Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал
Предварительный просмотр:
Я представляю вашему вниманию свое выступление на тему:
«Способные, одаренные, талантливые дети».
Для того, чтобы разобрать все эти основные понятия выстроим такую цепочку: способности — одаренность — талант.
I Способности — индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."
Способность имеет сложную структуру, в основе которой совокупность психических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.
И все таки: какого школьника можно считать способным?
- Он рано научился читать, считать, писать
- Легко запоминает и пересказывает
- Умеет рисовать
- Поет или играет на музыкальном инструменте
II. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Одаренность -это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Слово одаренность происходит от слова дар. Все одарённые дети учатся легко и быстро.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей: - яркое воображение; - способность к нестандартному восприятию; - интуиция; - любознательность - оригинальность; - конкретность мышления.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Различают одаренность в:
- В практической деятельности:
- В познавательной деятельности:
- В художественно –эстетической деятельности:
- В коммуникативной деятельности:
- В духовно-ценностной деятельности
Более подробно виды одаренности представлены у вас в буклетах.
Кроме достоинств американский психолог Б. Карне отмечает проблемы одаренных детей:
- Стремление к совершенству.
- Ощущение неудовлетворенности.
- Нереалистические цели.
- Сверхчувствительность.
- Потребность во внимании взрослых.
- Нетерпимость.
Подробно ознакомиться с проблемами одаренных детей вы так же можете в буклетах.
По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.
Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.
К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам.
Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности.(одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены, поэты). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
III. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.
Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов.Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.
Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.
Талантливые, способные и одаренные дети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей так и учителей.
Итак, термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Понятие "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный»,
а в понятие «талантливый" подчеркиваются природные данные человека.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Развитие одаренных и способных детей — актуальная задача современной педагогики.
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...