Сборник материалов 23 Межрегиональной научно-практической конференции "От традиций к инновациям: новые вызовы и перспективы развития современного российского образования"
статья

Власова Ольга Васильевна

Статья на тему: «Комплексное развитие детей с нарушением интеллекта через театральную деятельность» 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комплексное развитие детей с нарушением интеллекта через театральную деятельность

Власова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»

Республика Бурятия, город Улан-Удэ

Iola737@inbox.ru

     Театр – любимое зрелище детей, в том числе и детей с ОВЗ. Театр доставляет детям радость, удовольствие, каждый спектакль находит в детских сердцах эмоциональный отклик, привлекает яркостью, красочностью. Но школьный театр является не только развлечением для детей, он даёт возможность развивать детей, воспитывать в них нравственные качества, творчески реализовывать. Участие в школьном кукольном театре добавляет детям уверенности в себе, налаживает отношения с окружающими, дети приобретают новых друзей. Они учатся решать жизненные проблемы в разных ситуациях, это помогает им ориентироваться в социуме, адаптироваться в обществе.

     Занятия в кукольном театре коррекционной школы являются методом коррекции дефектов, психофизических недостатков детей. На занятиях дети развивают фантазию, зрительную и слуховую память, мышление, внимание, речь. Работа школьного театра направлена на физическое развитие детей: разработку крупной моторики рук, пальцев, двигательной активности; выработку правильной осанки; развитие слухо-моторной и пространственно-временной координации; развитие артикулярного аппарата и мышечной памяти.

      Во время деятельности кружка происходит коррекция эмоционально-волевой сферы детей. Через игру ребёнок эмоционально раскрепощается, у него снижается эмоциональная и физическая скованность, он заряжается положительными эмоциями, которые необходимы для нормального психического развития. Реквизиты кукольного театра являются методами психологической коррекции. Спрятавшись за ширму, говоря от лица куклы, ребенок получает возможность высказаться. Работа над спектаклем дает право скорректировать поведение детей, объединить детский коллектив, в котором дети усваивают нормы нравственного поведения, что является важной составляющей комфортной жизни умственно отсталого ребёнка. В театре детям предоставляется возможность выразить свои чувства, сопереживая героям, в которых они перевоплощаются, – тем самым увеличивается диапазон эмоций детей.

     Репертуар театра расширяет кругозор учащихся, дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения, в детях воспитывается доброта и милосердие к окружающим людям. Репетиции располагают к общению: после показа у детей возникает желание поделиться впечатлениями, пообщаться со сверстниками, дети становятся более открытыми в общении. Речь детей с нарушением интеллекта не развита, общение в коллективе театральной студии способствует развитию коммуникативной сферы детей: умению вести диалог для взаимодействия друг с другом, выразить свои мысли для передачи нужной информации, эмоций, впечатлений.

     В школьном театре ребята сами создают спектакли: играют роли, мастерят декорации, наряды, организуют показ представлений. Дети вживаются в роль, чтобы кукла ожила и заговорила; передают интонацией настроение, чувства персонажа. Идет работа с дыханием, дикцией, подвижностью нижней челюсти, подвижностью губ, языка. Отрабатывается каждая роль: чётко читаются тексты, правильно проговаривая все звуки в словах, не глотая окончания, определяя логические ударения, паузы. Текст заучивается наизусть, соединяя действия куклы со словами роли, на каждой репетиции закрепляются приемы кукловождения. Навыки детей доводятся до автоматизма, активизируются выразительные возможности, дети учатся концентрировать свое внимание на совместной деятельности, слышать музыку, правильно строить речевое высказывание согласно сценарию.  Ключевым моментом является преодоление застенчивости, боязни, дефекта речи.

     Участники кружка, готовя костюмы, подробно обсуждают детали одежды кукол, творчески подходят к эскизам. Девочки шьют одежду, вяжут сказочные персонажи. Ребята сами делают декорации. Подбирают необходимый рисунок, для этого просматривают книги, ищут в интернете. Задуманное реализуют: вырезают, клеят – творят. Мальчики выпиливают, вытачивают, прибивают. Потом декорации разукрашивают, подбирая нужные тона, сочетая оттенки. Для участия привлекается большая группа детей школы. В театре коррекционной школы ведущую роль играет даже не искусство, а возможность реализоваться, показать себя в качестве артистов, декораторов, художников, организаторов, и, самое главное, создать атмосферу праздника, радости себе и учащимся школы.

     Театром нашей школы поставлены спектакли: «Козлята и Волк», «Новогодние приключения Колобка», «Случай в лесу», «Новогодняя сказка», «По щучьему веленью», «Старик и Волк» и другие. Репертуар театра подобран таким образом, чтобы дети получили не только удовольствие от просмотра, но и полезную информацию. Так, например, 2016 год был объявлен годом кино, свою постановку приурочили к этому событию. Для просмотра был предложен спектакль «Красная Шапочка» по одноименному фильму режиссера Леонида Нечаева, вышедшего на экран в 1977 году. В целях распространения знаний о пожарной безопасности и для проведения профилактической работы по ППБ среди детей школы был показан спектакль «Случай в лесу». На момент выступления на всей территории Бурятии был введен режим ЧС из-за лесных пожаров. Постановка была посвящена этой актуальной проблеме. Спектакль призывал беречь лес и природу Бурятии от пожаров.

     В школьном театре сформирован основной состав, есть свои «звёзды»: незаменимый рассказчик (он получил диплом за лучшую мужскую роль); ведущий актер (Медведь, Волк, Колобок) и др. Истории ребят впечатляют: дети преодолевают себя и имеют собственные достижения. Например, в кружке занимается девочка, которая начала посещать кружок, учась в начальной школе. Была маленькой, тихой, незаметной, у нее ничего не получалось: трудно запоминала текст, ставила неправильно ударение, боялась ошибиться. Но постепенно она стала настоящей артисткой: чувствует себя уверенно, речь правильна, слова произносит четко, ясно, читает с выражением, хорошо ориентируется в сценарии (роли: Подружка – «Маша и Медведь», Третий козленок – «Козлята и Волк», Заяц – «Новогодние приключения Колобка», Белочка – «Случай в лесу»). Еще один актёр, придя в школу, сразу влился в коллектив кукольного театра. У мальчика было огромное желание, но у него ничего не получалось: не мог выучить роль, постоянно путался, забывал, менял слова, ставил неправильно ударение; не получалось держать куклу, - рука не гнулась и не слушалась, была напряжена, - кукла задирала голову вверх. Когда пошел процесс соединения движения и речи, ребёнок забывал про куклу, не мог соотнести слова и действия (нарушено согласованное соединение движения и речи). Мальчик стоял на замене, второй состав (роль Деда – сказка «Новогодние приключения Колобка»). Перед самым выступлением произошла срочная замена. Мальчик сыграл свой первый спектакль, практически, в одной из главных ролей. Не все получилось, но артист набрался опыта, переборол свой страх, не подвел коллектив, спектакль вышел на сцену. Теперь это актёр главных ролей – Дед, Медведь и другие.

      Реквизитор школьного театра – важная должность, у ребёнка плохо развита речь, но мальчик хорошо развит физически, – поэтому работу по реквизиту выполняет он, держа различные домики, заборы, деревья, кустарники, перемещая их в нужное время по сцене. Мальчик очень ответственный, ни один спектакль не обходится без его участия. В кукольном театре занимается ребёнок, который 5 лет был на домашнем обучении: мальчик не усидчивый, внимание рассеяно, быстро теряет интерес к любой деятельности, но он с огромным желанием посещает кружок. У ребёнка возникают трудности в общении и поведении. И ребята, и педагоги пытаются ему помочь. Мальчик очень этому рад. У него незначительная роль в спектакле, но значимость того, что он находится в общем процессе, что он является участником общего дела, ему нравится. Мальчик стал более дисциплинирован, сдержан, хотя в силу своего заболевания не всегда получается управлять собой.

     Состав театра постоянно пополняется. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя, в свои силы, возможности. Маленькие успехи складываются в большие победы. Проходит время, и дети начинают мыслить, думать, предлагать свои идеи. У детей наблюдаются положительные результаты по развитию моторики рук (дети умеют управлять куклой); развитию речи –  улучшается дикция, видна положительная динамика развития просадической стороны речи (внятность, интонация, тембр голоса, моторная функция речи). У детей сформированы коммуникативные навыки: не испытывают затруднения при общении с партнером, легко входят в контакт, заводят новых друзей. Наблюдается повышение уровня активности: дети хотят участвовать в спектаклях, проявляют инициативу в выборе пьесы, обсуждении новых постановок. Занятия в кукольном театре способствуют развитию творческих способностей (способность импровизировать с куклой), воспитанию нравственных навыков и привычек (взаимопомощи, взаимовыручки, чувство ответственности, умения отвечать за свои поступки), обогащению духовной культуры, формированию чувства прекрасного, развитию эстетического вкуса.

     Таким образом, у детей с нарушением интеллекта, занимающихся в театральной студии, наблюдается положительная динамика развития творческих способностей, духовного развития, формирования коммуникативных навыков, повышения уровня активности. Школьный театр – важный элемент комплексного развития детей с нарушением интеллекта.

     Список литературы

1.Белебихина Н. А. Организация дополнительного образования в школе / Л. А. Королева. – Москва: Учитель, 2008. – 200 с.

2.Богомолова Ю. П. Кукольный театр – детям / Ю. П. Богомолова. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 127 с.

3.Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н. Ф. Голованова. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 2017.

4.Еценков В. Г. Кукольный театр в школе / В. Н. Еценков. –  Новосибирск: Лада, 2016 – 48 с.

5.Королев М. Искусство театра кукол / М. Королев. – Москва, 2013.

6.Федотов А. Секреты театра кукол / А. Федоров. – Москва, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции г. Курск, 2012 год

Поиск новых форм социального партнерства в образовательно-профессиональной ориетации молодежи....

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса в ОУ СПО»

В сборнике предоставлены материалы, которыми может воспользоваться каждый педагог в целях самообразования и самосовершенствования....

Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...

Единство образовательной и воспитательной среды в системе дополнительного образования/ГБУДО "БелОДДТ"электронный сборник материалов региональной научно - практической конференции "Наше наследие" 20 ноября 2020 года

Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных  начал у обучающихся через  историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. ...