Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории
статья по истории
Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Специфика работы в колледже заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в какой бы группе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя, сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.
Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося. Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности обучающихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы амостоятельной подготовки вне аудиторных занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет: вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучающихся; осуществлять переход от простых знаний к более сложным; развивать мышление и творческие способности каждого обучающегося ; овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);по оформлению ответов (устные и письменные, схематические и практические);по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);по месту выполнения (на уроке, вне урока);по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся). Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_na_urokah_istorii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению»
К. Д. Ушинский
Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Специфика работы в колледже заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в какой бы группе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя, сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.
Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося.
Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?
К тому же, не секрет, что в колледж приходят разные студенты: кому-то трудно выступить перед группой, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.
И, наконец, стало очевидно, что: у большинства детей потерян интерес к учебе; наблюдается познавательная пассивность; дети плохо читают, запоминают; их внимание не устойчиво; низок уровень самостоятельности мышления; не достаточно развиты творческие способности; снижается грамотность и культура речи обучающихся.
Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.
Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся.
Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90%. Из этого следует, что роль преподавателя сегодня сводится к следующему:
- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности обучающихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности обучающихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы амостоятельной подготовки вне аудиторных занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет: вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучающихся; осуществлять переход от простых знаний к более сложным; развивать мышление и творческие способности каждого обучающегося ; овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);по оформлению ответов (устные и письменные, схематические и практические);по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);по месту выполнения (на уроке, вне урока);по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся). Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
- планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме;
- наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных);
- посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие;
- соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения;
- осознание учеником цели и появление желания к её достижению;
- использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
- Осознание обучающимися результатов своих достижений.
Организация самостоятельной работы обучающихся проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования общих компетенций.
В учебном процессе учреждения начального профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:
аудиторная;
внеаудиторная.
Аудитоная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторной работы: посещение лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и экзаменов и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
для овладения знаниями-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно- исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.; для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Мной был составлен перечень самостоятельной работы для обучающихся по теме «История России с древнейших времен до конца XVII века:
- «Повесть Временных лет» (работа с источником) – расселение славян, показать на контурной карте.
- Составить кроссворд «Образование Древнерусского государства»;
- Составить кроссворд «Религия восточных славян».
- Составить сравнительную таблицу – причины раздробленности на Руси и в Европе.
- Подготовить устное сообщение по теме «Империя Чингисхана».
- Подготовить доклад «Дмитрий Донской»,
- Составить словарь к теме « Реформы Ивана IV».
- Составить таблицу: Внешняя политика Ивана Грозного.
- Составить тест: «Смутное время в России».
- Подготовить доклад «Первые Романовы».
- Подготовить сообщение, презентация «Великие русские полководцы и флотоводцы».
- Создать презентацию по теме «Русская культура в XIII-XVII вв».
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине или модулю, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др. Например, урок истории по теме «Традиционные общества Востока» планируется мною в форме конференции, в силу объёмности изучаемого материала, который обучающиеся готовят заранее (групповая работа с выполнением теоретической и практической части - иллюстративно-доказательный материал). Или урок- семинар по теме «Россия в первой четверти 20 века» проводится на основе сообщений из дополнительной литературы по заранее установленным вопросам.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения обучающимся учебного материала;
умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общих компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности обучающихся.
Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует
необходимые учебные умения, такие как:
конспектировать;
составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
писать доклады, рефераты;
решать творческие задачи;
анализировать, сопоставлять, делать выводы;
давать собственную оценку фактам;
стройно излагать свои мысли.
К тому же, самостоятельная работа является основой большинства современных педагогических технологий и способствует процессу активизации обучения. Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения
В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка
В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках химии в 9 классе
Самостоятельная работа позволяет формировать универсальные учебные действия. В процессе самостоятельной работы учащиеся определяют пути решения, способы выполнения поставленной задачи. Так...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках математики
В статье рассматриваются различные аспекты самостоятельной работы обучающихся на уроках математики: цели, задачи, функции, виды самостоятельных работ, технологии организации; а также значение самостоя...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 7 классе.
В данной статье описаны виды и примеры самостотельной работы учащихся, которые я применяю на разных этапах урока биологии в 7 классе, как средство активизации позновательной деятельности учащихся....
Основы организации самостоятельной работы обучающихся на уроке английского языка
В современном образовании одной из важнейших составляющих является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа на уроке английского языка – это ключевой момент в форми...