Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 7 классе.
статья (7 класс)

Бакулина Ирина Валентиновна

В данной статье описаны виды и примеры самостотельной работы учащихся, которые я применяю на разных этапах урока биологии в 7 классе, как средство активизации позновательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бакулина Ирина Валентиновна

МОУ "СОШ №3" г.Ухты Республики Коми, учитель биологии.

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 7 классе.

Актуальность темы: Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Обучение предполагает: учитель передаёт определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями.

Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику ещё далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

        На уроках биологии в 7 классе я применяю следующие виды самостоятельной работы:

I. На этапе изучения нового материала:

1. Работа с учебником – работа с рисунками, графиками, таблицами, поиск ответа на вопрос, нахождение основных терминов и определений, конспектирование, пересказ, составление плана параграфа или его части, обобщение по нескольким параграфам, составление схем и таблиц на основе текста учебника.

А) работа с текстом учебника: например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии” класс делится на группы, каждая группа получает задание:

1-я группа: изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: в какой части земного шара обитают червяги? Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червяг относят к земноводным?

2-я группа: работает со статьёй учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?

3-я группа: работает со статьёй учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 141, с.185 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.

После работы с текстом учебника проводится беседа.

Б) работа с рисунками – развиваю умение составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

Например, при изучении темы «Ткани животных» прошу учеников рассмотреть рис.20, с.30, сравнить ткани животных, найти их отличие и попытаться определить по строению функцию каждой ткани. В дальнейшем этот метод применяю при изучении органов животных, признаков животных к среде обитания.

В) составление схем – ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему. Применяю при изучении тем «Среды жизни и места обитания животных», классификация животных на подцарства, типы, классы, «Типы развития насекомых», «Экологические группы млекопитающих» и т.д.

Г) составление и заполнение таблиц:

Тема "Ткани животных"

Название ткани

Функция

Особенности строения

Где находится

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

Нервная

Тема «Многообразие Пресмыкающихся»

Название отряда

Представители

Особенности отряда

Значение

Чешуйчатые

Крокодилы

Черепахи

Д) терминологический диктант –  предлагаю обучающимся несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его.

Например, при изучении темы «Строение тела животных» использую работу с учебником в виде терминологического диктанта:

Органоид – это ....................

Клетка – это .........................

Ткань – это ...........................

Орган – это ...........................

Система органов – это .........

2. Лабораторные работы:

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

В 7 классе при выполнении лабораторных работ использую инструктивные карточки, по которым ученики работают самостоятельно, так как навыки самостоятельной работы по карточкам сформированы в 6 классе.

Инструктивная карточка при изучении темы «Скелет птицы».

Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом.

Ход работы:

  1. Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму, рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.
  2. Рассмотрите позвоночник, найдите его основные отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.
  3. Рассмотрите шейный отдел, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни птицы.
  4. Найдите грудной отдел позвоночника, состоящий из неподвижно соединенных между собой позвонков, грудину с высоким гребнем (килем) и ребра, рассмотрите их.
  5. Используя рисунок учебника, найдите на скелете птицы кости, составляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, саблевидные лопатки и сросшиеся в вилочку ключицы).
  6. Рассмотрите рисунок учебника кости передних конечностей, найдите эти кости (плечо, предплечье, кисть) на скелете птицы. Обратите внимание на кисть, образованную сросшимися костями.
  7. Рассмотрите пояс задних конечностей – таз, обратите внимание на прочность соединение таза с позвоночником.
  8. Рассмотрите кости задних конечностей (бедро, голень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на цевку – длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев на задней конечности.
  9. Отметьте черты приспособленности скелета птицы к полету и запишите их в тетрадь.

Организуя такую самостоятельную работу можно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

3. Работа с дополнительной литературой – используется при подготовке обучающимися докладов, рефератов. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы.

В 7 классе я предлагаю подготовку докладов при изучении многообразия той или иной группы животных как домашнее задание. Ребята с удовольствием выполняют данный вид работы, используя дополнительные источники знаний, а на уроке выступают перед одноклассниками.

4. Экскурсии – распределяю по группам задания для самостоятельной работы, после экскурсии учащиеся делают отчёты.

II. На этапе закрепления и обобщения знаний:

1. Работа с дидактическими карточками:

а) «немые карточки» - подписать по памяти внутренние органы моллюска, назвать какие вещества входят в состав раковины моллюсков и для чего она служит.

б) Закончите предложения:

К членистоногим относятся разнообразные (водные и сухопутные) формы, обладающие (членистыми) конечностями и сегментированным (телом). Тело членистоногих состоит из 3 отделов - (голова, грудь, брюшко), покрыто (хитинизированной кутикулой). Первые членистоногие возникли от древних свободноживущих (многощетинковых) червей. Тип объединяет 3 класса (ракообразные, паукообразные, насекомые).

в) Найдите ошибки в тексте и исправьте их:

«Моллюски встречаются только в морях (нет, есть и наземные). Нервная система у них диффузного типа (разбросанно - узловой тип), хорошо развит надглоточный ганглий. Кровеносная система замкнутая (не замкнутая) и состоит из сердца и сосудов. Орган дыхания - мантия (легкие и жабры), органы выделения почки и мочевой пузырь (отсутствует). В глотке есть терка с роговым слоем. Имеются пищеварительные железы. Моллюски - очень подвижные раздельнополые животные, играющие важную роль в жизни человека».

2. отгадать загадки о различных насекомых;

3. заполнение кроссворда;

4. тестовые задания – например, тема «Кольчатые черви»:

1. Наиболее сложное строение имеет:

   А. дождевой червь;

   Б. пресноводная гидра;

   В. белая планария;

   Г. луковая нематода.

2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:

   А. кишечнополостных

   Б. плоских червей;

   В. круглых червей

   Г. простейших.

3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

   А. Круглые черви

   Б. Кольчатые черви

   В. Плоские черви

   Г. Моллюски

4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?

   А. Они трехслойные животные

   Б. Их тело состоит из члеников

   В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела

   Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.

5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется: А. раздражением;

                     Б. возбуждением;

                     В. возбудителем;

                     Г. рефлексом.

6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:

   А. хищников;

   Б. паразитов;

   В. растительноядных животных;

   Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.

7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых

   червей по сравнению с плоскими:

   А. имеют вытянутое тело;

   Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;

   В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;

   Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.

8. Дождевые черви живут:

   А. в сухом песке;

   Б. твердой глине;

   В. В грунте на дне моря;

   Г. богатой перегноем почве.

9. Кожа дождевого червя:

   А. сухая

   Б. покрыта чешуйками

   В. Покрыта ресничками

   Г. Покрыта слизью.

10. Какая полость тела дождевых червей?

   А. поделена поперечными перегородками

   Б. сплошная

   В. состоит из нескольких слоев

   Г. Содержит слизь.

Оценивание задания проходило по следующим критериям:

           10 - 8 правильных ответов - 5;

           7 - 5 правильных ответов - 4;

           4 - 3 правильных ответов - 3;

           2 - 1 правильных ответов - 2.

Заключение: Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью”.

        Список литературы:

Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.

Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.

Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.

Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.

Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.

Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998.

Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4 Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках химии в 9 классе

Самостоятельная работа позволяет формировать универсальные учебные действия. В процессе  самостоятельной работы учащиеся  определяют пути решения, способы выполнения поставленной задачи. Так...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на с...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках математики

В статье рассматриваются различные аспекты самостоятельной работы обучающихся на уроках математики: цели, задачи, функции, виды самостоятельных работ, технологии организации; а также значение самостоя...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории

Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения р...