"Состояние и перспективы развития школьного физкультурного образования"
статья

Состояние и перспективы развития школьного физкультурного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oobnovleniya_soderzhaniya_1.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обновление содержания образования. Актуальные проблемы современного образования.

Е.Н Журавлева

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского

 Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»

учитель физической культуры

 «Наша цель – привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число граждан, сформировать и укрепить в обществе ценности здорового образа жизни».

В.В.Путин

На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

Крайне важно активно продвигать спорт и в обычных, общеобразовательных школах. Как вы знаете, в учебную неделю вводится третий урок физкультуры. Считаю, что это абсолютно правильный шаг. Но он должен быть подкреплён необходимой базой, только тогда и ожидаемый эффект будет достигнут. Школьные преподаватели физической культуры должны быть современными и подготовленными специалистами. В рамках нашего проекта по поддержке российской школы нужно обязательно предусмотреть меры по привлечению в школы профессиональных специалистов – хороших, хорошо подготовленных людей, повышать их квалификацию в соответствии с актуальными методиками. Нужно, конечно, существенно обновить содержание уроков физической культуры, сделать их по-настоящему интересными и доступными для детей с разными физическими возможностями и состоянием здоровья.

Обновления содержания образования

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями и задачами развития страны.

Основополагающими принципами обновления содержания образования, выделенными в Концепции структуры и содержания общего образования в школе, являются:

- личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей;

- гуманизация и гуманитаризация,  отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

- фундаментальность,    усиление    методологической    составляющей содержания образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний,  изучение  основных  теорий,  законов,  принципов,   понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;

- приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебного материала (по основной школе не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников;

- обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся;

- обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;

- профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ.

Главным условием решения эти задач  является введение Государственного стандарта общего образования, в том числе и по учебному предмету «Физическая культура». Для успешной реализации его в учебно-воспитательном процессе необходимо, кроме указанного Стандарта, руководствоваться основополагающими нормативными документами, а также основными положениями и рекомендациями по совершенствованию учебного предмета «физическая культура», разработанными в ходе модернизации образования.  Государственный стандарт общего образования предусматривает значительное обновление общего физкультурного образования, отвечающего современным требованиям личности и общества и учитывающего национально-региональные особенности, специфику и исторические традиции конкретного образовательного учреждения. Стандарт представляет собой нормы и требования, определяющие Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Данный стандарт является основой:

- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов Российской Федерации.

 - объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

 - объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

- установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Место и структура учебного предмета «физическая культура» в Федеральном базисном учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «физическая культура» как обязательный представлен на всех ступенях образования и вводится с 1 класса из расчета двух уроков в неделю. В соответствии с решением коллегий Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомитета по физической культуре, спорту и туризму РФ, Российской академии образования (от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19), в недельный объем учебной нагрузки на всех ступенях образования рекомендуется отводить на предмет «физическая культура» дополнительный третий час в неделю. Федеральный компонент содержит 4 стандарта по физической культуре: для начальной, основной и средней (полной) школы на базовом уровне и для средней (полной) школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

цели; обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников.

Целями изучения учебного предмета «физическая культура» являются:

 - подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств, умений и навыков;

 - воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и спортивной подготовки, умением их творчески использовать в индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;

 - освоение знаний о ценностях физической культуры. Создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.

Обязательный минимум содержания             образования по физической культуре ориентируется на     реализацию следующих целевых установок:

- в начальной школе – на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие и общую физическую подготовку, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, способам организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга;

- в основной школе –  на профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию основных показателей физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей.

- в средней (полной) школе (базовый уровень) – на гармоничное физическое развитие и физическую подготовку, укрепление здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современным оздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта, развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятий, физкультурно-оздоровительной деятельностью исходя из состояния здоровья и физического развития, сложившихся интересов к физической культуре;

- в средней (полной) школе (профильный уровень) – на базовый уровень образования. А также на углубленное изучение физических упражнений и технико-тактических действий соревновательной деятельности в избранном виде спорта, формирование компетенций в самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности.

В целом требования направлены на укрепление здоровья учащихся, всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность, развитие физических и духовных качеств, значимых для социализации и ведения здорового образа жизни.

Актуальные проблемы современного образования

Состояние и перспективы развития школьного физкультурного образования

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало многим лучше, а плохое изменилось и стало хорошим.

Лукиан.

Правительство РФ определило заботу о здоровье и совершенствовании физического воспитания подрастающего поколения как одно из приоритетных направлений модернизации российского образования.

       Актуальность проблемы организации и содержания физического воспитания  учащихся в настоящее время является несомненной. Дошкольникам, школьникам и студентам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на организм, а не освобождение от занятий физической культурой. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождено от занятий физической культурой (данные  решения коллегии МО РФ от 23 мая 2002 года).

В последние годы существенно возрос интерес специалистов к проблеме физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи, однако практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией лиц  существенно отстает от требований времени и остро нуждается  в серьезном ,организационном  и практическом обновлении.

Современная система физического воспитания детей, нуждается в коренном преобразовании; оптимальная и целенаправленная двигательная активность оказывает положительное влияние на организм занимающихся. Систематизированный, целенаправленно организованный процесс физического воспитания, обеспечивающий преемственность в различных образовательных учреждениях, окажет существенное влияние на улучшение показателей физической подготовленности. Воспитание ребенка в семье является важным фактором его физического, психического, интеллектуального развития и укрепления здоровья. Эффективность физического воспитания детей в семье зависит от подготовленности к нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. В то же время в подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и к физическому воспитанию в семье. Причина этой проблемы заключается в несоответствии полученного физкультурного образования тем требованиям, которые предъявляет жизнь к учащимся после окончания обучения. Следствием этой проблемы являются отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, состоянии здоровья детей, дающие тяжелые рецидивы в последующей их жизни. Ничто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного - быстрым, слабого - сильным, всегда жалующегося на усталость - выносливым, болезненного - здоровым.

К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности старшеклассников, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность.  Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

 Так что одна из главных проблем, которую призвано решать школьному физкультурному образованию, является проблема укрепления здоровья школьников.

Подобное развитие физкультурного образования и массовой физической культуры в целом обернулось для современного общества, да и самого человека, множеством негативных последствий. Среди них:

· снижение уровня здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения, масштабное развитие детской преступности, наркомании и алкоголизма сочетаются с запустением и разрушением спортивных площадок и стадионов, неготовностью государственных систем развивать формы и виды физкультурно-спортивной деятельности, получают всё более широкое распространение в обществе;

· снижение интереса к традиционным формам и системам физического воспитания и недостаточная образованность в сфере физической культуры ограничивают способности учащихся перейти к организации самодеятельных форм занятий физкультурной деятельностью, активно и целенаправленно использовать их в укреплении своего здоровья, организации здорового образа жизни и культурно ориентированного досуга;

· недостаточная разработанность основ содержания и форм занятий физической культурой, их ориентированность на заданные образцы и нормативы физической подготовки сочетаются с трансформацией школьных уроков в тренировочные занятия, в снижении образовательной и технико-двигательной подготовки учащихся, ухудшении культуры их движений.

Для реализации цели личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы были сформулированы базовые задачи, в число которых входит:

- формирование у школьников мотивации к занятиям физической культуры;

- обучение их умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры;

- формирование понимания смысла занятий личной физической культурой.

Реализация данных условий обеспечит выход на более высокий теоретико-методологический уровень функционирования образовательных учреждений, обеспечивающих успешность педагогического процесса на основе преемственности цели, задач и содержания физического воспитания, что создаст необходимые предпосылки для оптимизации показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма занимающихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние и перспективы развития регионального туризма

В статье рассказывается о перспективах развития туризма г. Рассказове и Рассказовском районе Тамбовской области....

Перспективы развития науки и образования

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики и внеклассных занятиях...

Состояние и перспективы развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и их кооперация в современных условиях.

В статье исследуются вопросы, связанные с проблемой развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые на сегодняшний день являются гарантией жизнеспособности деревни, сохранения сельского образа жизни...

Статья "Развитие школьного экологического образования"

Статья "Развитие школьного экологического образования": размышления о вечном....

Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г.

Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г....