Нравственно-экологическое воспитание учащихся в Агинской окружной гимназии
статья

Цырендашиева Баярма Раднаевна

В условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом идей экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nravtsvenno-ekologicheskoe_vospitanie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-экологическое воспитание учащихся

в Агинской окружной гимназии

Цырендашиева Б.Р.

учитель географии АОГ

В условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом идей экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

В педагогике разработаны положения о содержании знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы. Великие педагоги Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Против потребительского отношения к природе, а также формального отношения ее изучения выступали русские революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Ими подчеркивалось влияние полноценных знаний о природе на формирование нравственных качеств личности, определяющих поведение детей в природе и обществе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике, его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивались и обогащались А.Я. Гердом, А.П. Павловым и другими педагогами-натуралистами, в пособиях которых обосновывался метод обучения с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

В.А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.

Появляется новое понятие – экологическое образование и воспитание, которое можно рассматривать как элемент общего образования, с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Научные знания основ экологии должны сочетаться с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе, позволит воспитать экологически грамотного гражданина. Экологическая грамотность и нравственное отношение к природе – понятия не тождественные. Их объединяет относительно новый термин – «экологическая культура», формирование которой и должно стать главной целью экологического воспитания.

Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.

Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодолении негативных влияний на природу, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения.

Целью и планируемым результатом экологического образования и воспитания являются сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически  грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Для достижения целей экологического воспитания в Агинской окружной гимназии реализуется проект «Лаборатория под открытым небом». Основным направлением проекта является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности. Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведется по следующим направлениям: климат и человек, химия и окружающая среда, полевая экология, окружающая среда и человек, памятники природы, комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем. Организацией исследовательской работы занимаются учителя географии, биологии, химии, физики. Исследовательской работой занимается любой учащийся гимназии, любящий природу, желающий внести посильный вклад в дело охраны природы.

 Основные мероприятия в рамках проекта - это проведение научно-познавательных экспедиции «Ожерелье Алханая», ежегодная организация экологической практики в международном эколого-образовательном центре «Истомино» при Сибирском отделении РАН на Байкале, организация познавательных экскурсий по природным достопримечательностям родного края, организация учебно-научных исследований учащихся по различным областям знаний, участие в научно-практических конференциях, встречах, круглых столах, Участие в различных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях.

В результате реализации проекта «Лаборатория под открытым небом» учащиеся приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

«Живя в природе, мы учимся понимать ее, хотя это дается не очень просто, а главное – по настоящему начинаем любить ее» (А.Н. Захлебный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся гимназии

Творческий отчёт о результативности опыта. Конкурсные материалы НПО. 2001-2006 годы...

НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения уча...

Нравственно - экологическое воспитание учащихся.

Укучыларга әхлакый - экологик тәрбия бирү.    “Авыл мәктәбендә белем бирү процессында экологик культура формалаштыру” темасына үткәрелгән Республика фәнни-методик семинарында чыгыш. ...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...