Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
методическая разработка

Сафронова Лариса Николаевна

Своевременное выявление и развитие способностей имеют первостепенное значение для социализации и жизненной навигации обучающихся с ОВЗ, так как это предпосылка для творчества в любой профессии, в науке и искусстве; предпосылка становления и развития личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

        Чтобы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и профессионально пригодным в обществе. Умение применять ИКТ, позволяет работать с информацией, получать навыки работы с техникой, легче адаптироваться в обществе. Одной из приоритетных задач в своей работе считаю создание условий для самореализации личности учащихся школы – интерната через развитие творческих и  коммуникативных способностей, что облегчает их вхождение в социум.

        Развивая творческие способности, у воспитанников с ОВЗ, добиваюсь, изменения в личностном развитии в позитивную сторону: ребёнок усваивает правила поведения в обществе; нормы общественной морали. У него появляются более высокая самооценка и самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, формируются мотивы деятельности, что положительно сказывается на учебной деятельности. Важнейшими условиями формирования личности слабовидящего  ребёнка является его включение в разные виды деятельности.

        Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом предопределяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

        На самом деле, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

        Что же такое "творческие способности", или "креативность"?

 Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии.

 В структуре творческой деятельности он выделял: восприятие проблемы; поиск решения; возникновение и формулировку гипотез; проверку гипотез; их модификацию; нахождение результатов.

        С точки зрения Д.Б. Богоявленской творчество является ситуативно не стимулирующей активностью проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину творческое развитие связано с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). И.Я. Лернер считает основой творчества следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых стандартных условиях и так далее. В 21 веке в связи с изменениями экономических ситуаций и движением нашего общества к правовому и демократическому государству повышаются требования к  «творческости»  личности.

        Отсюда следует, что творческие способности - это индивидуально-психологические особенности ребенка, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям:

1) выявление способностей;

2) развитие способностей.

Развитие способностей  на уроках информатики у учащихся посредством:

  • участия в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня;
  • участия в научно-практических конференциях;
  • включения в учебный процесс заданий повышенной сложности;
  • побуждения к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета;
  • обучения детей самооценке результатов своей работы;
  • формирования навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности;
  • участие в предметных неделях.

Выявление способностей происходит путём психолого-педагогической диагностики, педагогического наблюдения, изучения результатов деятельности учащихся.

 Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности.  Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10–30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации: в классе, на занятиях. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).

Распределение суммарных оценок по уровням креативности

Характеристики креативности

1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.

2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.

3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.

4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.

5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.

6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.

7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.

8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

Опросник креативности (лист ответов)

Дата__________________ Школа __________ Класс ________

Урок/вид деятельности ________________________________

Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету) _______________

В таблице, приведенной ниже, под номерами 1–8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 5 – постоянно, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – никогда.

Творческие характеристики

https://img.wikireading.ru/334014_21_Autogen_eBook_id39

Мой педагогический опыт показал, что на современном этапе возникает потребность создания психолого-педагогических условий для формирования и развития творчества каждого воспитанника школы-интерната для слепых и слабовидящих. Поскольку современная экономическая система в стране требует проявления ориентации в новых непредсказуемых ситуациях, то и проблема творческого развития школьников остается одной из важнейших задач в современной коррекционной школе.

Решению этой проблемы помогают исследования Выготского Л.С., Гальперина П.Е., Давыдова В.В., Гилфорда Дж., Рахимова А.З., Крутецкого В.А. и др.

         Одной немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Для этого всегда нужно иметь под рукой бумагу и карандаш (новые мысли могут посетить вас в самых неожиданных местах!). Хочу поделиться некоторыми методиками, которые использую в урочное и внеурочное время по предмету информатики

 Мозговой штурм. Автором данного метода является Алекс Осборн. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

Ментальные карты (Тони Бьюзен). По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.

 Шесть шляп Эдварда де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

 Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое.

Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс.

Обучение строю на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными целями, интересами и жизненным опытом. Использую интерактивные технологии обучения как взаимодействие, равноправное партнерство, информационно- коммуникативные технологии. Уровень творчества школьников на уроках информатики повышаю при использовании системы заданий с различной степенью проблемности, творческих заданий разного уровня сложности, в планомерный внеучебной деятельности,  участвую в  интегрированных уроках. Принимаем участие с учениками в научно - практических конференция «Шаг в будущее». Результатом этой работы являются диплом I  степени. Решение задач развития творческих и научных способностей учащихся наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности ежегодно проводится неделя информатики. В рамках недели проводятся конкурсы стенгазет, кроссвордов, викторин, олимпиад и т.д. По результатам всех конкурсов и мероприятий определяются победители и призеры. Вся работа по развитию творческих способностей ведется в системе на протяжении всех лет обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в атмосфере сотрудничества. Результатами работы считаю: повышение качества знаний по предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе.

Таким образом, развивая творческую деятельность школьника, я повышаю его вовлеченность в учебный процесс, способствую успешному усвоению знаний, стимулирую интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитываю  независимость взглядов. Творческий подход ребенка тем более ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизни - залог, его успешности в личной жизни, конкурентоспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Моя задача как педагога развивать творческие задатки воспитанников в полной мере, находя у каждого ребенка свои таланты.

        В результате повышается самостоятельность учебной деятельности, обеспечивается независимость от посторонней помощи, облегчается выполнение требований образовательного процесса, современное развитие ИКТ   позволяет создавать благоприятные условия для получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования всем членам общества,  независимо от их физических возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...