"Формирование коммуникативных умений и навыков у младших подростков (6 класс) с ОВЗ"
материал (6 класс)

Цыбакова Анна Геннадьевна

Материал для самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_6_klass.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших подростков (6 класс)»

                                                      Воспитатель Цыбакова А. Г. 2018-2019гг.

Проблема.

Подростковый период – важнейший этап жизни человека. У младших подростков бурно активизируются процессы взросления, возрастает агрессивность, стремление доказать окружающим свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это проявляется в употреблении ненормативной лексики или противостоянии требованиям взрослого. Существенно изменяются межличностные отношения внутри класса, они становятся более осознанными, и на них начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Борьба за самостоятельность приобретает особое значение. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать свои личностные особенности, свои агрессивные действия, продолжать учить их контролировать проявления агрессии.

Цели и задачи.

  1. Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.
  2. Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
  3. Побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях.
  4. Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Коррекционные цели.

  1. Коррекция личностных черт воспитанников в процессе развития установок поведения, центрированных склонностей.
  2. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в адекватном эмоциональном реагировании.
  3. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе уточнения эмоциональных представлений.
  4. Коррекция межличностных отношений на основе развития способности оказать помощь и поддержку другому.

Ожидаемые результаты.

  1. Способность воспитанников разобраться в своих чувствах и желаниях, умение выразить это словами.
  2. Способность воспитанников строить конструктивные взаимоотношения с окружающими.
  3. Умение воспитанников справляться с конфликтными ситуациями.
  4. Способность подростков принимать ответственность за свои поступки.

Формы и содержание групповой и индивидуальной работы.

  1. Интеллектуальные задания способствуют расширению словарного запаса, помогают овладевать необходимыми понятиями.
  2. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу:

      - ролевая гимнастика;

      - ролевые ситуации.

      3. Коммуникативные игры:

                    - игры, направленные на формирование у подростка умения увидеть в другом    человеке его достоинства;

                    - игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

                    - игры, обучающие умению сотрудничать.

     4. Игры, направленные на развитие воображения.

     5. Задания на формирование «эмоциональной грамотности»: обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, умению принимать во внимание чувства другого человека.

      6. Дискуссионные методы: выявление различных точек зрения на проблему.

Основа подобных занятий – это обучение учащихся жизненно важным коммуникативным навыкам: способности к гибкому и адекватному поведению при взаимодействии с внешним миром и сохранению своего психоэмоционального благополучия, в том числе контролирование приступов агрессии.

План работы.

1 четверть. Тема: «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека»

  1. Зачем человеку нужна уверенность в себе?
  2. Источники уверенности в себе.
  3. Какого человека мы называем неуверенным в себе?
  4. Я становлюсь увереннее.
  5. Уверенность и самоуважение.
  6. Уверенность и самоуважение к другим.
  7. Уверенность в себе и милосердие.
  8. Уверенность в себе и непокорность.

2 четверть. Тема: «Конфликты и их роль в моем саморазвитии»

  1. Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице.
  2. Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.
  3. Конструктивное разрешение конфликта.
  4. Конфликт как возможность развития.
  5. Готовность к разрешению конфликта.

3 четверть. Тема: «Ценности и их роль в жизни человека»

  1. Что такое ценности?
  2. Ценности и жизненный путь человека.
  3. Мои ценности.

4 четверть. Тема «Агрессия и ее роль в развитии человека»

  1. Я повзрослел.
  2. У меня появилась агрессия.
  3. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?
  4. Конструктивное реагирование на агрессию.
  5. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.
  6. Учимся договариваться.

В работе использовалась книга О. В. Хухлаевой  «Тропинка к своему Я»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка

Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка     Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков

Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...