Программа по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках немецкого языка
рабочая программа по немецкому языку
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их обучения. Программа призвана развить следующие способности: интеллектуальные: понимание читаемого, обогащение словарного запаса, обучаемость, внимательность, беглость речи, способность к рассуждению; творческие: стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях; сенсорные: принятие окружающего мира и себя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему учебному предмету, как выявить и помочь детям развить их способности.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:
- более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие:
1. выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности обучающихся;
2. развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их обучения.
Программа призвана развить следующие способности:
- интеллектуальные: понимание читаемого, обогащение словарного запаса, обучаемость, внимательность, беглость речи, способность к рассуждению;
- творческие: стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях;
- сенсорные: принятие окружающего мира и себя.
Срок реализации программы – 5 лет.
Участники программы: обучающиеся 5 – 9 классов.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 11 - 15 лет.
Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через учебный предмет «Немецкий язык», создание благоприятных условий для самореализации способностей обучающихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочную деятельность; совершенствование процесса обучения немецкому языку в школе; реализация творческой, самостоятельной и познавательной активности обучающихся.
Задачи:
1. изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, методики по диагностике, развитию и оценке способностей обучающихся;
2. выявление талантливых обучающихся через: изучение личных дел обучающихся, наблюдения, беседу, структуру школьного образования и внеурочную деятельность, анкетирования, тестирования, диагностические методики;
3. создание условий для развития интеллектуальных способностей детей в урочной деятельности и во внеурочное время;
4. создание благоприятной мотивационной среды для обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями;
5. формирование у обучающихся устойчивого интереса к немецкому языку;
6. обучение приемам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией по немецкому языку;
7. вовлечение обучающихся в конкурсы и олимпиады по немецкому языку, интеллектуальные игры, которые позволяют обучающимся проявить свои способности;
8. организация внеурочной деятельности и консультационных занятий по немецкому языку;
9. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками и через самостоятельную работу;
10. обеспечение многообразия видов деятельности в урочной и внеурочной деятельности;
11. осуществление индивидуального подхода к слабоуспевающим детям, использование для них наиболее рациональной системы упражнений;
12. создание условия для развития самостоятельной, инициативной личности, открытой для постоянного самообразования, готовой к изменениям.
Принципы деятельности в работе по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся:
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли урочной и внеурочной деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Функции учителя немецкого языка:
- выявление одаренных детей;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровня;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, олимпиадам различного уровня.
Формы работы с обучающимися:
- проведение диагностики языковых и творческих способностей обучающихся;
- проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы (лексико – грамматическое тестирование обучающихся);
- индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная работа с одаренными и мотивированными обучающимися;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью (защита групповых и индивидуальных проектов, мини – проекты);
- участие в олимпиадах по учебному предмету;
- участие в конкурсах, интеллектуальных играх и викторинах;
- участие в неделе немецкого языка;
- выставки творческих работ обучающихся;
- использование виртуального пространства для получения информации;
- консультации.
Формы контроля:
1. Тестирование.
2. Викторина.
3. Презентация.
4. Устное или письменное сообщение.
5. Ролевая игра.
6. Проект.
7. Контрольная работа.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
- Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
- Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
- Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
- Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
- Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
- Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Ожидаемые результаты:
∙ формирование и развитие у обучающихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;
∙ формирование у обучающихся способности планировать и анализировать свою деятельность;
∙ создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
∙ созданию условий для укрепления здоровья обучающихся;
∙ повышению качества образования и воспитания школьников;
∙ создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;
∙ создание благоприятных условий для обучения слабоуспевающих детей, повышение их мотивации к изучению немецкого языка;
∙ сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
1. Уровень сформированности образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные).
2. Положительная динамика уровней развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
3. Повышение активности, работоспособности обучающихся на уроках и качественных показателей их успешности (успеваемость, качество знаний).
4. Творческая и интеллектуальная самореализация, успешная социализация обучающихся.
5. Качественная организация проектной и исследовательской деятельности и увеличение числа обучающихся, занятых данной деятельностью.
6. Наличие качественных творческих работ обучающихся.
7. Рост количества участников, призёров и победителей конкурсов, олимпиад по немецкому языку различного уровня.
8. Наличие высокобалльных работ на промежуточной аттестации обучающихся.
9. Повышение уровня социальной компетентности обучающихся.
10. Участие во внеурочной и внеклассной работе по учебному предмету.
11. Отсутствие неуспевающих по учебному предмету.
12. Увеличение количества детей, посещающих кружки.
13. Повышение удовлетворенности результатами образования обучающихся и их родителей.
Механизмы реализации программы по выявлению и развитию способностей обучающихся:
1. Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ООП.
2. Рабочая программа по немецкому языку.
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение.
4. Работа с семьями обучающихся.
5. Самообразование учителя.
6. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для одарённых и мотивированных обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
7. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки интеллектуального, творческого и личностного развития.
Мероприятия при реализации программы:
- Участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней.
- Групповые и индивидуальные занятия.
- Занятия внеурочной деятельности.
- Кружки по интересам.
- Предметная неделя.
- Проектная деятельность.
План работы учителя немецкого языка по выявлению и развитию способностей обучающихся
Срок реализации: 2020 - 2025 уч. гг.
Участники: обучающиеся 5 – 9 классов.
Выявляемые способности: творческие и интеллектуально - познавательные.
Развиваемые способности:
- интеллектуальные: понимание читаемого, обогащение словарного запаса, обучаемость, внимательность, беглость речи, способность к рассуждению;
- творческие: стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях;
- сенсорные: принятие окружающего мира и себя.
№ п\п | Основные мероприятия | Сроки реализации | Формы работ |
1. | Изучение личных дел обучающихся. | Сентябрь | Анализ |
2. | Проведение стартовой диагностики. | Сентябрь | Организация работы, выполнение заданий |
3. | Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных обучающихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно- познавательный интерес. | Сентябрь | Анализ, составление базы данных способных обучающихся, составление плана по развитию способностей обучающихся |
4. | Развитие системы дополнительного образования (внеурочной деятельности) в соответствии с запросами обучающихся и их родителей. | Сентябрь | Анализ |
5. | Организация индивидуальной работы с обучающимися. | Сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий |
6. | Привлечение способных, мотивированных обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | Постоянно | Организация работы |
7. | Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. | Октябрь | Выполнение заданий |
8. | Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. | Декабрь | Выполнение заданий |
9. | Анкетирование, тестирование, мониторинговые и диагностические исследования. | В течение года | Выполнение заданий |
10. | Участие в дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах по немецкому языку. | В течение года | Выполнение заданий |
11. | Проведение диагностики творческих способностей обучающихся методом наблюдения в процессе проектной и творческой деятельности на уроках и участии во внеклассных мероприятиях. | В течение года | Ведение бланка наблюдений |
12. | Организация проектной деятельности обучающихся на уроках немецкого языка. | В течение года | Рекомендации по написанию, оформлению и защите проектных работ |
13. | Участие в мероприятиях по немецкому языку (неделя немецкого языка). Вовлечение обучающихся в проведение недели немецкого языка. | Апрель | Разработка сценариев и проведение внеклассных мероприятий |
14. | Оптимизация системы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся. | В течение года | Анализ |
15. | Организация индивидуальной работы. | В течение года | Индивидуальная работа |
16. | Консультирование родителей обучающихся по вопросам развития способностей их детей. | В течение года | Индивидуальная работа |
17. | Проведение нестандартных уроков (урок – беседа, урок – интервью, урок – путешествие, урок - игра, урок – экскурсия, видео – урок и т.д.) | В течение года | Планирование и проведение уроков |
18. | Создание банка нестандартных разноуровневых заданий по немецкому языку по 4 видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму. | В течение года | Разработка нестандартных заданий по немецкому языку по всем видам речевой деятельности |
19. | Разработка дифференцированных заданий повышенной трудности по всем видам речевой деятельности, творческих и учебных проектов, создание учебных презентаций. | В течение года | Составление разноуровневых заданий, тематики учебных, творческих проектов |
20. | Осуществление индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам, использование для них наиболее рациональной системы упражнений. | В течение года | Составление упражнений, опорных таблиц и схем |
21. | Совершенствование работы по подготовке и участию обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня по немецкому языку. | В течение года | Организация работы |
22. | Анализ выполнения контрольных работ по немецкому языку. | В течение года | Анализ |
23. | Изучение опыта работы учителей по вопросу работы со слабоуспевающими и способными детьми. | В течение года | Консультации с учителями, заседания МО |
24. | Проведение анализа (мониторинга) уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности путем проведения тестовых заданий и анализа участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня. | В течение года, в конце учебного года | Разработка показателей мониторинга. Проведение мониторинга. |
25. | Проведения анализа эффективности работы с одаренными обучающимися/ со слабоуспевающими и отстающими обучающимися. | В конце учебного года | Анализ выполнения плана работы и результативности проведенных мероприятий. |
Использование методик для выявления творческих и интеллектуальных способностей обучающихся:
Основные способы выявления у учащихся способностей строится по двум направлениям:
- Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
- развитие способностей: проведение кружков; участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня; включение в учебный процесс решения нестандартных разноуровневых заданий; побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета; обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей.
Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации обучающихся.
Диагностики:
- Опросник креативности Дж. Рензулли (в адаптации Е.Е. Туник);
- Диагностика «Тип мышления» Л. А. Сиротюк;
- Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся М. Ступницкая;
- Диагностика уровней познавательных способностей (методика Рыбаковой Т. Е.);
- Методика «Интеллектуальный портрет» Панютина В. Н., Рагинская Е. Б., Кислякова З. Г. и др.;
- Методика по изучению социализированности личности учащегося (М. И. Рожков);
- Методика для определения самооценки учащихся (С. С. Носов).
Педагогические методики:
- Метод проектов Л. С. Выготский;
- Метод индивидуального подхода Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская;
- «Личностно-ориентированное и развивающее обучение» И. С. Якиманская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочное время»
Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....
Рабочая программа «Развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время»
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окр...
Рабочая программа"Выявление и развитие творческих и познавательных способностей обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности."
Рабочая программа....
Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...