Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС
статья

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_soderzhanie.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

     В рамках реализации ФГОС задача учителя усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения современных педагогических технологий.

      Применение современных образовательных технологий позволяет

повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает

разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе

большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

 Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-

коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и

самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

      Главная задача учителя русского языка и литературы — не только дать

определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся,

показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам

русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но

также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни.

Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить,

обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно

владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к

дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

    Считаю, что задача учителя — пробудить интерес детей к

учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в

изучении как программного, так и дополнительного материала. Мы, учителя, должны заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.

      Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным

мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации,

систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным

формам урока, то есть к современным технологиям, которые обеспечивают

активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и

индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала

вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения,

развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и

творческие способности учащихся.

    В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированы подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

  Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в

изучении как программного, так и дополнительного материала.

    Именно поэтому я активно использую в своей педагогической

деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на

новом современном уровне.

   Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой

являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в

учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных

режимах:

- использование готовых программных продуктов:

- работа с Интернет-ресурсами;

-  компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения

знаний учащихся и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический.

эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

    Применение компьютерных программных средств на уроках русского

языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы

обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения,

обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать

познавательную активность обучающихся.

Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход.

    На уроках я активно использую тестовые задания при организации

самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении

учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения

промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых

контрольных работ, а также для осуществления систематического

индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

На уроках , в основном, использую три формы работы с тестами:

коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю

разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и

«нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким

ответом в виде двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания

(элементы технологии уровневой дифференциации).

     Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить

творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

 На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность

учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые

знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся

активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой

деятельности может иметь научную значимость и являться предметом

инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

  Технология интеграции в образовании способствует формированию

целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в

природе, обществе и мире в целом.

  Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в

качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов

художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы

осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я

использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках,

фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видео экскурсии.

   Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,

повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся

пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.

  Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная

технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий

создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как

средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности.

    Для повышения эффективности урока и решения  вышеперечисленных задач применяются различные ВИДЫ дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний,  разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

    Особым видом дифференцированного обучения является домашняя

работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя.

Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного

выполнения. Одно из главных условий — это доступность домашней работы.

Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет

каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность

справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал

учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных

особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие

внимание, память и мышление школьника.

      Я убедилась, что использование современных образовательных

технологий на уроках русского языка и литературы даёт хорошие

результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает

их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более

осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к

предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает

уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

   Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность

учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными

программами

   Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом

океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного

урока?

  Ответ прост - нужен адаптивный урок.

   Адаптивный урок — сочетание элементов различных технологий, создающих  комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

     Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни ученик

проживает ситуации выбора, то у него формируется самостоятельность,

без которой невозможна творческая личность.

   Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный

процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь

просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил

Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти ...

Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компе...

Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»

Конспект открытого урока по литературе  в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Современные педагогические технологии на урокахрусского языка и литературы в условиях реализацииФГОС ООО...