Программа по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках немецкого языка
рабочая программа по немецкому языку

Иванова Ирина Юрьевна

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их обучения. Программа призвана развить следующие способности: интеллектуальные: понимание читаемого, обогащение словарного запаса, обучаемость, внимательность, беглость речи, способность к рассуждению; творческие: стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях; сенсорные: принятие окружающего мира и себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему учебному предмету, как выявить и помочь детям развить их способности.

        Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:

  • более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.

Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие:

1. выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности обучающихся;

        2. развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для выявления и развития интеллектуальных   и   творческих способностей обучающихся и их обучения.

Программа призвана развить следующие способности: 

- интеллектуальные: понимание читаемого, обогащение словарного запаса, обучаемость, внимательность, беглость речи, способность к рассуждению; 

- творческие: стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях;

- сенсорные: принятие окружающего мира и себя.

Срок реализации программы – 5 лет.

Участники программы: обучающиеся 5 – 9 классов.

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 11 - 15 лет.

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через учебный предмет «Немецкий язык», создание благоприятных условий для самореализации способностей обучающихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочную деятельность; совершенствование процесса обучения немецкому языку в школе; реализация творческой, самостоятельной и познавательной активности обучающихся.

Задачи:

1. изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, методики по диагностике, развитию и оценке способностей обучающихся;

2. выявление талантливых обучающихся через: изучение личных дел обучающихся, наблюдения, беседу, структуру школьного образования и внеурочную деятельность, анкетирования, тестирования, диагностические методики;

3. создание условий для развития интеллектуальных способностей детей в урочной деятельности и во внеурочное время;

4. создание благоприятной мотивационной среды для обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями;

5. формирование у обучающихся устойчивого интереса к немецкому языку;

6. обучение приемам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией по немецкому языку;

7. вовлечение обучающихся в конкурсы и олимпиады по немецкому языку, интеллектуальные игры, которые позволяют обучающимся проявить свои способности;

8. организация внеурочной деятельности и консультационных занятий по немецкому языку;

9. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками и через самостоятельную работу;

10. обеспечение многообразия видов деятельности в урочной и внеурочной деятельности;

11. осуществление индивидуального подхода к слабоуспевающим детям, использование для них наиболее рациональной системы упражнений;

12. создание условия для развития самостоятельной, инициативной личности, открытой для постоянного самообразования, готовой к изменениям.

Принципы деятельности в работе по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся:

  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли урочной и внеурочной деятельности;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Функции учителя немецкого языка:

  • выявление одаренных детей;
  • корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровня;
  • организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
  • подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, олимпиадам различного уровня.

Формы работы с обучающимися:

  • проведение диагностики языковых и творческих способностей обучающихся;
  • проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы (лексико – грамматическое тестирование обучающихся);
  • индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная работа с одаренными и мотивированными обучающимися;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью (защита групповых и  индивидуальных проектов, мини – проекты);
  • участие в олимпиадах по учебному предмету;
  • участие в конкурсах, интеллектуальных играх и викторинах;
  • участие в неделе немецкого языка;
  • выставки творческих работ обучающихся;
  • использование виртуального пространства для получения информации;
  • консультации.

Формы контроля:

1. Тестирование.

2. Викторина.

3. Презентация.

4. Устное или письменное сообщение.

5. Ролевая игра.

6. Проект.

7. Контрольная работа.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Ожидаемые результаты:

 формирование и развитие у обучающихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;

 формирование у обучающихся способности планировать и анализировать свою деятельность;

 создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

 созданию условий для укрепления здоровья обучающихся;

 повышению качества образования и воспитания школьников;

 создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;

 создание благоприятных условий для обучения слабоуспевающих детей, повышение их мотивации к изучению немецкого языка;

 сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

1. Уровень сформированности образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные).

2. Положительная динамика уровней развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

3. Повышение активности, работоспособности обучающихся на уроках и качественных показателей их успешности (успеваемость, качество знаний).

4. Творческая и интеллектуальная самореализация, успешная социализация обучающихся.

5. Качественная организация проектной и исследовательской деятельности и увеличение числа обучающихся, занятых данной деятельностью.

6. Наличие качественных творческих работ обучающихся.

7. Рост количества участников, призёров и победителей конкурсов, олимпиад по немецкому языку различного уровня.

8. Наличие высокобалльных работ на промежуточной аттестации обучающихся.

9. Повышение уровня социальной компетентности обучающихся.

10. Участие во внеурочной и внеклассной работе по учебному предмету.

11. Отсутствие неуспевающих по учебному предмету.

12. Увеличение количества детей, посещающих кружки.

13. Повышение удовлетворенности результатами образования обучающихся и их родителей.

        Механизмы реализации программы по выявлению и развитию способностей обучающихся:

1. Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ООП.

2. Рабочая программа по немецкому языку.

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

4. Работа с семьями обучающихся.

5. Самообразование учителя.

6. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для одарённых и мотивированных обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

7. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки интеллектуального, творческого и личностного развития.

Мероприятия при реализации программы:

  • Участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней.
  • Групповые и индивидуальные занятия.
  • Занятия внеурочной деятельности.
  • Кружки по интересам.
  • Предметная неделя.
  • Проектная деятельность.

План работы учителя немецкого языка по выявлению и развитию способностей обучающихся

Срок реализации: 2020 - 2025 уч. гг.

Участники: обучающиеся 5 – 9 классов.

Выявляемые способности: творческие и интеллектуально - познавательные.

Развиваемые способности: 

- интеллектуальные: понимание читаемого, обогащение словарного запаса, обучаемость, внимательность, беглость речи, способность к рассуждению;

- творческие: стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях;

- сенсорные: принятие окружающего мира и себя.        

№ п\п

Основные мероприятия

Сроки реализации

Формы работ

1.

Изучение личных дел обучающихся.

Сентябрь

Анализ

2.

Проведение стартовой диагностики.

Сентябрь

Организация работы,

выполнение заданий

3.

Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных обучающихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно- познавательный интерес.

Сентябрь

Анализ, составление базы данных способных обучающихся, составление плана по развитию способностей обучающихся

4.

Развитие системы дополнительного образования (внеурочной деятельности) в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.

Сентябрь

Анализ

5.

Организация индивидуальной работы с обучающимися.

Сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

6.

Привлечение способных, мотивированных обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

Постоянно

Организация работы

7.

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.

Октябрь

Выполнение заданий

8.

Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.

Декабрь

Выполнение заданий

9.

Анкетирование, тестирование, мониторинговые и диагностические исследования.

В течение года

Выполнение заданий

10.

Участие в дистанционных олимпиадах, викторинах  и конкурсах по немецкому языку.

В течение года

Выполнение заданий

11.

Проведение диагностики творческих способностей обучающихся методом наблюдения в процессе проектной и творческой деятельности на уроках и участии во внеклассных мероприятиях.

В течение года

Ведение бланка наблюдений

12.

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках немецкого языка.

В течение года

Рекомендации по написанию, оформлению и защите проектных работ

13.

Участие в мероприятиях по немецкому языку (неделя немецкого языка). Вовлечение обучающихся в проведение недели немецкого языка.

Апрель

Разработка сценариев и проведение внеклассных мероприятий

14.

Оптимизация системы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

В течение года

Анализ

15.

Организация индивидуальной работы.

В течение года

Индивидуальная работа

16.

Консультирование родителей обучающихся по вопросам развития способностей их детей.

В течение года

Индивидуальная работа

17.

Проведение нестандартных уроков (урок – беседа, урок – интервью, урок – путешествие, урок - игра, урок – экскурсия, видео – урок и т.д.)

В течение года

Планирование и проведение уроков

18.

Создание банка нестандартных разноуровневых заданий по немецкому языку по 4 видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму.

В течение года

Разработка нестандартных заданий по немецкому языку по всем видам речевой деятельности

19.

Разработка дифференцированных заданий повышенной трудности по всем видам речевой деятельности, творческих и учебных проектов, создание учебных презентаций.

В течение года

Составление разноуровневых заданий, тематики учебных, творческих проектов

20.

Осуществление индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам, использование для них наиболее рациональной системы упражнений.

В течение года

Составление упражнений, опорных таблиц и схем

21.

Совершенствование работы по подготовке и участию обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня по немецкому языку.

В течение года

Организация работы

22.

Анализ выполнения контрольных работ по немецкому языку.

В течение года

Анализ

23.

Изучение опыта работы учителей по вопросу работы со слабоуспевающими и способными детьми.

В течение года

Консультации с учителями, заседания МО

24.

Проведение анализа (мониторинга) уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности путем проведения тестовых заданий и анализа участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В течение года,

в конце учебного года

Разработка показателей мониторинга.

Проведение мониторинга.

25.

Проведения анализа эффективности работы с одаренными обучающимися/ со слабоуспевающими и отстающими обучающимися.

В конце учебного года

Анализ выполнения плана работы и результативности проведенных мероприятий.

Использование методик для выявления творческих и интеллектуальных способностей обучающихся:

Основные способы выявления у учащихся способностей строится по двум направлениям:

  • Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
  • развитие способностей: проведение кружков; участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня; включение в учебный процесс решения нестандартных разноуровневых заданий; побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета; обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации обучающихся.

Диагностики:

- Опросник креативности Дж. Рензулли (в адаптации Е.Е. Туник);

- Диагностика «Тип мышления» Л. А. Сиротюк;

- Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся М. Ступницкая;

- Диагностика уровней познавательных способностей (методика Рыбаковой Т. Е.);

- Методика «Интеллектуальный портрет» Панютина В. Н., Рагинская Е. Б., Кислякова З. Г. и др.;

- Методика по изучению социализированности личности учащегося (М. И. Рожков);

-  Методика для определения самооценки учащихся (С. С. Носов).

Педагогические методики: 

- Метод проектов Л. С. Выготский;

- Метод индивидуального подхода Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская;

- «Личностно-ориентированное и развивающее обучение» И. С. Якиманская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Рабочая программа «Развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время»

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окр...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...