Программа духовно-нравственного развития
рабочая программа
Цель программы | Создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями |
Задачи программы |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya.docx | 49.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета № 4 от «___»_________2018 | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________________М.И. Иванова приказ №___ от «___»___________2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Духовно нравственного воспитания (гражданско-патриотическое направление)
Группа:1,2,3
Объем – 34 часа
Воспитатель: Абдурахманова Г.А
г. Нефтеюганск-2018
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Стр. |
I | Паспорт программы | 3 |
II | Пояснительная записка | 5 |
2.1 | Краткая психолого-педагогическая характеристика воспитанников | 5 |
2.2 | Цель и задачи программы | 6 |
2.3 | Нормативное обоснование программы | 6 |
2.4 | Условия реализации программы | 6 |
III | Общая характеристика воспитательной программы | 7 |
3.1 | Содержание программы направлению | 7 |
3.2. | Основные требования к результатам реализации программы | 7 |
3.2.1. | Личностные результаты освоения программы | 7 |
3.2.2. | Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы | 9 |
IV | Планирование программы | 11 |
V | Календарно - тематическое планирование | 13 |
VI | Материально – технические условия реализации программы | 17 |
6.1 | Материально-техническое обеспечение программы | 17 |
6.2 | Учебно-методический комплекс | 17 |
VI | Приложение к программе | 18 |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название учреждения | Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Наименование программы | Рабочая программа воспитателя интерната по направлению: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Нормативное обоснование |
(интеллектуальной недостаточностью);
|
Цель программы | Создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями |
Задачи программы |
|
Целевая аудитория программы | Воспитанники 1,2,3 группы |
Объём программы | 34 часа |
Учебно-методический комплекс |
|
Ожидаемые результаты | В результате освоения программы воспитанники средней возрастной группы интерната должны знать: -Краткие сведения об истории города, округа. -Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы. -Знать герб, флаг России и своего города. -Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. -Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д. -Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. В результате освоения программы воспитанники старшей возрастной группы интерната должны знать: -Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, дорожить семьей, домом); -Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, нести ответственность за их выполнение); -Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; -Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России), флаг, герб, гимн России; -Представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции); -Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней); -Название планеты, на которой мы живем; |
Авторы программы
| Звягина Светлана Валерьевна – воспитатель, Абдурахманова Гьурият Абдулзагировна-воспитатель. |
Контактная информация образовательного учреждения | Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru. |
II. Пояснительная записка
2.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика воспитанников
Рабочая программа разработана для воспитанников интерната КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В интернате КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 24 воспитанника , из них – 14 мальчиков и 10 девочек.
13 воспитанников – не соблюдают правила поведения, принятые в обществе;
20 воспитанников – не могут самостоятельно дать адекватную оценку поступкам своим и окружающих в различных жизненных ситуациях;
24 воспитанника – не соблюдают этические нормы общения со взрослыми, со сверстниками, между мальчиками и девочками;
13 воспитанников – не знают государственные символы Российской Федерации;
13 воспитанников – не знают основные законы РФ.
2.2. Цели и задачи программы
Программа работы воспитателя направлена на реализацию цели и задач образовательной программы школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
Тема: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы учащихся.
Цель: Создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями
Задачи:
- Сформировать представления о гражданских и национальных правах и свободах человека.
- Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.
- Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации
2.3. Нормативное обеспечение программы
Программа составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию РФ (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
2.4. Условия реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года, включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Так же программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, практических занятий, мероприятий.
Эффективное усвоение воспитанниками материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
III. Общая характеристика воспитательной программы
3.1 Содержание программы по направлению
В программу включены четыре раздела:
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами Нефтеюганска района и города Нефтеюганск , его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.
3.1.1. Мы вместе (10 часов)
- Моя семья и кто в ней я.
- Творим добро своими руками
- Составление родословной своей семьи
- «Я несу ромашки маме»
- «Загляните в семейный альбом»
- «С кого пример в жизни брать»
- «Тепло родного очага»
- «Мой любимый школьный двор»
- «Мои права и обязанности»
- «Мой папа-лучше всех»
3.1.2. Мой город (7 часов)
- «Край, в котором мы живем»
- «Гимн, герб и флаг ХМАО
- Имена героев на карте района»
- «Мир дому твоему»
- «Родной край люби и знай»
- «Что дает наш край стране»
- Посещение памятника мэру города Владимиру Петухову.
3.1.3. Моя родина (11 часов)
- «С чего начинается Родина»
- «Я пою о России»
- Государственные праздники РФ
- Мой любимый государственный праздник
- «Школа-часть малой родины»
- Мои родственники по всей России.
- Дружественные народы России.
- «Если бы я был президентом страны»
- «Великие люди России»
- «Мой гражданский поступок»
- «Я живу в России»
3.1.3. Это важно помнить (6 часов)
- «Дети блокады»
- «Если б не было войны»
- История олимпийских игр
- Акция «Письмо солдату»
- Акция «Здесь живет ветеран войны»
- «След войны в моем доме»
3.2. Основные требования к результатам реализации программы
3.2.1. Личностные результаты освоения программы
Личностные результаты обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений воспитанников.
Программа определяет два уровня овладения личностными результатами – достаточный и минимальный.
Воспитанник освоивший программу на достаточном уровне имеет представление о элементарных нравственных ценностях, соблюдает правила поведения, принятые в обществе, дает нравственную оценку своих поступков и поступков сверстников в различных жизненных ситуациях, может назвать и описать символы государства, знаком с устройством российского общества.
Воспитанник освоивший программу на минимальном уровне имеет представление о элементарных нравственных ценностях, соблюдает правила поведения, принятые в обществе, под контролем взрослого, может назвать символы государства
Раздел | Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы |
Патриотизм и гражданственность | - Может назвать государственные символы РФ - Может назвать государственные символы ХМАО - Может назвать государственные символы г. Нефтеюганска - Знает основные культурные традиции России - Добросовестно выполняет различные общественные поручения - Участвует в творческих делах | - Может назвать государственные символы РФ - Знает некоторые культурные традиции России - Выполняет различные общественные поручения с помощью педагога - Участвует в творческих делах |
3.2.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем педагогического наблюдения за поведением воспитанников и демонстрируемыми ими знаниями по разделам программы. Уровни достижения планируемых результатов программы можно определить следующие:
Достаточный уровень – Более 70% наблюдаемых параметров положительны
Минимальный уровень – 69% и менее положительных наблюдаемых параметров
IV. Планирование программы
Тема раздела | Тема | Организация воспитательного процесса | ||
Воспитательное занятие | Режимные моменты | Мероприятие | ||
Мы вместе | Моя семья и кто в ней я. | + | ||
Творим добро своими руками | + | |||
Составление родословной своей семьи | + | |||
«Я несу ромашки маме» | + | |||
«Загляните в семейный альбом» | + | + | ||
«С кого пример в жизни брать» | + | |||
«Тепло родного очага» | + | + | ||
«Мой любимый школьный двор» | + | + | ||
«Мои права и обязанности» | + | |||
«Мой папа-лучше всех» | + | + | ||
Мой город | «Край, в котором мы живем» | + | + | |
«Гимн, герб и флаг ХМАО | + | |||
Имена героев на карте района» | + | |||
«Мир дому твоему» | + | |||
«Родной край люби и знай» | + | |||
«Что дает наш край стране» | + | + | ||
Посещение памятника мэру города Владимиру Петухову. | + | |||
Моя Родина | С чего начинается Родина» | + | + | |
«Я пою о России» | + | + | ||
Государственные праздники РФ | + | + | ||
Мой любимый государственный праздник | + | |||
«Школа-часть малой родины» | + | + | ||
Мои родственники по всей России. | + | |||
Дружественные народы России. | + | + | + | |
«Если бы я был президентом страны» | + | + | ||
«Великие люди России» | + | |||
«Мой гражданский поступок» | + | |||
«Я живу в России» | + | |||
Это важно помнить | «Дети блокады» | + | ||
«Если б не было войны» | + | + | ||
История олимпийских игр | + | + | ||
Акция «Письмо солдату» | + | + | ||
Акция «Здесь живет ветеран войны» | + | + | + | |
«След войны в моем доме» | + | + |
Запланированные мероприятия, посвященные памятным датам
1. Международный день толерантности (16 ноября)
2. День матери в России (27 ноября)
3. День конституции РФ (12 декабря)
4. День победы (9 мая)
3.2. Календарно-тематический план
№ п.п | Тема занятия | Количество занятий | Дата проведения | Содержание работы | Используемые методы и средства |
«Элементарные нравственные ценности» (9 часов) I Четверть | |||||
«Сколько стоят нравственные ценности?» | 1 | Знакомство с основными нравственными ценностями | - Словесный метод. - Наглядный метод. | ||
Что мне на самом деле дорого… | 1 | Воспитанники делятся мнениями о самом дорогом в жизни | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | ||
Религия для каждого своя | 1 | Знакомство с понятием религии | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | ||
Что такое заповеди и почему их надо соблюдать? | 1 | Знакомство с основными религиозными заповедями; | - Словесный метод - Беседа | ||
«Сохраним природу для потомков!» | 1 | Формирование бережного отношения к окружающей среде; | - Чтение стихотворений по теме (Сергей Есенин, Самуил Маршак и т.д.) - Обсуждение | ||
«Семья – ячейка общества!» | 1 | Воспитание уважительного отношения к институту семьи; | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | ||
Уважение | 1 | Воспитание уважительного отношения к старшим; | - Словесный метод - Беседа | ||
Доброжелательность | 1 | Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и младшим. | - Словесный метод - Беседа | ||
Как я понимаю нравственные ценности | 1 | Применение полученных знаний на практике | - Сюжетно ролевая игра | ||
«Поведение в обществе» (7 часов) II Четверть | |||||
«Правила» | 1 | Формирование понятия о значении правил поведения в обществе | - Беседа - Наглядный материал - Видеоролик | ||
Подумай прежде чем делать! | 1 | Формирование навыка определения конечного результата, цели своей деятельности | - Словесный метод - Практический метод | ||
После того как сделал подумай! | 1 | Формирование навыка адекватной оценки своих действий и действий других людей | - Словесный метод - Практический метод | ||
Почему у меня не получается… | 1 | Развитие навыка самостоятельно контролировать и регулировать свою деятельность | - Рассказ - Беседа - Практический метод | ||
«Словом и лечат, и калечат» | 1 | Обучение правилам общения, формирование отрицательного отношения к нецензурной лексике | - Работа с художественной литературой - Беседа - Наглядный материал | ||
Культура общения | 1 | Обучение правилам общения в коллективе | - Беседа - Практический метод | ||
Правила хорошего тона | 1 | Знакомство с правилами хорошего тона | - Беседа - Работа с художественной литературой | ||
III Четверть | |||||
Когда я кушаю я никого не слушаю! | 1 | Обучение правилам поведения в столовой. | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | ||
Сам жуй и другим не мешай! | 1 | Обучение правилам поведения в столовой. | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | ||
Эй! Прохожий! | 1 | Обучение правилам поведения на улице | - Беседа - Наглядный материал - Видеоролик | ||
Как выглядеть воспитанным человеком | 1 | Обучение правилам поведения на улице | - Беседа - Наглядный материал | ||
Общественные места. | 1 | Сформировать понятие об общественных местах и социально принятых нормах поведения в них | - Беседа; - Метод демонстрации; - Применение учебно-наглядных пособий. | ||
Мы едем, едем, едем! | Обучение правилам поведения в транспорте | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | |||
«Случай в поликлинике» | 1 | Обучение правилам поведения в поликлинике | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | ||
«Мы в музее» | 1 | Обучение правилам поведения в музее | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | ||
«С друзьями в кинотеатре» | 1 | Обучение правилам поведения в кинотеатре | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | ||
«Отправляемся за покупками» | 1 | Обучение правилам поведения в магазине | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | ||
«Патриотизм и гражданственность» (8 часов) IV Четверть | |||||
Гимн РФ | 1 | Знакомство с символикой России (гимн, герб, флаг, президент, столица) | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | ||
Флаг РФ | 1 | Знакомство с символикой России (гимн, герб, флаг, президент, столица) | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | ||
Герб РФ | 1 | Знакомство с символикой России (гимн, герб, флаг, президент, столица) | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | ||
Президент и столица РФ | 1 | Знакомство с символикой России (гимн, герб, флаг, президент, столица) | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | ||
Гимн, герб и флаг ХМАО | 1 | Знакомство с символикой ХМАО | - Словесный метод. - Наглядный метод. | ||
Закон и порядок | 1 | Знакомство с основными законами РФ | - Беседа | ||
Государственные праздники РФ | 1 | Знакомство с традициями и основными государственными праздниками России | - Беседа - обсуждение | ||
Мой любимый государственный праздник | 1 | Применение полученных знаний на практике (Дети изображают на рисунке любимый праздник, никому, не говоря какой праздник они рисуют, затем отгадывают друг у друга) | - Практический |
VI. Материально – технические условия реализации программы
6.1 Материально-техническое обеспечение программы
Направление работы | Материально-техническое обеспечение программы |
Элементарные нравственные ценности | Ноутбук, проектор, интерактивная доска, принтер. Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши цветные, маркеры, бумага А1, бумага А4, пластилин, клей и т.д., |
Поведение в обществе | |
Патриотизм и гражданственность |
6.2 Учебно-методический комплекс
Специальными условиями для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются использование специальных учебных пособий и дидактических материалов.
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России. – М.: Учитель, 2013. – 72 с.
- Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 288 c.
- Елена Евтушенко. Нравственное воспитание умственно отсталых детей с помощью театра. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
- Людмила Васильева-Гангнус, Азбука вежливости, М.:НИГМА, 2014. – 184 с.
- Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. – М.: Планета, 2012. – 336 с.
- Шалаева Г.П. Новые правила поведения для воспитанных детей – М.:АСТ, 2015 – 160
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Программа духовно-нравственного развития.
Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства», общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа. ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения
Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...