Статья. Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
статья (5 класс)
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении. | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
Состояние здоровья подрастающего поколения – является важнейшим показателем благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. Задача повышения качества образования неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровьяобучающихся, так как только здоровая личность может: качественно усвоить знания, максимально полно реализовать их, эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе. Здоровье это понятие комплексное. Всемирная организация здравоохранения определяет его как: "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физического дефекта". В ходе модернизации современного образования в реализации программы «Наша новая школа» Президентом РФ определена важность работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к своему здоровью. Вопрос заботы о здоровье обучающихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении должны быть комплексны, использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целей. Это создание в ходе воспитательного процесса ситуаций, которые стимулируют субъектную активность учащихся, использование личностно ориентированных технологий, ориентированных на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников. При использовании здоровьесберегающих воспитательных технологий выбирают такие психолого-педагогические технологии, программы и методы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни: оздоровительная, безопасности жизнедеятельности, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая. Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитыващих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровья через образование. Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят: здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии; здоровьесберегающие образовательные технологии; здоровьесберегающие медицинские технологии; здоровьесберегающие технологии административной работы в школе; здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так: 1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения; 2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями. Образовательное учреждение, в свою очередь, несет ответственность за создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Здоровьесберегающая организация учебного процесса определяется, в том числе, документами, закрепляющими существенные моменты его построения, определяют существенные условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся. Например, к ним можно отнести: установление единого максимально допустимого количества часов в неделю с учетом ее продолжительности для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения; включение в максимально допустимую нагрузку обучающихся часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах с соблюдением требования о том, что обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую; построение школьного расписания уроков с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся отдельно для обязательных и факультативных занятий; планирование факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков; организация 45-минутного перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий; ограничение продолжительности уроков в школах до 45 минут; соблюдение требования обучения младших школьников в первую смену при сменном режиме работы учебного заведения; ограничение длительности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до установленных норм (в среднем 15-20 минут); обеспечение условий восстановления работоспособности обучающихся в течение дня путем установления нормативной продолжительности, максимальном использовании свежего воздуха, подвижных игр; применение методов профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения, к которым относят ограничением по плотности учебной работы на уроках по основным предметам до 80% и проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз; удовлетворение биологической потребности школьников в движении путем включения предметов подвижного характера; организация домашних заданий с учетом возможностей их выполнения и учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье, как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития здоровья через образование. Здоровьесбер ающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность. Значимой проблемой является и содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи. Таким образом, здоровьесбережение, как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом. Развитии культуры здоровья педагогов, учащихся и семьи.
Список использованных источников:
Казанникова А.В. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды в начальной школе полного дня Диссерт. канд. пед. наук, 2002.
Здоровьесберегающее образование / научно-практический журнал. – М., 2009. - № 2.
Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"
Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...
Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».
Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»....
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...
Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"
Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"...
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-творцом и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В. Ф. Комиссаржевская...
Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...
«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»...