Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учебно-методический материал
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti_2019-2020.docx | 42.97 КБ |
roditelskoe_sobranie_na_temu.docx | 883.73 КБ |
tematika_rod_sob_11_kl_1_pol.docx | 14.72 КБ |
tematika_rod_sob_11_kl_2_pol.docx | 15.83 КБ |
analiz_portfolio.docx | 316.31 КБ |
programma_ind_razv.docx | 23.58 КБ |
vystupl-e_na_rod_sobranii.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Баянгольская СОШ»
Программа работы
с одарёнными детьми
по русскому языку и литературе
Составила:
Гасаранова Серафима Сергеевна учитель русского языка и литературы
МАОУ «Баянгольская СОШ»
Пояснительная записка
Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает ряд мероприятий по государственной поддержке способных и талантливых учащихся. Это делает актуальной проблему методического сопровождения деятельности педагогов, которые работают с такими детьми в условиях обычной общеобразовательной школы.
Благодаря «Программе работы с одаренными детьми» учащиеся получают возможность улучшить свои знания по теории литературы, лингвистике, стилистике. Одним из приоритетов программы является привитие навыков рациональной, комплексной работы с текстом. Курс формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей и образного мышления учащихся.
Программа формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Нормативная база
В основу программы положены:
- Конституция РФ;
- Закон РФ об образовании;
- Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одаренных детей и подростков»;
- Президентская программа «Дети России» (1995г.);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 года.
- Постановление Правительства Самарской области от 4 сентября 2015 г. N 555
"Об утверждении Концепции создания центра для одаренных детей в Самарской области"
Концепция программы
Современное общество нуждается в людях, которые обладают нестандартным мышлением, творчески подходят к решению различного рода задач и способны созидать новое в различных сферах деятельности. Таким образом, ситуация требует активных мер по привлечению родителей к выявлению задатков одаренных детей и активизация педагогов в развитии данной категории детей. Этим детям необходимо предоставить условия образования, которые позволяют реализовать их возможности. В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, которая будет обеспечивать эффективные условия развития ученика-исследователя в самом широком смысле. Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно- ориентированные технологии обучения. Педагогическая поддержка – основополагающий процесс личностно-ориентированного образования, обеспечивающий условия для саморазвитияличности ребенка.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время система образования переживает период осмысления основ образования, общих целевых установок, методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим и социальным развитием современного общества, когда информация стала главным продуктом цивилизованного общества. Умение работать с информацией жизненно важно для любого специалиста. Оно равноценно владению современными технологиями исследовательской деятельности, обладанию навыками творческой деятельности. Раскрытие творческих способностей обучаемых – одна из главных установок современного времени.
Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные компетентности.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых учащихся 9-11 классов в области филологии.
Задачи:
1. Оказать педагогическую поддержку талантливым учащимся 9-11 классов.
- Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
- Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
- Обеспечить участие одаренных учащихся 9-11 классов в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе всех уровней.
- Обеспечить участие одарённых учащихся в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе.
- Обеспечить участие в НПК по филологии.
При реализации направлений программы применяются различные средства и методы.
Традиционные средства - практические занятия и лекции с элементами беседы
Нетрадиционные средства представляют собой устный журнал, литературная гостиная, презентация, защита творческого проекта и другие.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это такие, как исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и другие методы.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть и другие.
Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе
рассчитана на 3 года - 102 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа работы с одарёнными детьми спланирована для учащихся 9-11-ых классов на 2017-2020учебный год.
Этапы и сроки реализации:
I. Организационный этап ( сентябрь 2019г.- октябрь 2020г.)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышения квалификации.
II. Практический этап (ноябрь 2019 - апрель 2020 г.)
Данный этап предполагает:
-реализацию программы по работе с одаренными учащимися;
-расширение форм работы с одарёнными учащимися.
III. Обобщающий этап ( май 2020г)
На данном этапе предполагается соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.
Результатом реализации программы должно стать положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в:
- предметных олимпиадах;
- НПК;
- интеллектуальных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе | 39 | 15 | 24 |
2 | Исследовательская деятельность учащихся | 42 | 12 | 30 |
3 | Интеллектуальные и творческие конкурсы | 18 | 18 | |
4 | Заключительное занятие | 3 | 3 | |
ИТОГО | 102 | 30 | 72 |
Содержание работы.
- Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и
литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
- составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
- определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
- выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
- предоставить ученику:
- название темы;
- план изучения темы;
- основные вопросы;
- понятия и термины, которые он должен усвоить;
- практические работы;
- список необходимой литературы;
- формы контроля;
- задания для самопроверки.
- Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- Предмет;
- Дата и время консультаций;
- Главные рассматриваемые вопросы;
- Время работы с темой по программе;
- Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
- Невыясненные вопросы.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач.
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
- Сборники «Русский медвежонок».
- Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
- Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
- Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
- Олимпиадные задания по русскрму языку и литературе. – составитель О.А.Финтисова. – Издательство «Учитель»
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
- формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
- расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
- фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
- лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
- фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
- морфемики и словообразования (этимология морфем);
- морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
- синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.
2. Исследовательская деятельность учащегося.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
- развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;
- координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
- подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.
На первом этапе работы педагог должен научить:
а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;
б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,
в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.
На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.
На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.
Желательно чтобы учащийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.
На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие
учебные приемы:
- выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
- определение темы и цели исследования;
- формулирование и отбор полезных гипотез;
- определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
- разграничение допущений и доказанных положений;
- планирование проверки гипотезы;
- планирование результата;
- составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
- установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
- систематизация фактов, явлений;
- интерпретация данных;
- использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
- установление аналогий;
- формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
- решение задачи в новой ситуации;
- написание творческого сочинения, реферата.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
- филологический чемпионат;
- конкурс «Грамматик»;
- НПК «Наука и дети», «Шаг в будущее», «Сибирская весна»;
- Конкурс по русскому языку «Грамматик»
- Всероссийская олимпиада школьников
- Международные дистанционные олимпиады
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Формы организации учебного занятия | Количест. часов | Творческие работы |
1 | Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия. | Учебная лекция. Практическое занятие. | 1 | Составление кроссворда |
2 | Лексика. Фразеология. | Практическое занятие. | 1 | Презентация |
3-5 | Морфемика. | Презентация + практические занятия | 3 | Практическая работа |
6-7 | Морфология | Лекция с элементами беседы + практическое занятие | 2 | Составление вопросов викторины по теме |
8 | Синтаксис | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
9-10 | Стили и типы текстов | Практическое занятие | 2 | Творческий проект |
11-12 | Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | Устный журнал | 2 | Творческий проект, чтение наизусть |
13 | Работа над сочинением по произведениям писателей-классиков | Практическое занятие | 1 | Сочинения |
14-15 | Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе, реферата. | Практические занятия | 2 | Составление аннотации, тезисов. Написание эссе. |
16-18 | Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи. Выдвижение и обоснование гипотезы. Оценка собственной деятельности, рецензирование работ. | Практические занятия | 3 | Решение исследовательских задач. Написание рецензии. |
19 | Работа с литературными источниками | Практическая работа в школьной библиотеке и в компьютерном классе. | 1 | |
20-21 | Этапы выполнения научно-исследователь- ской работы. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы | Беседа | 2 | Представление результатов работы |
22-23 | Изучение научной литературы по теме исследования. Выполнение практической части исследовательской работы. Анализ результатов. Выводы. | Беседа + практическое занятие | 2 | Защита творческого проекта, презентация |
24-25 | Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ. | Практическое занятие | 2 | Демонстрация оформленной работы |
26-27 | Научный доклад как итог исследовательской работы школьника | 2 | Защита научно-исследовательской работы | |
28 | Интеллектуальные и творческие конкурсы. Филологический чемпионат | Соревнование знатоков | 1 | Защита проекта |
29 | Школьный конкурс «Проба пера» | Создание стихотворений на заданную тему | 1 | Сочинение |
30 | Выполнение конкурсных заданий на сайте infourok.ru | Практическая работа | 1 | |
31 | Выполнение заданий ВОШ | Практическая работа | 1 | |
32 | Выполнение задания по составлению рецензии | Практическая работа | 1 | |
33 | Выполнение итоговых заданий по стилистике | Практическая работа | 1 | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обмен мнениями. План на новый учебный год | 1 | Творческие работы учащихся |
Список литературы.
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
- “Одаренные дети” Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого. 1991 г. М.
- “Залог детских успехов” Джон Холт. 1996 г.
- “Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет”. Джоан Фриман. 1995 г. М.
- “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
- “Развитие творческого мышления детей” А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль.
- “Проблемы одаренного ребенка” М. Богоявленская ж/л “Обруч” 2005 г.
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов по русскому языку /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
- Сборники «Русский медвежонок».
- Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
- Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам
для самостоятельного чтения.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Мотивы и ценности старшеклассников.
Электронные сигареты!!!
Курить электронную сигарету пытаются многие подростки, 40% детей, которые достигли 14 лет, обращаются к использованию этого приспособления. При этом важно отметить, что курение обычных сигарет ими ранее не осуществлялось.
Реализация классических табачных изделий лицам, которые не достигли совершеннолетнего возраста, запрещается на законодательном уровне в строгом порядке. Относительно устройств электронного типа таких строгих правил не существует. Привлекают электронные сигареты юных потребителей вкусовыми качествами.
2. Выступления родителей.
3. Принятие решения родительского собрания:
- создавать благоприятную, дружескую, комфортную атмосферу для успешной учебы, нравственного развития детей, для формирования у них доброго и заботливого отношения к людям и к своему здоровью;
- организовать просветительскую работу с детьми для того, чтобы они имели отчетливые представления об истинных ценностях, о здоровом образе жизни;
- своим положительным примером влять на формирование жизненного опыта детей;
- моделировать с детьми ситуации поведения в различных местах и ситуациях;
- стараться понимать, слушать и слышать своего ребенка;
- всем родителям посещать сайт Днефник.ру;
Предварительный просмотр:
Тематика проведения родительских собраний
в 1 полугодии 2019-2020учебного года в 11 классе.
Классный руководитель: Гасаранова С.С.
ДАТА | ВРЕМЯ | ТЕМА |
сентябрь | 18.00 | «Процедура проведения ЕГЭ в 2020 году. Шаги к успеху.» Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: — значение семьи в ответственные моменты жизни; — готовность учащихся к сдаче экзамена; — порядок аттестации основной школы. Контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктаж по ТБ. Беседы-разъяснения: необходимость горячего питания, деловой стиль одежды, страхование жизни и здоровья школьников. |
октябрь | 18.00 | «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.» Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ пробных экзаменов по литературе; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; — готовность учащихся к сдаче экзамена; 2. Помощь семье в правильной психологической подготовке к ГИА: — рекомендации психолога; 3.Отчет «Наши достижения». Беседы и практикум по возможности использования современных информационных технологий для контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктаж по ТБ Рабочие моменты: вакцинация против гриппа все +, необходимость горячего питания, деловой стиль одежды. |
ноябрь | 18.00 | «Психологические и физиологические особенности старшеклассника.» Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; 2.Психологические и физиологические особенности старшеклассника: — значение семьи в формировании здорового образа жизни; — психологические тренинги, помогающие снять напряжение; 3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика: — рекомендации психолога по профориентации; — анализ профессиональных интересов учащихся. Беседы и практикум по возможности использования современных информационных технологий для контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктаж по ТБ Беседы-разъяснения: профилактика вирусных заболеваний, необходимость горячего питания |
декабрь | 18.00 | «Роль общения в становлении и развитии личности ребенка. Важность общения. Цена слова». Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования ; 2. Роль общения в становлении личности ребенка Беседа и практикум по возможности использования современных информационных технологий для контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктаж по ТБ в период зимних каникул . |
Предварительный просмотр:
Тематика проведения родительских собраний в 2 полугодии 2019-2020 учебного года в 11 классе. Классный руководитель: Гасаранова С.С..
ДАТА | ВРЕМЯ | ТЕМА |
январь | 18.00 | Куда пойти учиться? Профессиональное самоопределение. Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ результатов пробных экзаменов; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; — собеседование с неуспевающими учащимися. 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: — значение семьи в ответственные моменты жизни; — готовность учащихся к сдаче экзамена; — порядок аттестации основной школы. Контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктажи, беседы-разъяснения Организация питания, деловой стиль одежды, наличие необходимых школьных принадлежностей. |
февраль | 18.00 | Профилактика наркотической зависимости и алкогольной зависимости у детей. Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ результатов пробных экзаменов; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; — собеседование с неуспевающими учащимися. 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: — готовность учащихся к сдаче экзамена; 3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика: — рекомендации психолога по профориентации; Привлечение к использованию информационных технологий беседы и практикум по возможности использования современных информационных технологий для контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктажи, беседы-разъяснения Организация питания, деловой стиль одежды, наличие необходимых школьных принадлежностей. |
март | 18.00 | Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ результатов пробных экзаменов; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; — собеседование с неуспевающими учащимися. 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: — значение семьи в ответственные моменты жизни; — готовность учащихся к сдаче экзамена; — порядок аттестации основной школы. 3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика: — информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы; — рекомендации психолога по профориентации; — анализ профессиональных интересов учащихся. Привлечение к использованию информационных технологий беседы и практикум по возможности использования современных информационных технологий для контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктажи, беседы-разъяснения Своевременное выставление текущих оценок в Сетевой город Организация питания, деловой стиль одежды, наличие необходимых школьных принадлежностей. |
апрель | 18.00 | Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ результатов подготовки к сдачи экзаменов по выбору; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; — собеседование с неуспевающими учащимися. 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: — значение семьи в ответственные моменты жизни; — готовность учащихся к сдаче экзамена; — порядок аттестации основной школы. 3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика: — информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы; — рекомендации психолога по профориентации; — анализ профессиональных интересов учащихся. Привлечение к использованию информационных технологий еседы и практикум по возможности использования современных информационных технологий для контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Сетевой город Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. Инструктажи, беседы-разъяснения Своевременное выставление текущих оценок в Сетевой город Организация питания, деловой стиль одежды, наличие необходимых школьных принадлежностей. |
22.05 | 18.00 | « Тревога и неудача. Как помочь ребенку справиться с этим» Социологический опрос: «Каким я вижу своего ребенка» Подведение итогов. |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика
Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной, накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей образовательного рейтинга выпускника школы. «Портфолио» призван: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Цель портфолио ученика:
· оценка индивидуального прогресса учащегося, достигнутого в процессе обучения, повышение его конкурентоспособности.
Задачи портфолио ученика:
· систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
· создание условий для индивидуальной оценки деятельности каждого учащегося;
· организация сравнения результатов деятельности учащихся с помощью разработанной шкалы баллов портфолио;
· развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
· создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
По представленным ниже критериям оценено электронное портфолио Белобородовой Инны, ученицы 7 класса МАОУ «Баянгольская СОШ».
№ | Оценка портфолио ученика | Баллы |
1 | Оформление портфолио Структуризация материала, аккуратность и эстетичность оформления, наглядность и обоснованность. | 20 |
2 | Общие сведения об ученике Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития учащегося. | 20 |
3 | Портфолио документов Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах, др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т. п.) | 20 |
4 | Портфолио работ Собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, информация об элективных курсах, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, «Портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т. д | 10 баллов |
5 | Портфолио отзывов Характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.) | 10 баллов |
6 | Анализ учеником своей учебной и внеучебной (спорт, творчество) деятельности и рассуждения о будущем: перспективы, карьера. | 10 |
| ||
| ||
90 баллов |
Оценка по 20-ти балльной шкале
Самый высокий уровень (творческий) (120-100 баллов) – портфолио характеризуется разнообразием представленных материалов по различным видам деятельности, отражающих потенциал, способности и личностные качества ученика. В содержании и оформлении портфолио четко проявляются оригинальность и творчество.
Высокий уровень (99-80 баллов) – в портфолио полностью представлены материалы различных видов деятельности. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании представленных работ.
Средний уровень (79-60 баллов) – в портфолио представлены обязательные материалы, по которым, в основном, можно судить о различных видах деятельности ученика. Может отсутствовать анализ ученика своей учебной и внеучебной (спорт, творчество) деятельности и рассуждения о будущих перспективах, карьере и творчество в оформлении.
Низкий уровень (59 и ниже баллов) – портфолио, по которому трудно сформировать представление об уровне образованности и интересах ученика. В портфолио представлены отрывочные сведения по различным видам деятельности, отдельные незаконченные работы в основе такого портфолио лежат общие сведения об ученике.
Предварительный просмотр:
"Программа индивидуального развития
ученицы 11 класса Федоровой Валерии
«Хочу быть успешной»
Разработка классного руководителя 11 класса
МАОУ «Баянгольская СОШ» Гасарановой Серафимы Сергеевны
Вступление Каждый человек имеет огромный потенциал неисчерпаемых ресурсов, которые при определенных условиях могут быть реализованы. Основным условием развития личности является своевременное выявление природных задатков, наличие условий, стимулирующих их развитие, систематическая и упорная работа самого ученика и классного руководителя. В современных условиях назрела необходимость составления индивидуальной программы каждого ребенка. Время подсказывает новые идеи, новые мысли.
Направления программы индивидуального развития
- Информационно – аналитический (сбор информации и её анализ. Это наблюдение, собеседование, изучение документации)
- Организационный (постановка целей, задач и планирование деятельности)
- Диагностический (диагностика личностного потенциала)
- Коррекционный (отслеживание результатов деятельности).
Цель программы :
- Развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности и её индивидуальных особенностей;
- создание условий для самоопределения и самореализации
1 этап - информационно- аналитический. 9 класс
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия. На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
- наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
- изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)
2 этап- организационно- деятельностный. 10 класс
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития «Хочу быть успешным». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска -определение степени риска
3 этап-– контрольно- диагностический 10 класс.
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи: 1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья;
- исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации. Эта работа проводится совместно с родителями, учителями предметниками. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, т.к. дальнейшая работа планируется также совместно.
4 этап - коррекционно-развивающий 11 класс
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени. Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.
Задачи программы:
- создание оптимальных условий для развития личности на основе знания его индивидуальных способностей, склонностей, потребностей.
- предоставление возможностей каждому ученику на самоопределение, самовыражение, самореализацию и самореабилитацию.
-обеспечение условий для развития здоровой свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
- осуществление сотрудничества и взаимодействия между учеником, педагогом и родителями.
Личный листок ученика
Ф.И.О. учащегося Федорова Валерия
Дата и место рождения год
Место жительства: РБ, Закаменский район, с. Баянгол.
Состав семьи: мать – Осокина Оксана Николаевна, бабушка Осокина Лилия Викторовна.
Отношение к учебе: учится хорошо, добросовестно
качество выполнения учебной работы: удовлетворительное
уровень развития: средний
затруднения по предметам: химия, английский язык
способность учащегося к самооценке: высокая
Специальные способности: имеет определенные успехи, увлечения увлекается компьютерами
отношение к учителям: адекватное
идеал: люди в белых халатах
цель в жизни: получить профессию, оправдать надежды матери, стать ЧЕЛОВЕКОМ
Программа саморазвития ученицы 11 класса МАОУ «Баянгольская СОШ» Федоровой Валерии:
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
А.Направленные на здоровый образ жизни: продолжаю заниматься спортом, в частности гимнастикой и ходьбой.
Б.Учебные направленные на результат: закончить школу с хорошими оценками и поступить в ВУЗ.
В.Дополнительное образование: биология : участие в олимпиаде (муниципальный уровень)
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима? Приложить все усилия для успешной сдачи экзаменов с помощью углублённого изучения предметов, дополнительных занятий
Дополнительно буду заниматься по предметам, по которым буду сдавать ЕГЭ. Мне необходимо просто ликвидировать проелы в знаниях по отдельным предметам (химии).
3. Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования. В 1 полугодии было много работы, но я справилась.
Субъекты воспитательной системы: ученик, классный руководитель, бабушка, мать, школа, социальная среда
Успеваемость
Учебный год | Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» |
2017-2018 | 5(литература, история, обществознание, география, химия) | 7 (физика, русский язык, технология, биология физкультура, алгебра, геометрия) | 1 (английский язык) |
2018 - 2019 | 7(литература, история, обществознание, география, биология, химия, МХК) | 7(физика, алгебра, геометрия,английский.язык, технология, русский язык, физкультура) | - |
2019 -2020 | 7(литература, история, МХК,обществознание, география, биология, химия) | - |
Статусы учащихся
Статус «Организатор» присваивается ученику, которому дается поручение, связанное с организацией деятельности группы,
Статус «Участник» присваивается ученику, который выполняет конкретное поручение в одной созданных для подготовки дела групп.
Статус « Зритель» присваивается ученику, имел поручения на этапе подготовки дела, присутствовал на заключительном этапе дела.
Достижения ученика:
9 класс: участие в танцевальном конкурсе среди старшеклассников;
10 класс: участие в конкурсе «Леди Совершенство», ведущая на вечере «Посвящение в старшеклассники», избрана в школьное самоуправление;
11 класс: участие в предметных олимпиадах в школе и в районе., ведущая на вечере «Новогоднее представление».
Работа с родителями Содержание работы с родителями: педагогическое просвещение; оповещение о ходе развития ученика; рекомендации по созданию благоприятных семейных условий; приобщение к коллективной классной деятельности; обсуждение процесса и результатов воспитания;
Подведение итогов У Федоровой Валерии наблюдаются такие изменения: Стала увереннее в своих силах и возможностях; Много внимания уделяет учебной деятельности; Стала примером для учащихся школы; Определилась в выборе профессии, твердо идет к намеченной цели; Постоянно самосовершенствуется и самореализуется.
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании в 9 классе.
Система работы по подготовке к ОГЭ .
- Психологический настрой учащихся:
Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни..
«Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди, которыми никто не доволен». Ж. Лайбрюер. Эти слова являются основой в моей работе, ребенка нужно хвалить даже за маленькую удачу, применяя разноуровневые задания в подготовке к экзамену.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать учащихся и их родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Уже на первых уроках русского языка я знакомлю учащихся с КИМами, рассказываю о процедуре проведения экзамена.
- Создание методической базы.
Приобретение учебно-методического пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.
Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе,самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Я использую в своей работе следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2019. Типовые тестовые задания», Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.; «Русский язык. Типовые экзаменационные вари анты», И. П. Цыбулько; «Русский язык. Практикум – подготовка к выполнению заданий 6 – 14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.; «Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ-9», Симакова Е.С.
4.Диагностика уровня подготовки учащихся.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.
- ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Применение ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Интернет-тестирования оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.
В нашей школе, занимаясь в компьютерном кабинете ,имеем возможност проводить в рамках урока тренировочные идиагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Я рекомендую учащимся и их родителям, прежде всего, официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ», «Решу ОГЭ», «СтатГрад».
Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению.
Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.
- Работа с текстом
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста надо начинать уже в 5 классе.Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия). Работа над сжатым изложением происходит следующим образом. На начальном этапе, после объяснения структуры и способов компрессии, я распределяю учащихся в группы по 3-4 человека, позже эту работу они выполняют в парах, а затем уже индивидуально. После двух необходимых прослушиваний учащиеся сверяют записанный план изложения и свои краткие записи. Совместно они создают текст сжатого изложения, учитывая мнения всех. Причём я требую, чтобы они подчёркивали в каждом абзаце микротемы, то есть, ключевые выражения, которые, по их мнению, и должны будут проверяться экспертами.
Эта работа проводится регулярно на протяжении нескольких месяцев. Причём, я чередую занятия, на которых мы работаем над сжатым изложением, тестовыми заданиями и сочинением.
- Создание банка тестовых заданий.
Использую тестовые технологии в разных классах на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
Учащимися 5-9 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулированный в формате ОГЭ.
Так, учащимся 9-х классов даю задания из пособия «Русский язык. ОГЭ. Типовые тестовые задания», Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т., издательство «Экзамен», М.; «Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению заданий 6 – 14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., издательство «Экзамен», М.
Однако, даже набрав относительно высокие баллы, к примеру, достаточные для получения оценки «4», выпускник может получить «удовлетворительную» оценку, так как решающими критериями оценивания всё же остаются ГК1-ГК4, то есть соблюдение языковых норм. Из этого следует, что первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена. На первом этапе провожу диагностику остаточных знаний за курс начальной школы. Но одной диагностикой не обойтись. Следует выявить психические процессы учащихся, влияющие на усвоение формируемых знаний, умений: внимание, память, мышление, темперамент. А потом уже, исходя из этих данных, строить индивидуальную и групповую работу. В своей педагогической практике использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Также помочь в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание. Во время каникул даю детям задание: писать диктант со своими родителями. Регулярные занятия по 10-15 минут, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности.
2. Комментированное письмо (с его помощью достигается высокий уровень самоконтроля).
3.Письмо по памяти.
4.Зрительные диктанты (прочитывание, проговаривание, объяснение; зрительно запомнить, написать внутренним зрением).
5.Диктант «Проверь себя» (дети спрашивают у учителя как пишется слово – это учит их спрашивать, сомневаться, думать).
6. Списывание текста. Алгоритм списывания выглядит так: (П.С. Жедек)
● Внимательно прочитай предложение.
● Повтори его, не заглядывая в текст.
● Подчеркни в предложении все орфограммы.
● Прочитай предложение орфографически.
● Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
● Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.
● Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
7.Графическое выделение орфограмм.
8.Корректировка письма.
9.Работа в паре.
За годы своей работы пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов обучающимися. Алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило.
Можно дать готовый алгоритм , также путем наводящих вопросов вывести детей на составление алгоритмов. Составление алгоритмов позволяет развивать логическое мышление, заставляет детей думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.
Дети должны составить алгоритм к любому теоретическому материалу учебника и без труда использовать его на практике. На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на уроках, на которых дети знакомятся с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм.
Так, мои ученики 7 класса делают в пароизволной форме» Лэпбук по русскому языку", которым пользуются на каждом уроке, т.к. правила в школьных учебниках представлены разрозненно. У учащихся вырабатывается навык пользоваться правилами, и так постеренно происходит запоминание.
- Собственное высказывание на заданную тему.
Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.
Написание сочинения-рассуждения – это одно из самых сложных заданий. Для того, чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения. Написание сочинения происходит индивидуально каждым учащимся на уроке, затем каждый ученик читает вслух свою работу перед классом, учащиеся внимательно слушают, делают себе пометки для удобства, а затем поочередно высказывают, как нужно улучшить эту творческую работу
9.Справочники учащихся 9-х классов «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:
языковой;
- лингвистической;
- коммуникативной;
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.
У меня сложилась своя система работы над ошибками, которая позволяет повышать орфографическую грамотность моих учеников. 1. После проверки письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, домашних и самостоятельных работ) в свою рабочую тетрадь выписываю все ошибки детей, классифицирую их. 2. При составлении предложений, словосочетаний рекомендую посмотреть на лист ошибок и использовать в работе слова, при написании которых ученик ошибался. 3. В начале каждого урока разбираем типичные ошибки учащихся, называю этот вид работы «По следам наших ошибок». Обязательно обращаемся к тетради с правилом и алгоритмом его применения. 4. При составлении текстов, предложений для грамматических разборов включаю в них слова, в которых дети особенно часто допускают ошибки. 5. С удовольствием ученики выполняют такой вид работы «Проверяю друга», когда с листа ошибок диктуются слова тому, кто их допустил. Проверяющий ученик ставит оценку писавшему. 6. При опросе подбираю индивидуальные карточки для каждого ученика с учетом его пробелов в написании орфограмм. Такая система работы учит детей видеть свои ошибки, вырабатывает у них так называемую «орфографическую зоркость», развивает определенную самостоятельность орфографического мышления. Эффективными приемами обучения правописанию также являются разбор по составу, морфологический анализ, словообразовательный анализ, подбор однокоренных слов, составление словосочетаний и предложений и т. д. В системе занятий по русскому языку важное место занимает и работа над орфографическими ошибками: она способствует формированию прочных и глубоких знаний у учащихся. Эту работу можно строить по-разному. После контрольных работ, анализируя тетради учащихся, выясняю типичные ошибки. Их разбираем всем классом на доске, подбираем проверочные слова или же слова на это же правило. Потом дети работают над теми словами, характер ошибок в которых они не могут объяснить. Иногда предлагаю учащимся четко и красиво, без ошибок списать с доски текст с творческим заданием или без него. Работа над ошибками должна проводиться из урока в урок, пронизывая занятия по русскому языку и при повторении, и в связи с изучением нового материала, и при закреплении пройденного. Таким образом, для формирования устойчивого навыка орфографически грамотного письма в резерве учителя много видов работы, но они дадут положительный результат только тогда, когда будут проводиться 17 постоянно, систематически. Для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики… А в наш век, когда дети перестали читать (при опросе детей и родителей: из 12 учащихся с желанием читают только 2, по принуждению еще 5, а остальные 58% не читают вообще) плюс ко всему перечень просмотренных кинофильмов оставляет желать лучшего. Вот и выделяется еще одна сопутствующая проблема – проблема орфографической грамотности. Для определения уровня пунктуационной и орфографической грамотности использую разноуровневые тексты и карточки (как для группового, так и для индивидуального исследования). Вопросы подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку волнуют каждого учителя, работающего в девятом классе. За несколько лет мы так или иначе привыкли к написанию сжатого изложения, пробуем писать его с пятого класса, выполняем тестовые работы не только в качестве текущего, но и итогового контроля. У каждого по этим двум частям экзаменационной работы накоплен достаточный материал и опыт. А вот третья часть работы меняется и заставляет нас снова и снова ломать голову: как подготовить детей к сочинению. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее трудных заданий экзамена.
Тематическое планирование занятий
по русскому языку
1
Ознакомление с демонстрационным вариантом КИМ по русскому языку.
2
Освоение приемов сжатия текста.
3
Пишем вместе сжатое изложение.
4
Написание сжатого изложения.
5
Смысловая и композиционная целостность теста. Анализ текста.
6
Выразительные средства лексики и фразеологии.
7
Анализ средств выразительности. Практикум.
8
Правописание приставок.
9
Приставки на з- и с-; пре- и при-.
10
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи.
11
Практикум «Правописание приставок».
12
Лексики и фразеология. Синонимы.
13
Словосочетание. Тип подчинительной связи в словосочетаниях.
14
Замена словосочетаний синонимичными словосочетаниями.
15
Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
16
Трудности при определении подлежащего и сказуемого.
17
Простое осложненное предложение.
18
Обособленные определения, приложения, обстоятельства.
19
Вводные слова и предложения.
20
Синтаксический анализ сложного предложения.
21
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
22
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
23
Синтаксический анализ сложного предложения.
24
Сложные предложения с разными видами связи между частями.
25
Сложные предложения с разными видами связи между частями (практикум).
26
Алгоритм работы над сочинением-рассуждением (15.1; 15.2; 15.3)
27
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Этапы работы над сочинением.
28
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2 и 15.3.
29
Практикум. Сочинение-рассуждение.
30
Создание банка аргументов для написания сочинения-рассуждения.
31
Практикум. Сочинение-рассуждение.
32
Решение тестовой части ОГЭ.
33
Практикум. Пробное написание работы по русскому языку в форме ОГЭ.
34
Практикум. Пробное написание работы по русскому языку в форме ОГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...