Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС
статья
Предварительный просмотр:
В рамках реализации ФГОС задача учителя усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения современных педагогических технологий.
Применение современных образовательных технологий позволяет
повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает
разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе
большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-
коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и
самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Главная задача учителя русского языка и литературы — не только дать
определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся,
показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам
русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но
также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни.
Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить,
обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно
владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к
дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Считаю, что задача учителя — пробудить интерес детей к
учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в
изучении как программного, так и дополнительного материала. Мы, учителя, должны заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным
мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации,
систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным
формам урока, то есть к современным технологиям, которые обеспечивают
активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и
индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.
Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала
вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения,
развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и
творческие способности учащихся.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированы подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в
изучении как программного, так и дополнительного материала.
Именно поэтому я активно использую в своей педагогической
деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на
новом современном уровне.
Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой
являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в
учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных
режимах:
- использование готовых программных продуктов:
- работа с Интернет-ресурсами;
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения
знаний учащихся и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический.
эпизод-анализ и т.п.);
- создание слайдов с текстовым изображением;
- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;
- электронные энциклопедии;
- самостоятельная работа учащихся (закрепление).
Применение компьютерных программных средств на уроках русского
языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы
обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения,
обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать
познавательную активность обучающихся.
Результаты использования ИКТ на уроке:
- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
- применяется индивидуальный подход.
На уроках я активно использую тестовые задания при организации
самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении
учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения
промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых
контрольных работ, а также для осуществления систематического
индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
На уроках , в основном, использую три формы работы с тестами:
коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю
разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и
«нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким
ответом в виде двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.
На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания
(элементы технологии уровневой дифференциации).
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить
творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.
На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность
учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые
знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся
активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой
деятельности может иметь научную значимость и являться предметом
инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Технология интеграции в образовании способствует формированию
целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в
природе, обществе и мире в целом.
Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в
качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов
художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы
осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я
использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках,
фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видео экскурсии.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,
повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся
пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная
технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий
создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как
средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности.
Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные ВИДЫ дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.
Особым видом дифференцированного обучения является домашняя
работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя.
Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного
выполнения. Одно из главных условий — это доступность домашней работы.
Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет
каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность
справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал
учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных
особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие
внимание, память и мышление школьника.
Я убедилась, что использование современных образовательных
технологий на уроках русского языка и литературы даёт хорошие
результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает
их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более
осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к
предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает
уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными
программами
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом
океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного
урока?
Ответ прост - нужен адаптивный урок.
Адаптивный урок — сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни ученик
проживает ситуации выбора, то у него формируется самостоятельность,
без которой невозможна творческая личность.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный
процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь
просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил
Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС
laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти ...
Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компе...
Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"...
Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...
Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Современные педагогические технологии на урокахрусского языка и литературы в условиях реализацииФГОС ООО...
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....