Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности учителя физической культуры Кузнецовой Татьяны Михайловны
рабочая программа по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_fizkultura.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей
к физкультурно-спортивной деятельности
учителя физической культуры
Кузнецовой Татьяны Михайловны
Целью данной программы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные задачи физического воспитания.
1.1 Охрана и укрепление здоровья учащихся.
1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.
1.3 повышение умственной и физической работоспособности.
2. Образовательные задачи физического воспитания.
2.1. Формирование двигательных умений и навыков.
2.2. Развитие двигательных способностей.
3. Воспитательные задачи физического воспитания.
3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых черт личности.
Дифференцированный подход на уроках физической культуры.
1. Теоретические основы дифференцированного подхода на уроках физической культуры.
1.2. Тип нервной системы и уровень развития учащихся.
1.3. Возрастно-половые особенности учащихся.
1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.
2. Организация дифференцированного обучения на уроках физической культуры.
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся: пол, возраст, данные медицинского обследования, показатели контрольных испытаний.
2. Управление деятельностью учащихся: распределение учащихся на группы, определение физических нагрузок, организационно-методические мероприятия.
3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся: выявление помощников и проведение с ними занятий, составление учебных карточек-заданий для групп учащихся.
2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.
В программу изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого ученика. Основываясь на полученных данных, мы совместно с медицинским работником школы по оценочным таблицам определяем уровень физического развития каждого школьника. В соответствии с оценочными данными делим детей на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.
В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.
В специальную группу включаются учащиеся, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.
2.2. Управление деятельностью учащихся.
Для того, чтобы педагогически правильно управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы в урок, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития учащегося, осуществлять контроль за физической подготовленностью школьников. Для изучения физической подготовленности учащихся составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.
Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.
Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.
Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для учащихся 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для школьников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной ученик. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого школьника.
По уровню физической подготовленности делю учащихся на три группы:
В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.
Вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.
В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость учащимся этой группы даётся то же количество повторений, что и учащимся второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.
2.3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сам из числа более подготовленных учащихся, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем уроке, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы учащихся. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол) различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые , у них на недостаточно высоком уровне и т.д. Лучше эти занятия организовывать с командирами групп из параллельных классов. Такие занятия способствуют профессиональной ориентации.
При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с учениками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у учеников навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков. )
Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях физической культуры использую для того, чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии отметок:
1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).
2. Умения и навыки (технические и тактические действия).
3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста, в том числе и по выполнению домашних заданий).
4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).
5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).
6. Домашние задания.
7. Страховка.
8. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).
9. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на уроке). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.
2.4. Работа с одарёнными детьми.
Используя результаты исследований учащихся, собственные наблюдения, в каждом классе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам. На протяжении многих лет я веду кружки спортивной направленности. Реализация программ дополнительного образования даёт возможность совершенствовать знания, умения, навыки, не предусмотренные школьной программой, дает возможность детям достигать более высоких результатов в спортивных состязаниях школьного муниципального и регионального уровней.
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора | |
1 | Предварительный этап выявления способностей |
|
2 | Углубленная проверка выявленных способностей |
|
3 | Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося |
|
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.
Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся
Учебный год | Диагностика | Стартовая диагностика | Итоговая диагностика |
2018-2019 | Диагностика скоростно-силовых способностей | Высокий-33% Средний-50% Низкий-17% | Высокий-33% Средний-67% Низкий-0% |
2019-2020 | Высокий-33% Средний-67% Низкий-0% | Высокий-67% Средний-33% Низкий-0% | |
2018-2019 | Диагностика координационных способностей | Высокий-17% Средний-66% Низкий-17% | Высокий-17% Средний-50% Низкий-33% |
2019-2020 | Высокий-33% Средний-50% Низкий-17% | Высокий-50% Средний-50% Низкий-0% |
Применение на практике предложенной системы приемов организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры позволяет добиться:
– роста показателей физического развития и физической подготовленности;
– улучшение функционального состояния организма;
– повышение плотности занятий;
– эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.
Литература:
Аристов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков / Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. с. 44–47.
Бабанский Ю.К.Требования к современному уроку / Физическая культура в школе. 1994. №6. с.7–10.
Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. с. 31–32.
Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2005. № 1. с. 3–7.
Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2003. № 6. с. 31.
Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры / Учебное пособие для ВУЗов. Г.Пермь. 1995.
Качашкин В.М. Физическое воспитание в школе / Пособие для учителей физической культуры. 2-е издание, М., Просвещение. 1998. с.28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности учителя физической культуры Бушковской Татьяны Алексеевны по результатам обученности учащихся
Цель: аттестация на первую квалификационную категорию.Проверялось:1.Посещено уроков с 14.09.- по 12.10. 2012 г.2.Проведено тестирование уровня физической подготовленности учащихся.3.Результаты о...
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями....
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности...
программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности.
Главной целью программы является к занятиям физической культурой, в программе описаны методы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности
Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...
Программа профессионального самообразования учителя физической культуры Кузнецовой Татьяны Михайловны
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов пов...
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно- спортивной деятельности
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно- спортивной деятельности...