Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
методическая разработка
Своевременное выявление и развитие способностей имеют первостепенное значение для социализации и жизненной навигации обучающихся с ОВЗ, так как это предпосылка для творчества в любой профессии, в науке и искусстве; предпосылка становления и развития личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tvorcheskie_sposobnosti.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Чтобы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и профессионально пригодным в обществе. Умение применять ИКТ, позволяет работать с информацией, получать навыки работы с техникой, легче адаптироваться в обществе. Одной из приоритетных задач в своей работе считаю создание условий для самореализации личности учащихся школы – интерната через развитие творческих и коммуникативных способностей, что облегчает их вхождение в социум.
Развивая творческие способности, у воспитанников с ОВЗ, добиваюсь, изменения в личностном развитии в позитивную сторону: ребёнок усваивает правила поведения в обществе; нормы общественной морали. У него появляются более высокая самооценка и самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, формируются мотивы деятельности, что положительно сказывается на учебной деятельности. Важнейшими условиями формирования личности слабовидящего ребёнка является его включение в разные виды деятельности.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом предопределяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
На самом деле, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.
Что же такое "творческие способности", или "креативность"?
Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии.
В структуре творческой деятельности он выделял: восприятие проблемы; поиск решения; возникновение и формулировку гипотез; проверку гипотез; их модификацию; нахождение результатов.
С точки зрения Д.Б. Богоявленской творчество является ситуативно не стимулирующей активностью проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину творческое развитие связано с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). И.Я. Лернер считает основой творчества следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых стандартных условиях и так далее. В 21 веке в связи с изменениями экономических ситуаций и движением нашего общества к правовому и демократическому государству повышаются требования к «творческости» личности.
Отсюда следует, что творческие способности - это индивидуально-психологические особенности ребенка, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям:
1) выявление способностей;
2) развитие способностей.
Развитие способностей на уроках информатики у учащихся посредством:
- участия в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня;
- участия в научно-практических конференциях;
- включения в учебный процесс заданий повышенной сложности;
- побуждения к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета;
- обучения детей самооценке результатов своей работы;
- формирования навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности;
- участие в предметных неделях.
Выявление способностей происходит путём психолого-педагогической диагностики, педагогического наблюдения, изучения результатов деятельности учащихся.
Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».
Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.
Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10–30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации: в классе, на занятиях. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).
Распределение суммарных оценок по уровням креативности
Характеристики креативности
1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.
2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.
3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.
4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.
5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.
6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.
7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.
8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.
Опросник креативности (лист ответов)
Дата__________________ Школа __________ Класс ________
Урок/вид деятельности ________________________________
Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету) _______________
В таблице, приведенной ниже, под номерами 1–8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).
Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Оценочные баллы: 5 – постоянно, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – никогда.
Творческие характеристики
Мой педагогический опыт показал, что на современном этапе возникает потребность создания психолого-педагогических условий для формирования и развития творчества каждого воспитанника школы-интерната для слепых и слабовидящих. Поскольку современная экономическая система в стране требует проявления ориентации в новых непредсказуемых ситуациях, то и проблема творческого развития школьников остается одной из важнейших задач в современной коррекционной школе.
Решению этой проблемы помогают исследования Выготского Л.С., Гальперина П.Е., Давыдова В.В., Гилфорда Дж., Рахимова А.З., Крутецкого В.А. и др.
Одной немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Для этого всегда нужно иметь под рукой бумагу и карандаш (новые мысли могут посетить вас в самых неожиданных местах!). Хочу поделиться некоторыми методиками, которые использую в урочное и внеурочное время по предмету информатики
Мозговой штурм. Автором данного метода является Алекс Осборн. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
Ментальные карты (Тони Бьюзен). По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.
Шесть шляп Эдварда де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое.
Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс.
Обучение строю на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными целями, интересами и жизненным опытом. Использую интерактивные технологии обучения как взаимодействие, равноправное партнерство, информационно- коммуникативные технологии. Уровень творчества школьников на уроках информатики повышаю при использовании системы заданий с различной степенью проблемности, творческих заданий разного уровня сложности, в планомерный внеучебной деятельности, участвую в интегрированных уроках. Принимаем участие с учениками в научно - практических конференция «Шаг в будущее». Результатом этой работы являются диплом I степени. Решение задач развития творческих и научных способностей учащихся наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности ежегодно проводится неделя информатики. В рамках недели проводятся конкурсы стенгазет, кроссвордов, викторин, олимпиад и т.д. По результатам всех конкурсов и мероприятий определяются победители и призеры. Вся работа по развитию творческих способностей ведется в системе на протяжении всех лет обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в атмосфере сотрудничества. Результатами работы считаю: повышение качества знаний по предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе.
Таким образом, развивая творческую деятельность школьника, я повышаю его вовлеченность в учебный процесс, способствую успешному усвоению знаний, стимулирую интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитываю независимость взглядов. Творческий подход ребенка тем более ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизни - залог, его успешности в личной жизни, конкурентоспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Моя задача как педагога развивать творческие задатки воспитанников в полной мере, находя у каждого ребенка свои таланты.
В результате повышается самостоятельность учебной деятельности, обеспечивается независимость от посторонней помощи, облегчается выполнение требований образовательного процесса, современное развитие ИКТ позволяет создавать благоприятные условия для получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования всем членам общества, независимо от их физических возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...