nsportal.ru/albom/2020/09/26/risunki
Участие в олимпиадах, конкурсах (смотреть Приложение 5)
Развитие творческих способностей учащихся
Конкурс сказок, басен их инсценирование.
Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка.
На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ученика.
Дети с увлечением сочиняют фентези и сказки, пишут стихи и былины, синквейны. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ.
Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с успехом выступают на различных конференциях в школе и районе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов. (смотреть Приложение 5)
Обогащение речи литературной, духовно-нравственной лексикой
У учащихся выработалась наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, что сказалось не только на формировании общей культуры, но и на их гражданской позиции, на духовно-нравственном становлении.
Начиная с 5 класса, даю учащимся для заучивания орфоэпический словник, чтобы отработать
орфоэпические нормы. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/13/orfoepicheskiy-minimum-dlya-5-klassa
На уроках русского языка можно успешно применять методические способы и приемы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определенными навыками.
Лучший способ пробудить интерес –эвристическая задача. Этот приём, используемый на уроках, – лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным. Если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места, которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес.
Закрепление орфографических и пунктуационных навыков достигается не только посредством глубокого и прочного усвоения теоретического материала, но и путем нового вида контроля за усвоением знаний – тестирования. Система работы с тестами позволяет мне поэтапно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScpI9-UWh9l7VdEbKyeP9f-rp71TPUw6gbdMDPWGDTS7363Iw/viewform?usp=sf_link
С целью повышения эффективности урока я применяю такой вид работы, как составление алгоритма. Руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает мне контролировать систему практических действий ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях и действиях учащегося, исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль: на каждом этапе даёт ученику подтверждение в правильности действий.
Использование ресурсов сети Интернет на рабочих уроках дает также ряд положительных результатов: позволяет экономить время при выполнении практических заданий, дифференцировать работу на уроке, глубже изучать творчество писателей, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ.
Дети охотнее готовятся к урокам литературы, научились черпать богатый материал из ресурсов сети Интернет: делают собственные презентации к урокам, занимаются самообразованием.
Технология развивающего обучения даёт огромную возможность работать с одаренными детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают научные презентации
Особо следует остановиться на подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. В процессе работы предстала вся система нашей совместной с учениками деятельности с 5 по 11 классы, четко обозначились основные проблемы и недоработки.
Прежде всего вместе с учениками были не раз выполнены задания частей 1 и 2. Несмотря на то, что в целом они оказались посильны для абсолютного большинства учащихся 11 классов, некоторые вопросы требовали того, чтобы этот материал был повторен более детально, скрупулезно.
Но большую трудность для учащихся представляет задание 25, так как оно на ЕГЭ требует от выпускника самостоятельного размышления над текстом и собственной его интерпретации. Я проводила консультации не только обучению написания смысловой связи в сочинении https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/26/sochinenie-ege-27-zadanie , но и другие. Например, когда учащиеся в 2020 году прорешали варианты для досрочного прохождения ЕГЭ, я проанализировала их ошибки и на консультации подробно разобрала их вместе с ребятами. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/26/konsultatsiya-analiz-raboty-nad-testovoy-chastyu-ege-v-11
Также составляю свои презентации уроков по подготовке к ЕГЭ. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/10/zadanie-3-opredelenie-leksicheskogo-znacheniya-slova
Технология развивающего обучения дает мне возможность повысить активность ученика и во внеклассной деятельности по предмету. Развивается и актерское мастерство школьников: ставятся литературные вечера, гостиные, праздники и устные журналы.
Таким образом, технология развивающего обучения помогает мне добиться следующих результатов:
1) формирование у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей;
2) повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям;
3) повышение активности учащихся во внеурочной работе по предмету, роста количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, в занятиях исследовательской работой;
4) постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;
5) повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;
6) активизируются контакты с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС
laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти ...
Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: модель «Перевернутый класс».
Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят нав...
Выступление на ШМО с докладом "Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: взаимное обучение".
Выступление на ШМО с докладом "Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: взаимное обучение"....
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС
Выступление на педсовете...
Выступление на ШМО С докладом «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология Smart Education»
Выступление на ШМО С докладом «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология Smart Education»...