"Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению по математике"
статья (7, 8 класс)
Учитель, при организации учебной деятельности школьников больше всего озабочен их учебной мотивацией. Мотивация - это возникновения у школьников интереса к материалу, который они изучают, а также его дальнейшее поддержание. Чтобы учение стало осознанным и успешным, школьник должен понимать, зачем ему нужен тот материал, который он изучает. Нужный мотивационный тип определяется как ученическим возрастом, так и содержанием учебного материала, но высокий мотивационный тип возможен только тогда, когда ученик хорошо понимает изучаемый материал. Для мотивации обучения и формирования умения учиться, а также для развития творческих способностей учеников я применяю разнообразные методы и приёмы, которые школьникам помогают не только учебный материал усвоить, но позволяют также делать это с увлечением и интересом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakobi_z.f._zadanie.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 5
«Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению? Предложите средства, которые необходимо использовать учителю для развития мотивации учения у школьников (на материале преподаваемого Вами предмета)»
Якоби Зинаида Фёдоровна,
учитель математики
МБОУ «СШ No1 имени А.В. Войналовича»
Пояснительная записка
Учитель, при организации учебной деятельности школьников больше всего озабочен их учебной мотивацией. Мотивация - это возникновения у школьников интереса к материалу, который они изучают, а также его дальнейшее поддержание. Чтобы учение стало осознанным и успешным, школьник должен понимать, зачем ему нужен тот материал, который он изучает. Нужный мотивационный тип определяется как ученическим возрастом, так и содержанием учебного материала, но высокий мотивационный тип возможен только тогда, когда ученик хорошо понимает изучаемый материал. Для мотивации обучения и формирования умения учиться, а также для развития творческих способностей учеников я применяю разнообразные методы и приёмы, которые школьникам помогают не только учебный материал усвоить, но позволяют также делать это с увлечением и интересом.
Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках математики с целью повышения качества образования по данному учебному предмету - определила для себя основные задачи: Изучить соответствующую методическую литературу о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности, познакомиться с системой стимулов, имеющихся в дидактике, которые позволяют побуждать школьников к познавательной и учебной деятельности.
Обеспечить школьников необходимым инструментарием универсальных учебных действий, которые им необходимы для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего материала, предусмотренного программой, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации по предмету. Ввести в своею работу такие педагогические методы, технологии и приёмы, в основании которых лежит деятельностный подход в преподавании математики, позволяющий школьникам из пассивных исполнителей и слушателей превратиться в активных деятелей, которые были бы замотивированы на достижение определённых результатов. Предлагаемые задания учитель может включать на любом этапе урока, самое важное - это дать учащимся наблюдать, сопоставлять, анализировать, а также обобщать и делать выводы, открывая тем самым математические догмы.
Основная часть
В преподавании математики и деятельности вне уроков по этому предмету я использую такие приемы, которые развивают мотивацию: создаю такую ситуацию, где школьник чувствует себя успешным, использую проблемное обучение, а также стараюсь каждодневный урок сделать как можно более интересным, конечно же в программном соответствии, но в то же время таким, который вызовет у школьников живой отклик, на уроках и вне уроков организую творческую групповую работу, а на уроках использую принцип наглядности, а также интернет – ресурсы и презентации, стараюсь часто использовать все возможности деятельности вне класса в своей работе: это участие в конкурсах и работа по интересам. Внеклассная работа, тесно связанная с обязательной программой, живо реагирует на перемену методов содержания и обучения, она приводит свои приёмы в соответствие с требованиями современности, поэтому я на своих уроках применяю игровые и состязательные формы. Также школьники активно занимаются дома на платформе «Учи. Ру», где им предлагаются задания на пройденные темы, но в более интересной, игровой форме.
Учитель-предметник может каждую из своих работ наполнить тем содержанием, которое можно использовать для умственных упражнений учащихся, а также для их самопроверки, в том числе для интеллектуального и творческого развития. При изучении темы в пятом классе я применяю мотивацию теоретическая: «Мы уже умножать умеем десятичные дроби. Кто может сказать, что нам теперь нужно научиться с ними делать?» В восьмом классе введение теоремы Виета, при изучении темы «Квадратные уравнения», мотивирую школьников такой необходимостью, как проверка корней квадратного уравнения. На уроке же я стараюсь использовать разные приемы и методы обучения, так как разнообразие поощряет школьников и мотивирует их к труду. Вызвать у ребят на каждой ступени урока положительный мотив можно при привлечении его в активную деятельность, которая будет достаточно актуальна и, самое главное, интересна ребёнку.
Этому очень хорошо помогают различные приемы игры, либо создание ситуации проблемы, например, такие, как «Математическая эстафета», «Стенка на стенку», «Восстанови звено», «Быстрее и дальше». При изучении темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» нужно вспомнить вычитание и сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Каждый участник эстафеты оценивает правильный ответ того, кто передал ему эстафету и даёт ответ на следующий вопрос дальше по цепочке. Каждая ошибка – это минус один балл для команды. Выбор передачи эстафеты членам команды противника выбирают сами участники игры. Каждый школьник, благодаря правилам этой игры, должен быть к ответу готов. Такая игра помогает не только увеличению умений и знаний, гибкости и быстроты мышления, но и воспитывает коллективное чувство, к тому же всех школьников заставляет повторять материал, который выносится на обсуждении, иначе он может подвести свою команду. В игре оказывается быстрая помощь отстающему школьнику. Оценка учителем работы либо одноклассником – это стимул у ребят дальнейшей учебной деятельности.
Детям тяжело сидеть на одном месте по 40 минут, а эти приёмы позволяют им подвигаться, побегать, разнообразить вид их деятельности. Также очень интересен ученикам такой приём, как «Разгадывание кроссворда» и «Составление вопросника по пройденной теме». Эти приёмы интересны тем, что обучающие сами составляют и вопросы, и ответы на них. Школьник, составивший свой вопросник, находится в роли преподавателя и выбирает сам, кому задать свой вопрос. За правильные ответы учащиеся получают баллы, которые подсчитываются в конце урока. Ученики таким образом, играют и учатся одновременно. Подобным способом можно замотивировать школьников выучить правило, так как никому не захочется попасть впросак.
Один из важных мотивационных моментов – это умение ставить себе цель определять зону ближайшего развития, а также понимать, для чего необходимо научиться быстро считать в уме. Цель, которая поставлена преподавателем перед учениками, должна также стать и его целью. Чтобы превратить цели в мотивы-цели очень важно осознать ученику свой успех.
Для развития таких умений использовать можно такие приёмы, как:
1 Похвала, которая является самым сильным средством преподавателя, если оно правильно будет применено.
2 Похвала коллектива. Каждый ученик желает возвыситься не только лишь в глазах преподавателя, но и среди своих одноклассников. Будет хорошо, если хвалить школьника всем классом за его достижения.
3 Прием «Эврика». Суть его находится в том, что учитель придумывает такую ситуацию, из которой школьник сам находит выход и открывает незнакомые для себя качества своей личности.
4 Задания разной сложности. Подобный прием каждому ученику разрешает выполнить посильное ему задание, при этом более сильные ребята могут показать свои знания, а средние отличиться каким-либо творческим подходом. Как сильные, так и слабые школьники смогут получить полное удовлетворение от выполненного ими задания.
5 Самостоятельный выбор задания. Ученикам предлагается выбрать для себя задание самостоятельно. Содержание этого задания должно быть примерно одинаковым, но школьники могут выбрать объём, сложность выполнения, а также выбрать задание индивидуальное либо групповую работу, либо в парах, а также самостоятельную подготовку или при помощи преподавателя.
6 Обучение самовнушению. Такие элементы можно применять в физкультминутках, с подобного приема можно начать или сам урок, или его практическую часть.
При фронтальном опросе будет полезно научить школьников отвечать такими словами, как: «Я знаю, что...». Такой приём помогает росту уверенности школьников в своей математической компетенции. Я часто использую такой метод, как технология обучения, который является проблемным - это метод открытых вопросов и «Кейс» либо метод оценивания реальной ситуации из жизни и последующий анализ. При этом актуализируются и впоследствии обобщаются те знания, которые нужно усвоить. Технологии, которыми я пользуюсь в своей работе, мне позволяют развивать и, конечно же, непосредственно обучать ребят в соответствии с требованиями, предъявляемые реальностью и нашим обществом к юному поколению.
Взять, к примеру, рассмотрение такой темы, как «Теорема Пифагора». Школьникам нужно дать несколько треугольных фигур, несколько из них должны быть прямоугольными с известными угловыми величинами. Нужно у ребят спросить: к каким из них можно применить теорему Пифагора.
Школьники уже знают, что теорема Пифагора имеет отношение к треугольникам, у которых углы прямые, а, следовательно, к каким-то из предложенным треугольников она не подходит. Я после этого прошу применить данную теорему к тем треугольникам, которые дети отобрали, т.е. сказать, что квадрат наибольшей стороны у них равен сумме квадратов остальных двух сторон.
Подход к организации процесса обучения более традиционный может помочь детям лучше усвоить знания, умения и навыки, но он будет помогать развитию личности, а также раскрытию ее ресурсов. Поэтому один из эффективных путей развития мотивации школьников и её и дальнейшего повышения я вижу в применении на уроке методов и форм, являющихся нетрадиционными. В своей большой практике часто применяю работу в паре либо в группе. Групповая работа помогает активизировать познавательную деятельность детей, позволяет более продуктивно усвоить непосредственно знания и умения, создавая хорошее настроение у детей, также у них снижается тревожный уровень, они по - другому оценивают своею деятельность, переложенную со способностей непосредственно на усилия. У школьников формируется уважение к себе. Работа в парах также имеет воспитательное значение, являющееся важным. Пары я выбираю по – разному – это пары учащихся с одинаковыми функциями и с разными, а с разными - это пара «учитель – ученик». Один школьник объявляется ведущим, а второй - ведомым. Пара учащихся с функциями одними и теми же - это пара «сотрудник-сотрудник». Новые федеральные государственные образовательные стандарты кроме учебных занятий в себе содержат также и внеурочную деятельность, предполагающую занятость ребят по интересам после уроков. Немаловажные возможности в формировании предметного интереса имеют занятия вне класса. Говоря о развитии познавательной активности на уроке, нужно также отметить и роль ИКТ в процессе образования. Применение на уроках средств ИКТ – это очень действенный метод для формирования познавательной деятельности школьников, а также для организации их учебной деятельности. Использование компьютерной техники помогают сделать урок более современным, а обучение будет происходить индивидуально, подведение итогов и контроль проходят так же объективно и своевременно. Презентации помогают разнообразить материал, дают пищу для переживаний и делают процесс овладения знаниями наиболее привлекательным.
С помощью ИКТ возможно показать в презентации интересные формы обучения на уроках: конкурсы, упражнения - игры, игры-путешествия, загадки, шарады. Это, в общем, создаёт положительный настрой на уроке, а также поможет в выполнении тех задач, которые кажутся детям трудными, а порой даже непреодолимыми.
Использование презентаций на уроке является применением наглядного иллюстративного метода в тесной взаимосвязи с иными методами, а иллюстрации нужны тогда, когда объект изучения недостижим, а учитель не может дать полное представление об изучаемом предмете.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющая учителя постоянно применять доску и мел, использование презентаций поможет освободить большой отрезок времени, которое можно использовать для объяснения материала дополнительного.
Проблемность обучения также является мощным стимулом для мотивирования школьников. На каждом из этапов непосредственного урока необходимо использовать задания, которые будут являться проблемными. Если преподаватель это делает, то школьники находятся практически всегда на достаточно высоком уровне мотивации. Основная движущая сила проблемного или поискового обучения – это непосредственно система неординарных вопросов, проектов различных исследований и творческих заданий, которые ставятся перед школьником. Тут важно широко использовать именно те вопросы, которые задаются ребятам, где противоречия сталкиваются, ведь необходимость их преодолеть является самым сильным мыслительным двигателем.
Также действенным способом для мотивации ребят является проектная деятельность. Это педагогическая технология, которая ориентирована не на объединение имеющихся знаний, а на их приобретение при помощи самообразования, а также и их иным применением. Этот метод дает простор для творческой инициативы как школьников, так и учителя, что непосредственно подразумевает их сотрудничество, этим создается положительная мотивация к учебе у школьников. Проектная типология очень широка по количеству вариантов, существуют проекты, исполняемые в коллективе, а также и монопроекты, по времени они могут быть самыми различными, в зависимости от поставленной задачи. В проектном создании может участвовать как группа школьников, так и один ребёнок. Можно также создавать межпредметные и монопредметные проекты. Непосредственно на практике реализация проектного метода ведет к изменению преподавательской позиции. Из носителя неких знаний он становится организатором учебной и познавательной деятельности школьников. Разнообразная форма организации непосредственно внеурочной деятельности очень сильно повышает активность детей и их работоспособность, способствует их психологической разрядке, а также снятию ситуаций, приводящих к стрессу.
Очень помогают развитию мотивации кружки научно – исследовательские, робототехники и моделирования. Многие кружки, казалось бы, не связанные с математикой ни с какой стороны, на деле могут также способствовать мотивационному развитию. Так, например, экологический кружок, проводя мониторинг окружающей среды, пользуется математическими методами измерений, а также построением графиков, информация обрабатывается математическими расчетами, то я считаю нужным помочь ребятам в написании проектов по экологии. Мы регулярно проводим научную исследовательскую деятельность вместе. Внеурочная деятельность также составляет часть как воспитательного, так и учебного процесса и одной из форм организации у школьников незанятого времени. Направляется оно непосредственно на формирование интереса ребят к школьным предметам, а также их для интеллектуального развития. В этом направлении я применяю как коллективную, групповую, так и индивидуальные рабочие формы. В процессе обучения на кружке «Компьютерная грамотность» непосредственно происходит развитие интеллектуальных способностей школьников, а также развитие самостоятельности, творческой активности и потребности к новым познаниям. Формы организации занятий тут очень разнообразны – это и логические игры, и решение головоломок, и разные викторины.
Использование интерактивных средств позволяет формировать у ребят интерес к изучаемому предмету, развивать их самостоятельность, непосредственно обогащать социальный опыт с помощью переживания ситуаций из жизни, чувствовать комфортно себя на занятиях, проявлять свою индивидуальность в процессе обучения.
Таким образом, развитию положительного отношения к учению у школьников помогают все средства, которые совершенствуют учебный процесс: непосредственное укрепление связей межпредметных, совершенствование обучающих методов, использование разных видов проблемного и развивающего обучения, модернизация урочной структуры, применение разнообразных форм коллективной, индивидуальной и групповой работы. Конечно, крайне необходимо обеспечить равновесие между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, а также между индивидуальной и совместной рабочими формами. Использование средств современного оценивания ученической мотивации помогает осуществлять непосредственное взаимодействие с коллегами, которое будет направлено на развитие учебной мотивации, так как многие проекты мероприятий имеют между собой связи и могут проводиться совместно с учителями других преподавательских направлений.
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников также необходим в процессе обучения и позволяет контролировать результаты этого процесса. Внедрение наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков непосредственно форм нетрадиционных сильно повышает уровень владения этими знаниями, так как даёт ребятам мотивацию для обучения и прививает интерес к предмету. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, в том числе и ими самими различными видами проверок ими самими, учителем, непосредственно обучающими устройствами, тем интереснее им будет работать.
Также и к составлению контрольных заданий необходимо подойти творчески, для того, чтобы школьники убедились в том, что не только интересно учиться, но и уметь демонстрировать свои знания и применять их. Немаловажно также родительское мнение об уровне преподавания предмета в формировании мотивации их детей к изучению предмета. Мною часто проводится опрос родителей, чтобы изучить их процент удовлетворенности преподавания моего предмета. Уважительное отношение родителей школьников к предмету и осознание ими важности изучения математики в образовании их детей, конечно же, оказывает необходимое влияние на развитие мотивации к изучению моего предмета. Только при сотрудничестве всех тех, кто участвует в процессе образования, поможет школьникам найти свое место в классе, определить направление учебной деятельности и непосредственно общественной, удовлетворить в полной мере свои потребности и стать в будущем личностью, развитой разносторонне.
Заключение
Таким образом, обучение лишь тогда для школьников будет радостным и привлекательным, когда они будут сами учиться непосредственно конструировать, проектировать, исследовать и открывать, одним словом, познавать мир в прямом смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, физических, умственных, духовных, а это осуществимо лишь в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе педагогических технологий современности.
Эффективное взаимодействие учителя со школьниками возможно лишь только с учетом особенностей их мотивации. Важный путь непосредственного воспитания мотивационной полноценности - это не только создание благоприятного климата, а и включение школьников в реальные деятельностные виды, способы взаимодействия с окружающими их людьми.
В то же время, глубокое понимание учителем мотивов поступков школьников, знание методов мотивационной корректировки й, основанных на развивающем обучении и активное использование их в своей учебной тдеятельности не может не принести своих результатов!
Список источников
1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учеб. Пособие – М.: Изд-й центр «Академия», 2000. – 160 с.
2. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? Школьный психолог, 2003, № 30
3. Глозман Ж. М. Развиваем мышление: игры, упражнения, советы специалиста / Ж. М. Глозман, С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова. – М.: Эксмо, 2010. – 80 с.
4. Заика Е. В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. Вопросы психологии, 1991. № 6
5. Заика Е. В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. Вопросы психологии, 1994. № 5
6. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. Вопросы психологии, 1993. №2
7. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии, 1990. № 6
8. Игры – обучение, тренинг, досуг. Под ред. В. В. Петрусинского в четырех книгах – М.: Новая школа, 2000. – 240 с.
9. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 240 с.
10. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студ. Высш. И ср. спец. Учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528
11. Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум – г. Дубна, «Феникс+», 2000. – 128 с.
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике для 9-го класса со слабой мотивацией в учении
внеклассное мероприятие по математике, для учащихся 9 класса со слабой мотивацией в учении,...
Советы родителям школьников по формированию положительной мотивации к учению
Советы родителям школьников по формированию положительной мотивации к учению помогут родителям построить правильные отношения с ребенком, воспитать интерес к учению....
применение некоторых приемов ТРИЗ на уроках математики и информатики для повышения мотивации к учению
рассматриваются приемы усиления мотивации на уроках математики и информатики с помощью приемо ТРИЗ (морфологический ящик, логические задачи, и пр.)...
Каким образом учитель русского языка и литературы может развивать у школьников мотивацию к учению?
Педагогическая статья с описанием опыта...
«Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению?»
laquo;Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению?»...