Особенности организации самостоятельной работы обучающихся при проведении этапа актуализации на уроках истории в 5-6 классах
статья
В рамках информатизации общества все чаще стали возникать проблемы поверхностного краткосрочного усвоения учащимися знаний и неспособности их применения в дальнейшем процессе обучения. Именно поэтому все большее значение в образовании придается процессу актуализации знаний. В условиях же роста необходимости быстрой обучаемости человека и ограниченности времени, отведенного на изучение материала на уроках истории возрастает необходимость грамотного внедрения самостоятельной работы учащихся. Особенно важным являются данные вопросы для гуманитарных дисциплин (истории в частности), где объем знаний является повышенным в виду наличия множества фактов, важных для каждого конкретного события и поэтому изучение проблемы процесса организации самостоятельной работы обучающихся при проведении этапа актуализации знаний на уроках истории в 5-6 классах является актуальным.
Проблема исследования основана на моментах организации самостоятельной работы в основном звене общеобразовательной школы и связана, прежде всего, с некоторыми трудностями мотивации к самостоятельности обучающихся, исследованных А.С. Мельниковой и Ф.Ф. Джалоловым, и с последующей возможностью эффективного восстановления и воспроизводства, исследованных в работах И.С.Каргополова и Л.Н. Вавиловой, полученных таким образом знаний на занятиях по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 118.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности организации самостоятельной работы обучающихся при проведении этапа актуализации на уроках истории в 5-6 классах
Разработала
Учитель истории
МБОУ СОШ№ 2 г. Пятигорска
Кунцевич Екатерина Валерьевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1 Теоретические аспекты организации самостоятельной работы в 5-6 классах | 7 |
1.1 Сущность и значение самостоятельной работы в образовательном процессе | 7 |
1.2 Классификация самостоятельной работы в образовательном процессе гуманитарного цикла | 12 |
1.3 Значение, роли и требования к субъектам организации самостоятельной работы на этапе актуализации знаний в образовательном процессе | 18 |
2 Разработка практического опыта организации самостоятельной работы обучающихся основной школы на уроках истории МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска | 25 |
2.1 Особенности процесса актуализации знаний современных обучающихся в основной школе | 25 |
2.2 Практический опыт организации самостоятельной работы на уроках истории в основной школе на примере МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска | 29 |
2.3 Перспективы внедрения самостоятельной работы на этапе актуализации в средней школе, как вариант эффективного закрепления материала на уроках истории в МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска | 35 |
Заключение | 41 |
Список источников и литературы | 44 |
Приложение | 48 |
ВВЕДЕНИЕ
В рамках информатизации общества все чаще стали возникать проблемы поверхностного краткосрочного усвоения учащимися знаний и неспособности их применения в дальнейшем процессе обучения. Именно поэтому все большее значение в образовании придается процессу актуализации знаний. В условиях же роста необходимости быстрой обучаемости человека и ограниченности времени, отведенного на изучение материала на уроках истории возрастает необходимость грамотного внедрения самостоятельной работы учащихся. Особенно важным являются данные вопросы для гуманитарных дисциплин (истории в частности), где объем знаний является повышенным в виду наличия множества фактов, важных для каждого конкретного события и поэтому изучение проблемы процесса организации самостоятельной работы обучающихся при проведении этапа актуализации знаний на уроках истории в 5-6 классах является актуальным.
Проблема исследования основана на моментах организации самостоятельной работы в основном звене общеобразовательной школы и связана, прежде всего, с некоторыми трудностями мотивации к самостоятельности обучающихся, исследованных А.С. Мельниковой и Ф.Ф. Джалоловым, и с последующей возможностью эффективного восстановления и воспроизводства, исследованных в работах И.С.Каргополова и Л.Н. Вавиловой, полученных таким образом знаний на занятиях по истории.
Цель работы: особенности организации самостоятельной работы обучающихся при проведении этапа актуализации на уроках истории в 5-6 классах.
Объектом исследования была выбрана организация самостоятельной работы на этапе актуализации на уроках истории в основной школе.
Предметом исследования является самостоятельная деятельность при проведении этапа актуализации на уроках истории в 5-6 классах, используемая в учебном процессе общеобразовательной школы.
Для достижения цели необходимо определить гипотезу: использование самостоятельной учебной деятельности в общеобразовательной школе в рамках процесса актуализации знаний позволит повысить уровень усвоения учебного материала и эффективность учебного процесса в целом по сравнению с использованием лишь традиционной методики подачи готовой информации учителем на этапе актуализации.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить сущность, значение, классификацию самостоятельной работы в образовательном процессе;
- раскрыть какое значение имеет в структуре урока актуализация и её самостоятельное определение обучающимися, исходя из самостоятельно полученных знаний;
- определить значение требования к учителю и учащемуся, как к субъектам организации самостоятельной работы на этапе актуализации знаний в образовательном процессе на уроках истории в 5-6 классах;
- выявить особенности процесса актуализации знаний современных обучающихся на уроках истории в основной школе;
- проанализировать практический опыт организации самостоятельной работы на уроках истории в средней школе на примере МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска через проведение экспресс-опроса учащихся и наблюдение за ходом урока истории по теме «Культура Древней Руси»;
- сформулировать перспективы внедрения самостоятельной работы на этапе актуализации в средней школе, как вариант эффективного закрепления материала на уроках истории в МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска.
Методы исследования на теоретическом уровне:
- метод анализа – установление состояния и особенности реализации самостоятельной работы обучающихся в исследуемой школе;
- синтеза – выведение определенных выводов исходя из проведенного анализа научной литературе по педагогике, отражающей отдельные моменты организации самостоятельной работы среди учащихся 5-6 классов;
- обобщения и конкретизации – формирование единой картины исследования в области самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на основании обобщения опыта российских исследователей и педагогов;
- метод сходства и различия- сопоставление отдельных исследуемых категорий для выявления закономерностей и различий в ролях субъектов или особенностях организации самостоятельной работы по определенным критериям.
Методы исследования на эмпирическом уровне:
- наблюдение – визуальный анализ хода урока истории с последующим выделением типовых структур, особенностей и проблем его организации в области использования самостоятельной работы учащихся для актуализации их знаний;
- опрос – получение сведений об отношении учащихся к актуализации их знаний через отдельные виды самостоятельной работы, их предпочтениях и иной информации, относимой к теме исследования.
Историография проблемы. Понятие «актуализации» в отечественной педагогике не являются новыми, однако в научной литературе не нашли своего отражения в целостной концепции. Проблема актуализации носит междисциплинарный характер, рассматривается в различных отраслях знания, в контексте социально-психологических предпосылок, условий и механизмов личностного самоосуществления и саморазвития (Л.И. Антропова, Т.А. Ветошкина, Н.И. Шаталова и др.) в философии, психологии (психологии личности, возрастной психологии), педагогике, социологии и т.д. Так, например, Маслоу А.М. в своих работах «Дальние пределы человеческой философии» (1997) и «Мотивация и личность» (1999) описывает психологическое отношение учащегося к образовательному процессу и его способности к актуализации знаний с точки зрения психологии, однако применительно к конкретным областям исторических дисциплин не дает каких бы то ни было конкретных поправок. Рубинштейн С.Л. же в своем труде «Основы общей педагогики» (1986) определяет теоретические модели актуализации, как часть теории педагогики и практики образования. Более частные подходы к изучению отдельных аспектов актуализации знаний на уроках истории в российской научной среде представлены большим количеством работ, однако целостного, комплексного подхода не существует до сих пор.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных знаний при внедрении самостоятельной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории в общеобразовательной школе.
Базу исследования составили учебные пособия, методические разработки учителей МБОУ СОШ №2.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 5-6 КЛАССАХ
1.1 Сущность и значение самостоятельной работы в образовательном процессе
В настоящее время образовательные процессы в школе претерпевают значительные изменения, переходя от концепции получения учащимся знаний к получению ими соответствующих умений и навыков. Именно поэтому все большее значение приобретает самостоятельная работа учащихся, как эффективный инструмент получения навыков.
При анализе значимости самостоятельной работы необходимо для начала определить сущность понятия самостоятельной работы. Данное понятие претерпевало значительные изменения на каждом этапе развития педагогических наук, что повлекло за собой различные позиции его толкования (таблица 1).
Проведя анализ подходов к определению самостоятельной работы учащихся, нами был сделан вывод о том, что в научной практике сложилось две основных позиции, согласно которым самостоятельную работу необходимо трактовать как метод обучения, либо как систему приемов.
Тем не менее, на наш взгляд, данные подходы рассматривают исследуемое понятие слишком глубоко и предметно, в то время как в общем случае данное понятие можно трактовать как форму организации учебного процесса. Данное мнение совпадает с мнением российского ученого-педагога Андреева В.И., который считал, что самостоятельную работу нельзя считать методом, так как она сама по себе может быть реализованы различными методами и способами, что по сути создает методологический парадокс. Средство же, как родовое понятие, не может лежать в основе в виду своей второстепенной сущности и частного порядка [7, c.120].
Таблица 1 – Подходы к определению самостоятельной работы в образовательном процессе
Источник: составлено автором на основании источников [26, с. 163-168], [20, c.115-121]
Авторы определений | Сущность определения понятия |
Аристотель, Сократ, Платон | Самостоятельная работа – процесс самопознания учащимся себя и окружающего мира путем непрерывного процесса критического и вдумчивого мышления |
Пидкасистый П.И. | Самостоятельная работа учащихся – средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность путем её логичном и психологической организации, которое не может быть рассмотрено только в качестве формы организации или метода обучения. |
Зимняя И.А. | Самостоятельная работа школьника – высшая форма самообразования в урочное время, ведущая к повышению мотивированности учащегося и вовлечение его в учебные процессы во внеучебное время |
Есипов Б.П., Данилов М.А., Скатин М.Н. и др. | Самостоятельная работа учащегося – система работ и действий, выполняемая школьников в рамках поставленного учителем задания, но без его непосредственного участия в специально отведенное для неё время, исполняемая с индивидуальным приложением усилий и способностей для получения результата исполнения и представления задания в свободно выбираемой учащимся форме в рамках установленных критериев |
Алова Г.А., Вологодская З.А., Дикая А.А. и др. | Самостоятельная работа учащихся – средство социализации человека с реализацией его способности к самоорганизации, выражающееся в развитии общественно значимых умений и росту познавательной самостоятельности |
В целом же, наиболее общим и применимым определением он предлагает установить следующее: «Самостоятельная работа – форма организации учебной деятельности учащихся, осуществляемая в рамках задания с непосредственным или опосредованным контролем и участием преподавателя, ведущая к развитию социально значимых навыков и умений.
Исходя из установленных подходов к определению понятия «самостоятельной работы» в образовательном процессе необходимо так же выделить признаки, характеризующие его сущность. Среди них можно выделить следующие:
- наличие конкретной задачи, имеющей отношение к образовательному процессу;
- ограниченный временной интервал и периодичность, установленные для реализации поставленной задачи;
- проявление самостоятельных нешаблонного умственного напряжение учащегося для достижения поставленной цели;
- управление предполагаемым для использования инструментарием и реализация развиваемых профильных навыков;
- проявление сознательности, вовлеченности и активизации учащихся в процессе, их непосредственное участие;
- обязательность выполнения задания учеником по установленным критериям при свободной организации использования инструментов для выполнения;
- наличие заранее известного общего результата при неизвестности конкретных форм его оформления и др. [11, c.81-82]
Представленные выше признаки позволяют нам утверждать о том, что самостоятельная работа в образовательном процессе является гибким и творческим явлением, не имеющим строго регламентированного порядка.
Цели самостоятельной работы могут быть весьма разнообразны исходя из особенностей учебного процесса и выбранных целевых показателей. Данная форма организации может быть ориентирована на:
- закрепление усвоенного материала;
- углубленное, расширенное изучение объемного образовательного вопроса в короткие сроки;
- получение отдельных универсальных навыков работы;
- привлечение внимания учащихся к конкретным вопросам, проблемным аспектам для формирования определенных моральных позиций и др.
Объектом самостоятельной работы является определенное явление, информационный массив или их взаимодействие. Субъектом же может выступать как отдельный учащийся или преподаватель, так и класс в целом (в некоторых формах самостоятельной работы).
Подобная форма организации реализует в образовательном процессе определенные функции, среди которых выделяют:
- развивающую – повышение культуры умственного труда и нестандартного подхода у учащихся;
- информационно-обучающая – большее погружение учащегося позволяет донести до него информацию в больших объемах и на более длительный срок, причем данная информация будет относиться не только к конкретной предметной области, но и к смежным областям, что поможет более глубоко понять сущность изучаемых явлений;
- ориентирующая и стимулирующая – выделение в образовательном процессе наиболее эффективного вектора развития и мотивация учащихся следования ему;
- воспитательная – формирование качеств будущего специалиста;
- исследовательская – создание более эффективных форм профессионально-творческого мышления и др. [21, c.95]
Соответственно, реализация подобных функций возможна лишь при детальной проработке плана и условий самостоятельной работы, так как использование её в образовательном процессе имеет определенные последствия (таблица 2).
Таким образом, реализация самостоятельной работы в образовательном процессе является важной его формой, позволяющей реализовать значительные функции в более полной мере и наиболее комфортном для самих учащихся формате. Рассматривая сущность данного понятия, мы сделали вывод о том, что в научной среде не существует единого определения, однако четко определены основные критерии отнесения совокупности образовательных систем, средств и методов к понятию самостоятельной работы. В ходе исследования не было определено, что данная форма работы является уникальной, однако согласно проведенному анализу её значение и заключается в достижении более полного и качественного результата от основных учебных процессов. Данное умозаключение отражается и в двусторонних вариациях значения данного понятия по отношению к образовательному процессу.
Таблица 2 – Значение использования самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе
Источник: составлено автором на основании источника [1, c. 79-84]
Положительное | Отрицательное |
Качественное усвоение теоретического материала и развитие практических навыков по их фрагментарному применению | Возможность неверного истолкования отдельных изучаемых процессов и явлений в случае недостатка изначальной базы знаний и учащегося |
Увеличение степени самостоятельности учащихся, выработка навыков самоорганизации и самоконтроля | Снижение эффективности обучения в случае непродуманности взаимосвязей между отдельными частями самостоятельной работы из-за абстрагирования учащихся от понимания задания и сведения работ к шаблонному достижению цели |
Повышение общей заинтересованности учащихся в учебном процессе | Невозможность выполнения заданий в случае слабой реализации помощи руководителя с самоорганизацией и использованием инструментов |
Расширение перечня доступных для рассмотрения не только теоретических, но и практических вопросов | Воспитание у школьников стремления к выработке коллективного мнения и не достижения поставленных личностных результатов при групповой самостоятельной работе |
Возможность самореализации каждого из учеников, рост сознательности и личностный рост | - |
Постепенное совершенствование навыков учащихся, переход от систем простых правил к сложным оценкам и идеям, инициативам | - |
Неверный выбор формы самостоятельной работы или неучтенный на этапе планирования и организации отдельный фактор способны не только сделать невозможным достижение изначально поставленной перед ней целью, но и снизить общую эффективность образовательного процесса, усложнив применение в конкретном классе иных форм усвоения, закрепления и формирования знаний и навыков. Именно поэтому следует более детально изучить классификационные особенности самостоятельной работы с точки зрения их применимости в различных условиях, например, в зависимости от вида цикла дисциплин или особенностей субъектов устанавливаемого взаимодействия.
1.2 Классификация самостоятельной работы в образовательном процессе гуманитарного цикла
Для целей классификационного анализа самостоятельной работы необходимо понимать, что данный анализ должен проводиться с учетом особенностей предметного цикла, в котором планируется внедрение. Так, например, гуманитарные дисциплины имеют следующие особенности:
- гуманитарное знание бесконечно в познании;
- гуманитарное познание направлено, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие учащихся, а не на получение практических навыков;
- результаты гуманитарного познания субъективны и могут иметь различную трактовку в зависимости от субъекта познания [19, c.7].
Соответственно, исходя из особенностей исследуемого предметного цикла становится возможным отразить конкретные особенности организации самостоятельной работы учащихся, которые должны быть учтены при подборе подходящей классификационной формы данной работы (таблица 3).
Таблица 3 – особенности самостоятельной работы учащихся на уроках гуманитарного цикла
Источник: составлено автором на основе источника [8]
Организационные особенности | Методологические особенности | Гносеологические особенности | Эвалюационные особенности |
Организация самостоятельной работы должна быть направлена на углубленное изучение различных гуманитарных дисциплин через элективные курсы | Стимулирование активности учащегося при проведении самостоятельной работы через раскрытие им ценностно-смысловой природы гуманитарного знания | Понимание ценностно-смысловой природы гуманитарного знания и нахождение учащимся личных смыслов в гуманитарном познании | Учет самооценки учащегося при формировании у него критического отношения к компонентам своей самостоятельной работы |
Нейтрализация субъективной стороны гуманитарных дисциплин через сотрудничество и сотворчество во внеурочной деятельности | Диалогизация процессов самостоятельной работы | - | Ведение портфолио (как способ оценивания учащимся своего личностного роста) |
- | - | - | Удовлетворение потребностей учащегося в поисковой активности и общении |
Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Источник: составлено автором на основании источника [ 6 ]
Представленная на рисунке 1 классификация видов самостоятельной работы является лишь основонй, так как существует множество дополнительных параметров, отпределяющих еще и формы, типологию данной формы обучения. Например, по признаку источниковой базы самостоятельная работа делится на:
- чтение основной и дополнительной литературы;
- работу с библеотечными каталлогами с целью самостоятельного подбора литературы;
- работу со словарями, справочниками;
- конспектирование;
- схематическое представление;
- составление и разработка глоссариев и другие.
Так же классификация данной формы работы осложняется еще и многоступенчатым характером признаков. Так, например, по степени проблемности самостоятельная работа будет иметь следующую типологию (рисунок 2).
При условии дополнительных подклассификаций организация самостоятельной работы является сложным процессом, требующим от преподавателя развитого проектного мышления, позволившего бы ему учесть классификационные особенности необходимого для реализации формата самостоятельной работы. При этом необходимо учитывать, что классификация работы должна распространяться на все этапы её реализации, а не только на исходные моделирование. Так, не менее важным будет и правильный выбор формата оформления результатов, в котором можно было бы отразить основные положения в удобной для восприятия форме. Так, при выборе письменого варианта оформления результатов преподавателю предстоит решить, какая из нижеперечисленных форм поможет лучше отразить результаты работы:
- реферат – доклад по заданной теме, представляющий собой результативный обзор различных точек зрения, сформированный исходя из анализа нескольких источников с представлением статистических данных и интересных фактов;
- доклад – сообщение автора об определенном событии или явлении, не требующее научной проверки и отражающее лишь общую информацию;
- исследовательская деятельность – работа, представляющая собой решение конкретного проблемного вопроса с заранее известным результатом;
- проект – работа, направленная на поиск оптимальных путей и способов решения проблемных вопросов с индивидуальным результатом.
Рисунок 2 – Типология самостоятельной работы по степени проблемности
Источник: составлено автором на основании источника [10, c.95-97]
При этом, преподавателю следует помнить, что каждая организационная форма имеет свои особенности применения, преимущества и недостатки, отсутствие учета которых не только не повысит эффективность всего процесса самостоятельной работы, но и наоборот, создаст новые проблемные вопросы. Так, например, проект в рамках гуманитарного цикла используется в гораздо меньшей степени исходя из предметных особенностей и будет иметь следующие результаты:
- невозможность объективной оценки результатов проекта в виду множества субъективных мнений и фактов, на которых он строится;
- отсутствие четкой методологической базы для разработки оптимальных путей решения проблемы;
- невозможность реализации данной формы построения работы и оформления результатов в случае низкого уровня самоорганизации учащегося и узкого кругозора (не подходит на многих этапах образовательного процесса);
- узкая направленность исследования, позволяющая развивать общественно значимые навыки, но не дающая эффективной и однозначной оценки знаний учащегося и степени усвоения им учебной программы и др. [15, c.55].
Именно исходя из проблемных особенностей отдельных видов гуманитарных дисциплин, наиболее яркой из которых будет являться история, процесс организации самостоятельной работы учащихся в рамках реализации процесса актуализации знаний должен быть четко структурирован и будет иметь определенные элементы, которые должны быть реализованы в ходе урока истории в рамках этапа актуализации знаний. Такую структуру в соответствии с требованиями ФГОС предлагает Ерицян Л.Г. (таблица 4).
Таким образом, классификация самостоятельной работы необходима в первую очередь для преподавателя на стадии планирования, так как разнообразие критериев и признаков классификации не только по видам, но и по формам, типологии самостоятельной работы позволит как максимизировать эффективность внедрения данной формы организации в образовательный процесс, так и создать дополнительные проблемные вопросы.
Таблица 4 – Проектирование структуры процесса самостоятельной работы учащихся на уроках истории в рамках реализации методики актуализации знаний
Элементы структуры процесса актуализации знаний учащегося на уроке истории | Особенности реализации |
1. Организационный этап | Начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан на 1–2 минуты. |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач | Способствует включению в деловой ритм, организует работу с известной информацией, уточняет тематические рамки. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учащихся | Работа с изученной ранее информацией, обсуждение, выведение темы и цели урока |
4. Актуализация знаний - с целью подготовки к контрольному уроку; - с целью подготовки к изучению новой темы | Выделение проблемы, включение обучающихся в обсуждение проблемного вопроса, организация самостоятельной работы |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Применение способов действия, вызвавших затруднения, повторение ранее изученного. На данном этапе учащиеся должны научиться договариваться с людьми, выполнять различные роли в группе, сотрудничать; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, в парах |
6. Обобщение и систематизация Знаний | - |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | - |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты, степень их соответствия; высказывают личное мнение об уроке и способах работы на нем |
Кроме этого, необходимо учитывать и предметную область, так как не все формы самостоятельной работы подходят для конкретных дисциплин (например, проведение опытных лабораторных, практических работ на уроках истории). Кроме того, необходимо четко формировать требования к субъектам процесса самостоятельной работы. Сам процесс актуализации знаний через самостоятельную работу учащихся на уроках по отдельным дисциплинам гуманитарного цикла, таким как история, должен быть четко структурирован и включать как реализации остаточных знаний в новых условиях, так и многие другие подготовительные и результирующие этапы.
1.3 Роли и требования к субъектам организации самостоятельной работы на этапе актуализации знаний в образовательном процессе
Исследование ролей субъектов в самостоятельной работе необходимо рассматривать с точки зрения этапов организации данных процессов. Типовой процесс организации самостоятельной работы будет иметь следующие этапы:
- целеполагание – первый подготовительный этап, в рамках которого формируются цели и задачи предстоящей самостоятельной работы с определением уровня освоения материала;
- проектирование структуры процесса самостоятельной работы в рамках курса – второй этап планирования, в рамках которого собирается и систематизируется весь требуемый материал в разрезе выбранного варианта планирования;
- реализация – поэтапная реализация процесса самостоятельной работы в соответствии с подготовленным на прошлом этапе планом;
- рефлексия – четвертый этап, не являющийся основным, но требующий достаточного внимания и заключающийся в анализе результативности реализации выбранного плана организации и формирования дальнейшей ступени задания с навыками, требуемыми для его выполнения, но не имеющимися на данный момент у учащихся. [3]
В рамках каждого из указанных выше этапов субъекты самостоятельной работы имеют собственные роли, правильность реализации которых с каждой стороны позволит избежать определенных ошибок и снизить общую эффективность самостоятельной работы. В рамках системы взаимодействия в отношении самостоятельной работы учащихся можно выделить два основных и один опосредованный субъект. К первой категории будут относиться преподаватель и учащиеся, ко второй – администрация и коллектив (таблица 5).
Представленные в таблице 5 роли субъектов являются наиболее общими, поэтому, по нашему мнению, следует более подробно отразить особенности организации и требования к данным процессам для каждого из основных субъектов.
Таблица 5 – Роли субъектов самостоятельной работы в образовательном процессе на этапе актуализации знаний
Источник: составлено автором на основании источников [18, c.853], [9,c.72]
Этап самостоятельной работы | Преподаватель | Учащийся | Администрация и коллектив |
1. Целеполагание | Формирование основной цели -результата планируемой работы с выставлением трех задач (обучающей, развивающей, воспитательной) | Предоставление исходных данных о степени усвоения темы, интереса к определенным вопросам дисциплины | Определение ориентиров развития учащихся на конкретной дисциплине, совместное решение развития определенных навыков и умений |
2. Проектирование (планирование) | Подбирает и структурирует три вида материалов: информационный, методический, практический, формирует структуру занятий, основные организационные моменты, графики исполнения | - | Предоставляют наработки типовых материалов, проводят совместное планирование эффективности предлагаемых положений плана |
3. Реализация | Введение учащихся в предметную область, повторение необходимого информационного материала, распределение ролей в задании, донесение целевых показателей и критериев оценки результата, методическая помощь в решении задания, помощь с оформлением, оценка результатов | Усвоение преподаваемого информационного материала, построение моделей взаимодействия, сроков исполнения частей работы, консультации с преподавателем, сбор исходных данных, обработка, коллективное обсуждение и группировка, подготовка, предоставление результатов выполнения | Методическая помощь в проведении, консультативная помощь преподавателю |
4. Рефлексия | Публичное обсуждение сильных и слабых сторон работ, указание на правильные действия учащихся | Обсуждение результатов самостоятельной работы, учет слабых сторон в процессе | Контроль результатов, помощь в поиске слабых мест организации |
На первом этапе преподавателю совместно с администрацией и коллективом необходимо определить основные ориентиры проверки и закрепления полученных знаний в виде цели самостоятельной работы, в основе которых могут лечь как три основные задачи, так и одна превалирующая с двумя слабо реализованными, но опосредованно присутствующими. Так же на данном этапе преподавателю на основании предоставляемого учащимися информационного массива необходимо определить уровень освоения материала:
- ознакомительный – вводное изучение явлений и взаимоотношений;
- репродуктивный – реализация определенных действий под руководством на основании уже имеющихся знаний;
- продуктивный – планирование выполнения деятельности, связанной с решение выявленных проблемных вопросов на основании достаточных учебных знаний.
В рамках темы данной курсовой работы рассматривается лишь репродуктивный уровень, так как актуализация знаний, согласно ФГОС, заключается в проверке знаний, полученных учащимися на начальном этапе для освоения новых навыков.
На втором этапе учащиеся, как субъекты, не принимают прямого участия, так как преподаватель формирует общий план проведения самостоятельной работы с определением методологических инструментов, информационных источников и практического иллюстрационного материала. Так же в рамках данного этапа происходит совместное с коллегами, работающими по тому же модулю или на смежных дисциплинах, обсуждение эффективности того или иного организационного момента.
На третьем этапе основную роль имеют уже учащиеся, в то время как преподаватель исполняет уже роль координатора и контролера (непосредственного или опосредованного в зависимости от выбранных особенностей организации).
Четвертый этап может быть выделен в отдельный или быть реализованным в рамках заключительной части реализационного этапа. Преподаватель здесь исполняет роль анализатора и коммуникатора, в то время как учащиеся так же исполняют роль опосредованного анализатора, усваивая собственные недоработки в ходе самостоятельной работы и усваивая успешный опыт, который будет закреплен при следующей самостоятельной работе, направленной на укрепление этих же навыков, знаний и умений.
Получается, что требования для субъектов необходимо формировать отдельно, не смотря на то, что каждый из субъектов должен подчиняться опосредованно требованиям другого. Для начала представим основные требования к организации самостоятельной работы на этапе организации:
- самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер – преподавателю необходимо сформировать четкую цель, которая будет лежать в основе всех заданий на основании имеющихся проблемных образовательных моментов у учащихся и их текущего уровня;
- самостоятельная работа должна побуждать учащегося к самостоятельной напряженной работе – здесь преподавателю необходимо учитывать уровень учащихся и ставить посильные задачи, которые бы имели незнакомые элементы, но опирались бы на уже имеющиеся знания и навыки;
- самостоятельная работа должна начинаться с формирования простейших навыков;
- при организации самостоятельной работы преподавателю необходимо учитывать, что на выполнение одного и того же задания разным учащимся необходим разный объем времени на этапе установления временных рамок;
- задания, выставляемые для самостоятельной работы должны вызывать интерес у обучающихся и мотивировать их к изучению поставленных вопросов;
- при организации работы преподавателю необходимо правильно сочетать объемы изложения материала с самостоятельной работой учащихся во избежание невозможности их исполнения по причине недостаточности методологической и информационной баз;
- при выполнении самостоятельных работ любого вида руководящая роль всегда должна оставаться у педагога хотя бы в опосредованной форме, так как это необходимо для осуществления объективной оценки результатов и побуждения учащихся к дисциплинированном исполнению поставленного задания [9, c.73-74].
Соответственно, основным требованием к преподавателю будет являться обеспечение условий для успешного выполнения учащимися поставленных заданий, среди которых:
- планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме;
- наличие сформированных навыков и умений самостоятельной работы у учащихся на этапе актуализации знаний (от элементарных до более сложных);
- посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их разнообразие и вариативность;
- соотнесение сложности и объема работы с уровнем подготовленности учащегося и с темпом выполнения задания;
- осознание обучаемым цели его работы и появление желания к ее достижению;
- использование различных форм деятельности учеников для достижения поставленной цели - фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах (см. подробно гл. 1, п.1.2);
- осознание учащимися результатов своей работы и достижений.
Уровень подготовки учащихся должен так же соответствовать конкретным требованиям, исполнение которых сделает возможным выполнение заданий самостоятельной работы:
- четкое понимание поставленных целей, задач и проблемных вопросов, поставленных перед ними преподавателем;
- наличие дисциплины и учет рекомендаций преподавателя на этапе организации и планирования этапов выполнения задания;
- обязательное изучение предоставляемого преподавателем информационного материала с рекомендацией ознакомления с дополнительной литературой, посвященной вопросу, лежащему в основе задания;
- взаимодействие с преподавателем по организационным вопросам с преподавателем, своевременность обращения за консультативной помощью в случае выявления невозможности обнаружения ответа на поставленные вопросы самостоятельно;
- учет критериев оформления результата исполнения задания при получении ответа на поставленные вопросы [10, c.96-97].
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что субъекты образовательного процесса в рамках самостоятельной работы выполняют различные роли, которые формируются исходя из конкретных требований. Учет этих требований позволит как учащимся, так и учителю получить максимальный эффект от проведения самостоятельной работы. Основным условием при формировании ролей здесь будет являться необходимость непрерывной коммуникации между субъектами по организационным вопросам при установленной самостоятельности реализации определенных требований.
2. Изучение практического опыта организации самостоятельной работы обучающихся основной школы на уроках истории (на примере МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска)
2.1 Особенности процесса актуализации знаний современных обучающихся в основной школе
Процесс обучения в основном звене школы обладает определенными условностями, которые должны быть учтены при планировании на этапе актуализации знаний.
Под актуализацией знаний в процессе проведения урока следует понимать процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.
Получается, что актуализация знаний, как процесс, является структурным элементом урока, в то время как самостоятельная работа учащегося может служить методикой для её реализации. Именно поэтому важно понимать, какими приемами реализуется самостоятельная работа учащихся на уроке истории в рамках этапа актуализации знаний. Ведь в основе усвоения знаний учащимися среднего звена общеобразовательной школы должен лежать принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил, реализация которого напрямую будет определять эффективность и результативность их актуализации.
Данный принцип в среднем звене общеобразовательной школы должен заключаться в следующих моментах:
- наличие четкой логики обучения, в которой одна тема истекает из другой, а соответствующая процессу изучения дисциплины актуализация знаний имела последовательный характер;
- отсутствие перегруженности подаваемого материала и отброс данных, которые учащийся может самостоятельно восстановить, так как процесс актуализации будет эффективным лишь в том случае, если учащимся были рассмотрены ключевые аспекты темы;
- изучение материала не должно происходить в полном объеме до момента закрепления и проверки знаний. Должны даваться основные моменты, которые после проверяются, затем происходит расширение темы примерами, исключениями и более широкой практикой, после чего проверяется данный уровень;
- изучение материала должно иметь ретроспективные элементы, то есть возвращение к полученным ранее знаниям, однако в связи с новыми фактами или под новой точкой зрения, что позволит более всесторонне запомнить и применить знания в процессе актуализации знаний и другое [17, c.23-24].
Как видно, перед планированием самого процесса актуализации знаний важно правильно организовать предыдущие стадии, в частности, процесс усвоения материала и его подготовки для интерпретации и последующей проверки.
Сам процесс актуализации знаний так же претерпевает значительные изменения. Если до введения стандартов ФГОС ООО (2015) актуализация знаний подразумевала одну характеристику данного процесса, то на сегодняшний день её содержание было модернизировано (таблица 6).
Таблица 6 – Сравнительная характеристика изменений в концепции разработки актуализации знаний у учащихся средней школы в до- и пост реформенный период
Источник: составлено автором на основе источника [21, c.265]
Признак сравнения | Дореформенный | Пост реформенный |
Цель | Повтор пройденного материала, лежащего в основе нового | Повтор ранее изученных знаний с модуляцией успеха для вовлечения учащегося в образовательную деятельность |
Формы | Индивидуальные, фронтальные, комбинированные опросы учащихся | Создание успешной ситуации, практическая работа, озвучивание и отстаивание своего ответа |
Действия | Объяснения учащегося, фронтальная беседа | Создание проблемной ситуации, организация обмена мнениями, дидактические игры, открытие нового знания путем решения задачи с использованием имеющихся знаний и др. |
Оценивание | Оценка работы каждого ученика путем выставления отметок за работу учащихся на уроке | Самостоятельное оценивание степени усвоения материала учащимися; Сопоставление результатов процесса актуализации знаний с фактическим знанием |
Как видно из таблицы 5, произошло изменение самой концепции процесса актуализации учащихся основной школы, так как его основные элементы стали более ориентированными не на отчетный результат, а на результативность интерпретации, понимания и усвоения учащимися материала.
Данная концепция актуализации знаний является, на мой взгляд, более верной по той причине, что учащийся основной школы имеет ряд психологических особенностей, отражающихся на эффективности её реализации. Среди них выделяют:
- склонность к эмоциональному и чувственному усвоению знаний – так как категориальный аппарат и способность грамотного практического логического мышления у данной категории школьников только формируется, то качество усвоения сильно зависит от получаемых в процессе усвоения эмоций и чувств;
- фрагментарность и отсутствие четкой системы расчленения получаемых знаний – в основной школе учащиеся уже способны фрагментировать информацию для её дальнейшего воспроизведения в случае необходимости, однако умение создания логических взаимосвязей между получаемыми знаниями еще развито, как правило, недостаточно, что ведет к отсутствию возможности прочно запоминать и позже воспроизводить полную картину;
- обобщение единичных фактов, заключающееся в формировании ложных выводов о причинах развития тех или иных процессов и, соответственно, неверной интерпретации их природы в дальнейшем;
- возникновение ложных стереотипов, заключающееся в подмене выпадающих из памяти фактов и исторических наименований предметов на их более современные аналоги и др.
Как мы видим, психологический портрет учащихся заключается в недостаточной целостности, системности усвоения и дальнейшего воспроизведения знаний, их правильной интерпретации и иных моментов, лежащих в основе эффективной актуализации знаний учащимися [4, c.271].
Важным моментом так же является тот факт, что актуализация знаний напрямую зависит от формы и метода, которыми она реализована. Так, например, высказывание собственной точки зрения учащимися вызывает больший дискомфорт, чем самостоятельная работа или опрос по остаточным знаниям, так как:
- сроки формирования мнения и его озвучивания крайне сжаты в рамках урока, что быстро создает у учащегося состояние стресса и снижает эффективность формирования собственного мнения с применением имеющихся знаний;
- необходимость выступления перед одноклассниками и боязнь провала ведут к очень ограниченной выдаче информации, в которой учащийся уверен наверняка, так как, в противном случае, неверный ответ пошатнет его репутацию в классе и, тем самым, создаст затруднительные условия для дальнейших коммуникаций без осложнений;
- использование в качестве формы актуализации знаний устного высказывания и обоснования мнения с использованием ранее полученных знаний проявляется, как правило, в слабо структурированном виде, который момент создать ошибочное впечатление о слабом усвоении материала учащимся и др.
Таким образом, процесс актуализации знаний имеет ряд особенностей, заключающихся, в основном, в психологических особенностях личности современного учащегося среднего звена общеобразовательной школы и его способности к самостоятельному формированию долгосрочных знаний. Так же особенности будут проявляться и в зависимости от формы реализации процесса актуализации знаний, которые так же связаны с проявлением психологических особенностей личности учащегося. Важной логичной особенностью, определяющей результативность процесса актуализации знаний, будет являться эффективность реализации предыдущего этапа обучения – передачи и усвоения информации, которые должны быть организованы по определенным принципам, главным из которых будет являться принцип полноты усвоения знаний, так как фрагментарность усвоения материала напрямую будет определять последующую эффективность его актуализации. Именно поэтому был проведен анализ организации самостоятельной работы учащихся, как метода проведения процесса актуализации знаний, в МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска.
2.2 Практический опыт организации самостоятельной работы на уроках истории в основной школе на примере МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска
В рамках изучения практического опыта организации самостоятельной работы в рамках процесса актуализации на уроках истории в 5-6 классах МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска было проведено изучение уроков по темам «Древняя Греция» (5 класс) и «Культура древней Руси».
Так, для активизации учащихся 5 класса в начале урока истории по теме «Древняя Греция» используются различные приёмы, формы работы, позволяющие включить в активную деятельность всех учащихся, которые реализованы, преимущественно, в устной форме:
- «Историческая цепочка» - учащемуся необходимо провести последовательность событий и их причинно-следственные связи путем организации рассказа о Древней Греции в формате рассказа туроператора, тем самым реализовав имеющиеся остаточные знания;
- «Историческая перестрелка» - 2 ученика задают друг другу понятия и одновременно отвечают на вопросы товарища;
- «Исторический снежный ком» - первый участник называет имя исторического деятеля по данной теме, другой повторяет, а затем добавляет новое имя или понятие. Новый участник добавляет этот ряд. Например, Реформы Солона- оратор – Гомер – «Одиссея» и т.п.
Для 6 классов был проведен анализ этапа актуализации знаний на уроке истории по теме «Культура древней Руси». Первое задание заключается в вовлечении (мотивации) учащегося в самостоятельную работу путем воспроизведения уже имеющихся знаний через задание «Дать определение понятью «культура». После этого учащимся необходимо определить период, за который происходит актуализация знаний (VIII – первая треть XII вв.) После этого оглашается тема урока и вводится прием самостоятельной работы учащихся – анализ и озвучивание результатов изучения предоставляемых документов «Из жития святого Феодосия Печерского. XI век» и «Из сочинений христианского проповедника. XII век». В частности, задается следующий вопрос: «Какие основные особенности быта и мировоззрения людей того времени Вы можете выделить?». После этого реализуется диалогический прием актуализации знаний учащихся через активизацию их самостоятельной работы – постановка проблемного вопроса: «Какое противоречие между первым и вторым документами». Ответы заслушиваются и разбираются. Исходя из того, что процесс актуализации знаний в 5-6 классах реализован различными приемами, была дополнительно проанализирована роль учителя и учащегося на каждом из данных этапов проведения урока по актуализации знаний (таблица 7).
Как видно из таблицы 7, структура урока истории для 5-6 классов, направленная на актуализацию и практическое закрепление знаний, практически соответствует требованиям ФГОС.
Актуализация знаний в данной школе реализуется не в виде какой-либо значительной работы, а порционно, за счет первоначального этапа формирования и закрепления знаний, оставшихся у учащихся после изучения темы в виде устного опроса и обсуждения, а также введение методов самостоятельной работы, которая позволяет найти практическое применение ранее определенных остаточных знаний.
Таблица 7 – Анализ распределения ролей на уроках истории в 5-6 классе МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска, посвященных актуализации знаний учащихся
Этап | Роль ученика | Роль учителя |
Мотивация на учебную деятельность | Формирование целенаправленности на работу | Заключается, фактически, в приветствии, организации тишины и сосредоточенности восприятия, оглашении темы занятия |
Мини опрос, обсуждение | Отвечает на последовательные вопросы, беседует с учителем | Комментирует, наводит на необходимые факты |
Целеполагание | Участвуют в определении проблем в изученном материале, определяют необходимые для закрепления моменты | Подводит учащихся к осознанию фрагментарности знаний по определенным тематикам, формирует цели и задачи урока |
Поиск путей решения проблемы | Индивидуальная или групповая тренировка в обсуждении конкретных задач | Консультация |
Коррекция | Озвучивают ответы на поставленные вопросы, определяют затруднения в тех или иных вопросах | Помогает, советует |
Самостоятельная работа | Выполнение поставленных заданий по новой теме, проверка по эталону | Консультация |
Оценивание и обсуждение результатов | Воспринимают комментарии учителя, задают интересующие вопросы, касающиеся оценки | Оценивает индивидуальную работу каждого учащегося, определяет основные ошибки, которые были допущены при выполнении заданий |
Объяснение домашнего задания, подведение итогов | Выбирают домашнее задание в зависимости от степени сложности и вариативности, задают интересующие их вопросы | Разъясняет итоги выполнения самостоятельной работы и усвоения знаний, выдает домашнее задание |
Так же были определены основные виды организации самостоятельной работы, которые были предусмотрены программой дисциплины, а 2018-2019 учебном году (рисунок 3).
Рисунок 3 – Соотношение объемов внеурочной и урочной самостоятельной работы на уроках истории 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Так как преимущественной формой организации самостоятельной работы является урочная форма (17 работ за 2 года обучения), то можно сделать вывод о том, что в 5 классе идет значительное развитие компетенций и навыков самостоятельной работы под контролем учителя, однако данные объемы не переходят в дальнейшем на внеурочную форму изучения. Данный момент был объяснен тем, что происходит уплотнение объемов информации, которое необходимо дать учащимся. При этом, важность качества знаний в изучении истории России является куда более ценной для современных реалий образования, поэтому здесь в 6 классе так же сохраняется превалирование урочных видов самостоятельной работы над внеурочными.
Проведя анализ видов самостоятельной работы на уроках истории в 5-6 классах МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска, нами были определены основные из них (таблица 8).
Таблица 8 – Виды самостоятельной работы, применяемые на уроках истории в 5-6 классах МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Форма самостоятельной работы | Вид самостоятельной работы | Конкретные задания |
Урочная | Работа с учебником | – найти в тексте ответ на поставленный вопрос; – найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации; – найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия; – прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты; - прочитать и рассказать друг другу о прочитанном; - «сжать» и «развернуть» информацию; - почитав, рассказать о своих впечатлениях; - выполнить тесты или ответить на контрольные вопросы по заданной теме |
Работа с картой | - показать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.; - описать геополитическое положение государства; - сравнить карты 2-3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений; | |
Работа с иллюстрациями | - разместить в исторической хронологической последовательности учебные картины; - подобрать иллюстрации по теме; - озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди, изображённые на картине); | |
Внеурочная | Работа с картой | - выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти |
Работа с дополнительной литературой | - составить доклад по определенному событию, исторической личности; - выполнить творческую исследовательскую работу; - составить рассказ об определенной эпохе. |
Таблица 8 демонстрирует довольно ограниченный перечень видов используемой самостоятельной работы учащихся на уроках истории. Причинами данных ограничений могут являться:
- ограниченность урочного времени и сжатость часов, выделенных на изучение дисциплины;
- отсутствие или недостаточная развитость у учащихся 5-6 класса навыков по проведению сравнительного анализа, аналитических навыков обобщения, проведения причинно-следственных связей и других;
- отсутствие возможности реализации диалогических видов самостоятельной работы на уроках в виду нарушения дисциплины и малой практической эффективности данных видов работы;
- отсутствие у учащихся навыков и возможностей для проведения внеурочных научных исследовательских работ по изучению конкретных явлений и событий (как это используется в 8-9 классах среднего звена школы).
Проведенный анализ учебных планов и фактического наблюдения за ходом урока истории в 5-6 классах МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска позволил построить типовую концепцию его хода (рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура урока, посвященного проверке остаточных знаний (актуализации) учащихся 5-6 классов на уроке истории в МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Рассмотренная на рисунке 4 типовая модель урока, сопоставленная с эталонной в источнике 17 позволяет сделать вывод о фактическом исполнении большинства требований и рекомендаций, сформированных ФГОС.
В целом, можно утверждать о развитости самостоятельной работы учащихся на уроках истории в 5-6 классах МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска. Уроки построены на основании требований и рекомендаций ФГОС, в целом, соответствуют всем устанавливаемым критериям и целям для данной возрастной группы учащихся. Преимущественно, используется виды урочной самостоятельной работы учащихся в классе. Внеурочная работа составляет от 20% до 25% от общих объемов самостоятельной работы, что является довольно высоким показателем. В рамках урочной работы реализуются, в основном, самостоятельные работы с учебником и рабочими тетрадями, реже – с картами. Внеурочная работа базируется, преимущественно, на работах с оформлением контурных карт, заданий по поиску дополнительной информации по заданиям, находящимся в рабочих тетрадях. Однако, в ходе анализа особенностей организации самостоятельной работы на уроках истории в 5-6 классах МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска были определены некоторые проблемы и перспективы их внедрения на этапе актуализации знаний.
2.3 Перспективы внедрения самостоятельной работы на этапе актуализации в средней школе, как вариант эффективного закрепления материала на уроках истории в МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска
В ходе фактического наблюдения за проведением уроков истории по темам «Древняя Греция» (5 класс) и «Культура древней Руси» (6 класс) по актуализации знаний в МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска были сделаны следующие субъективные выводы:
- у учащихся имеются проблемы с интерпретацией и пониманием материалов, формируемых ими в процессе выполнения самостоятельной работы;
- отсутствует рефлексия по итогам ответа или урока, позволяющая ученикам самостоятельно определить недостатки в своей работе и попробовать сформулировать способы их устранения в дальнейшем;
- учащимся проще выполнять письменные, нежели устные ответы по итогам самостоятельной работы, что не способствует развитию таких косвенных навыков, как связность речи, коммуникабельность;
- индивидуальная оценка каждого учащегося создает комплексы у отдельных из них, что уже на первых этапах становления личности в среднем звене школы снижает активизацию их жизненных сил и мотивацию изучения отдельных дисциплин.
В рамках изучения особенностей практики организации самостоятельной работы на уроках истории для проверки остаточных знаний учащихся был определен письменный опрос учащихся, который позволил установить их субъективное отношение к различным методам самостоятельной работы (Приложение А).
Для начала были определены предпочтения самих учащихся, их готовность к выполнению тех или иных работ (рисунок 5). Было опрошено 25 человек 5 классов и 23 человека 6 классов.
Как мы видим из рисунка 5, около половины всех учащихся 5-6 классов предпочитает на данный момент выполнять самостоятельные задания дома, так как, предположительно, там имеется больше времени на размышления и воспроизведение знаний, а также возможность привлечения консультативной помощи со стороны.
На уроке лучше справляются с проверкой знаний около 25% учащихся, причем данная категория с ростом класса сокращается. Оставшаяся четверть учащихся считает, что место выполнения заданий не имеет для них особого значения. При этом, около 10% учащихся считают, что низкое качество выполнения самостоятельных заданий не зависит от места их выполнения.
Рисунок 5 – Ответы учащихся МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска на вопрос анкеты №2
Далее было проанализировано субъективное отношение учащихся к различным видам самостоятельной работы. Ведь отношение учащегося напрямую определяет эффективность усвоения им информации и способность его к её правильной интерпретации и последующему воспроизведению (рисунок 6).
При рассмотрении результатов предпочтений учащихся, мы можем утверждать о том, что творческие задания (работа с иллюстрациями, совместный поиск ответов, рассказы) более характерен для 5 класса, нежели для 6-го (79,2% к 48,1% в 5 и 6 классах соответственно). Тем не менее, наибольшую долю составляют работа с иллюстрациями и рассказы о каких-либо событиях или исторических личностях, так как, скорее всего, таким образом учащимся данной возрастной категории легче вспомнить информацию и представить её в качественном виде, так как на данном этапе своего развития усвоение информации происходит эмоционально и фрагментарно, в то время как «сухие» числа, факты и имена плохо запоминаются (о чем говорилось в прошлых параграфах). Однако, поиск ответов в учебнике резко становится популярнее у учащихся 6 классов (22,2% к 14,6% у 6-х и 5-х классов соответственно), так как это, предположительно связано с возрастанием комплексов личных коммуникаций и нежеланием работать в команде, о чем свидетельствует резкое снижение предпочтений в 6 классе по вопросам работы в команде по поиску ответов.
Рисунок 6 – Результаты опроса учащихся 5-6 класса МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска по вопросу №3
Исходя из полученных результатов, было установлено, что уже в 6 классе происходит формирование определенных комплексов или проблем социализации, свойственных данному возрасту и препятствующих эффективной реализации процесса актуализации полученных знаний на уроках истории. Для этого были получены ответы по вопросу №4 (рисунок 7).
Исходя из результатов ответа на вопрос 4, мы можем утверждать о росте важности личного статуса у учащегося, а не способности или возможности качественного выполнения задания. Так, страх выступления перед одноклассниками становится наиболее весомым фактором 35,2% в 6 классе. В 5 классе наиболее весомым ограничивающим фактором будет являться страх наступления негативных последствий выполнения самостоятельных работ по актуализации своих знаний – 31,3%. При этом боязнь невыполнения задания и получения плохой оценки снижается и не играет наиболее значительной роли для 6 класса (18,75%), а для учащихся 5 класс стоит на 3 месте, уступая лишь страху невозможности быстро вспомнить все необходимые моменты.
Рисунок 7 – результаты опроса учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска по вопросу №4
Исходя из данных результатов, мы можем сформировать предложения по совершенствованию организации самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на уроках истории в рамках процессов актуализации знаний.
Должны быть введены элементы систематизации знаний, контролируемые и моделируемые учителем и позволяющие связать ранее изученный материал с текущей темой. Данная рекомендация может быть реализована через использование таких творческих внеурочных самостоятельных заданий, как сопоставление портретов личностей, событий или государств, определение изменений в обществе того или иного периода, изменение их уклада жизни путем написания эссе или творческих рассказов по типу «Рассказ Римлянина о древних людях».
Необходимо переработать систему оценивания, внедрив элементы самостоятельной оценки учащегося своего объема знаний, представленных в ходе их актуализации, а также групповой оценки, при этом введя правило, что негативная оценка должна быть объяснена, что каждый учащийся мог понять, что именно ему необходимо исправить, чтобы стать лучше.
Неотъемлемой частью урока должна стать рефлексия, в ходе которой наиболее слабые по итогам процесса актуализации знаний учащиеся должны рассказать теме урока, его основных этапах и результатах. Данная рекомендация поможет лучше запомнить отдельные моменты урока «отстающим» учащимся.
Так же рекомендацией может послужить организация групповой работы учащихся во внеучебное или короткий промежуток учебного времени, в ходе которого принимается коллективное решение об ответе на поставленное самостоятельное задание. При этом работы должны выполняться в небольших группах по 3-4 человека и каждый из группы должен ответить, какой вклад он смог внести в результаты выполнения задания и каково его личное отношение к данному вопросу (с привлечением собственной базы знаний). Данный метод, по нашему мнению, поможет сгладить рост комплексов и нарушений социализации у учащихся, а также позволит активизировать обмен знаниями между ними, что, в свою очередь, восполнит пробелы в остаточных знаниях у отдельных учащихся в легко усваиваемой форме.
Таким образом, в ходе изучения проблем и перспектив использования самостоятельной работы в процессе актуализации знаний на уроках истории в 5-6 классах было установлено, что совершенствование должно вестись не в области охвата знаний учащегося, а в области его способности к коммуникации и преодоления комплексов. Их развитие происходит именно в этот, исследуемый, период, а результаты опроса свидетельствуют о важности личностных факторов на возможность представления своих знаний. Так же было определено, что внедрение групповых форм работы и расширение объемов внеурочной самостоятельной работы должны повысить эффективность его усвоения и восполнения недостающих фрагментов в удобной для учащегося форме.
Заключение
В ходе выполнения данной работы были проведены следующие работы и сделаны соответствующие выводы:
- в ходе изучения сущности и значения самостоятельной работы в процессе актуализации знаний было определено, что реализация самостоятельной работы в образовательном процессе является важной его формой, позволяющей реализовать значительные функции в более полной мере и наиболее комфортном для самих учащихся формате;
- при рассмотрении сущности данного понятия был сделан вывод о том, что в научной среде не существует единого определения, однако четко определены основные критерии отнесения совокупности образовательных систем, средств и методов к понятию самостоятельной работы. В ходе исследования не было определено, что данная форма работы является уникальной, однако согласно проведенному анализу её значение и заключается в достижении более полного и качественного результата от основных учебных процессов. Данное умозаключение отражается и в двусторонних вариациях значения данного понятия по отношению к образовательному процессу;
- в ходе изучения классификации видов самостоятельной работы на уроках гуманитарного цикла было установлено, что классификация самостоятельной работы необходима в первую очередь для преподавателя на стадии планирования, так как разнообразие критериев и признаков классификации не только по видам, но и по формам, типологии самостоятельной работы позволит как максимизировать эффективность внедрения данной формы организации в образовательный процесс, так и создать дополнительные проблемные вопросы. Кроме этого, необходимо учитывать и предметную область, так как не все формы самостоятельной работы подходят для конкретных дисциплин (например, например, проведение опытных лабораторных, практических работ на уроках истории);
- в ходе изучения требований к организации самостоятельной работы мы можем сделать вывод о том, что субъекты актуализирующего процесса в рамках самостоятельной работы выполняют различные роли, которые формируются исходя из конкретных требований. Учет этих требований позволит как учащимся, так и преподавателю получить максимальный эффект от проведения самостоятельной работы. Основным условием при формировании ролей здесь будет являться необходимость непрерывной коммуникации между субъектами по организационным вопросам при установленной самостоятельности реализации определенных требований;
- анализ особенностей восприятия учащимися среднего звена информации для её дальнейшего воспроизведения позволил заключить, что процесс актуализации знаний имеет ряд особенностей, заключающихся, в основном, в психологических особенностях личности современного учащегося среднего звена общеобразовательной школы и его способности к самостоятельному формированию долгосрочных знаний. Так же особенности будут проявляться и в зависимости от формы реализации процесса актуализации знаний, которые так же связаны с проявлением психологических особенностей личности учащегося;
- так же было определено, что важной логичной особенностью, определяющей результативность процесса актуализации знаний, будет являться эффективность реализации предыдущего этапа обучения – передачи и усвоения информации, которые должны быть организованы по определенным принципам, главным из которых будет являться принцип полноты усвоения знаний, так как фрагментарность усвоения материала напрямую будет определять последующую эффективность его актуализации;
- в ходе анализа процессов организации актуализации знаний с применением самостоятельной работы на уроках истории в 5-6 классах на примере выбранного объекта исследования был сделан вывод о развитости самостоятельной работы учащихся на уроках истории в 5-6 классах МБОУ СОШ №21 г. Пятигорска. Уроки построены на основании требований и рекомендаций ФГОС, в целом, соответствуют всем устанавливаемым критериям и целям для данной возрастной группы учащихся. Преимущественно, используется виды урочной самостоятельной работы учащихся в классе;
- так же было установлено, что внеурочная работа составляет от 20% до 25% от общих объемов самостоятельной работы, что является довольно высоким показателем. В рамках урочной работы реализуются, в основном, самостоятельные работы с учебником и рабочими тетрадями, реже – с картами. Внеурочная работа базируется, преимущественно, на работах с оформлением контурных карт, заданий по поиску дополнительной информации по заданиям, находящимся в рабочих тетрадях;
в ходе изучения проблем и перспектив использования самостоятельной работы в процессе актуализации знаний на уроках истории в 5-6 классах было установлено, что совершенствование должно вестись не в области охвата знаний учащегося, а в области его способности к коммуникации и преодоления комплексов. Их развитие происходит именно в этот, исследуемый, период, а результаты опроса свидетельствуют о важности личностных факторов на возможность представления своих знаний. Так же было определено, что внедрение групповых форм работы и расширение объемов внеурочной самостоятельной работы должны повысить эффективность его усвоения и восполнения недостающих фрагментов в удобной для учащегося форме.
Список источников и литературы
1. Базелюк В.В. Практическая педагогика: опорные конспекты, схемы, таблицы, карты памяти: учеб. пособие для бакалавров социальной работы и слушателей курсов проф. переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы / сост.: Базелюк В.В., Димухаметов Р.С., Дудина Л.И., Пташко Т.Г., Рослякова С.В., Соколова Н.А.; под ред. д-ра пед. наук, проф. Р.С. Димухаметова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. – 241 с.
2. Вавилова Л.Н. Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС/ Л.Н.Вавилова, Н.Г.Белашова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2015. - №1. – с.59-61.
3. Вигасин А.А., Всеобщая история. История Древнего мира: 5 класс/ Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, А.А.Вигасин – М.: Просвещение 2012 г.
4. Джалолов Ф. Ф. Проблема полного усвоения учебного материала в средних школах // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 269-271.
5. Ерицян Л.Г. Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с.
6. Иволгина Л.И. Обучение школьников схематизации и моделированию, 5-9 класс, Иволгина Л.И./ПРЕСС, М. 2014. – 218 с.
7. Исакова Т.Б. Сущность понятия «самостоятельная работа»/ Т.Б.Исакова// Вестник Волжского университета им.В.Н.Татищева.- 2009. – с.118-129
8. Казарина Л.А. – Принципы и особенности обучения исследовательской деятельности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы/ Современные проблемы науки и образования. 2015, №1 [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19913
9. Кадралиева М. А. Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 511-513.
10. Каргополов И. С. Актуализация процесса обучения // Молодой ученый. - 2019. - №12. - С. 265-266.
11. Клименко С.И. Активные методы обучения, Практикум по интерактивным технологиям, Клименко И.С./ Ищенко А.Н., М. 2018: Издательство – 184 с.
12. Крившенко В.П. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сы-П24 соева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 297 с.
13. Маслоу А.М Дальние пределы человеческой психики: пер с англ..-СПб., 1997.-324с.6.
14. Маслоу А.М Мотивация и личность.-СПб., -1999.-296с.
15. Мельникова А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 54-56.
16. Меретукова З.К. Полифункциональная сущность актуализации знаний учащихся/ З.К.Меретукова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2012. – с.60-63
17. Носиров С.Ш. Особенности усвоения общих и конкретных понятий при формировании интеллектуальных знаний/ С.Ш.Носиров// Педагогика образования, 2011. – с.21-27
18. Очилова М. О., Эргашева Г. Б. Основы организации самостоятельной работы учащихся // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 852-854
19. Павленко Г.В. Воспитание учащихся в обучении, уроки истории, учебное пособие/ Павленко Г.В., 2018 – 215 с.
20. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений/ П.И.Пидкасистый, В.В.Краевский, А.Ф.Меняев/ 2016. – 334 c.
21. Разливинских И.Н. Понятие, виды и требования к организации самостоятельной работы школьников/ И.Н. Разливинских// Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. – с.94-100
22. Рубинштейн С.Л. основы общей педагогики в 2 т.-М.: Педагогика, 1986, т.1.
23. Семененко Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 840-843
24. Стрельникова Е.В. Актуализация знаний, как один из этапов современного урока истории в школе в условиях ФГОС ООО/ Е.В.Стрельникова// Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату, 2019. - №2. – с.34-39
25. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 98-106.
26. Цыркун И.И. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика.Курс лекций: учебно-методическое пособие/ И.И.Цыркун, А.И.Андарало, Е.Н.Артеменок и др. – Минск, 2011. – 386 с.
27. Чернышева Е.Е. Педагогические условия организации эффективной самостоятельной работы учащихся/ Е.Е.Чернышева// Человек и образование, 2010. – с.70-73
28. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 653-657
29. Структура урока по ФГОС/ МБОУ СОШ №128, г.Москвы [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://sch1238.mskobr.ru/files/struktura_uroka_po_fgos.pdf
30. Осеева Ю.А. Рабочая программа по истории для 5 класса [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://vzmakh.com/images/doc/rp/2016-17/history/history_5_rp_16-17.pdf
31. Потапова О.А. Особенности и трудности преподавания истории в 5-6 классах [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://znanio.ru/media/osobennosti_i_trudnosti_prepodavaniya_istorii_v_5_6_klassah-219869
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения
В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка
В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках химии в 9 классе
Самостоятельная работа позволяет формировать универсальные учебные действия. В процессе самостоятельной работы учащиеся определяют пути решения, способы выполнения поставленной задачи. Так...
Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся
Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...
«Использование цифровых и Internet технологий для организации самостоятельной работы учащихся на разных этапах обучения иностранному языку»
Образовательный проект...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 7 классе.
В данной статье описаны виды и примеры самостотельной работы учащихся, которые я применяю на разных этапах урока биологии в 7 классе, как средство активизации позновательной деятельности учащихся....
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории
Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения р...