Предмет: Окружающий социальный мир
план-конспект урока

Гизатуллина Найля Рашидовна

Предмет: Окружающий социальный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vidy_domov_ot_27.09.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 8

Предмет: Окружающий социальный мир

Дата: 27. 09

 Класс: 7  

Тема: Виды домов

Цель: создать условия для расширения представлений о разнообразии жилищных построек, их особенностях, об удобствах, которые есть в квартире.

Задачи:

-учебно –  коррекционная: уточнение знаний и расширение знаний обучающего о  различных видах жилья;

-коррекционно-развивающая: развивать речь  путем полных ответов на вопросы, участие в диалоге, построение связного учебного высказывания; коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

-коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, дому.

Формирование БУД:  

    Личностные учебные действия: формировать  положительное отношение к учебной познавательной деятельности.                    

Коммуникативные учебные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Регулятивные учебные действия - контролировать и оценивать свои действия;

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Тип урока: комбинированный.

 Оборудование: карточки со словарными словами;  предметные картинки, учебник, опорные таблицы.

Конструкт урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока:

1.Проверка готовности к уроку:  наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

 психологический настрой;

Сообщение темы урока, постановка задач урока, индивидуальных задач.

Урок хочу начать с улыбки, давай улыбнёмся друг другу. Ведь от того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет тебе улыбка, добрые слова, внимание, находчивость и смекалка.

Готовится к уроку

Слушает, запоминает.

Личностные учебные действия: формировать  положительное отношение к учебной познавательной деятельности.                    

Актуализация опорных знаний.

- Возьми конверт, открой и составь картинку.

- Что у тебя получилось?

- Как ты думаешь, о чем мы будем говорить на уроке?

- Какое слово можно составить из букв?

Чтение слоговых таблиц

Работа по составлению пословиц по картинкам

2) «Собери пословицу»: Землю, труд, а, человека, красит, солнце, труд.

Составляет картинку

Отвечает на вопросы.

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Новый

Материал

Физминутка.

.

Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Жилище».

Какую орфограмму ты заметил?

- Что такое жилище? Прочитай про себя, а затем вслух.

Тема сегодняшнего урока «Виды домов».

- Расскажи, а какие бывают дома? А для чего нам нужны дома? Но такие дома, которые мы видим сейчас, были не всегда. Как ты думаешь, что для человека было первым жилищем?

История жилища.

Много тысяч лет назад человек еще не умел строить дома. Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден, и все время думал, где ему добыть еду. А еще первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от других животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку со всех сторон угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него. Трудно человеку без дома!

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье свое искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра…

И теперь он точно знает-

Дом найти ему пора!

 – Нашел человек себе жилье? Какое?

Словарная работа: пещера, чум, юрта, иглу, сакля, мазанка, изба

1.Пещера – это пустое пространство, которое постепенно образуется в горе под воздействием ветра, воды, колебаний температуры воздуха.

 – От чего и кого человек спасался в пещере?

 Поиграем в игру «Пещера хорошо и плохо».

Хорошо – защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; место для отдыха;

можно на очаге приготовить пищу.

Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от непрошенных гостей; не в любой местности были пещеры.

2. Чум Утратил свое былое назначение и обратился в служебную хозяйственную постройку: служит овином (шиш);покрытый соломой; он прикрывает ход в погреб.

3. Ю́рта — переносное жилище у кочевников.
Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах и лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. Наличие отверстия на самой вершине купола создаёт тягу и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях чабанами Тувы, Алтая и Бурятии

4. Иглу - дома из снега, на Чукотке

5. Сакля Характерно террасообразное расположение САКЛЕЙ на горных склонах, причём крыша нижнего дома может служить двором для верхнего.

6. В зависимости от местности были и такие жилища как дом на сваях и дом на деревьях.

7. изба

Мелькает год за годом, идёт за веком век. Зависеть от природы не хочет человек. Полезные орудья создав своим трудом, сильнее стали люди и вот построен дом.

8. Мазанка В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки.

- А теперь проверим, как вы запомнили: Какое жилище было раньше и из чего люди его строили?

(соедини рисунок с названием)

- Какое жилище существует в наше время?

Прошли тысячелетья, и люди разных стран внесли в постройки эти уменье и талант.

Когда деревня становилась больше и больше, она перестала в посёлок и город. Место строить дома становилось мало. Тогда люди придумали строить дома в несколько этажей. В каждом доме уже жила не одна семья, а несколько. Каждое жилое помещение для семьи стали называть квартирой

Давайте рассмотрим, какие виды жилых помещений существуют в наше время.

(городское, сельское)

Какие дома в деревнях и в городах?

Я думаю в городах дома высокие, большие, кирпичные, а деревнях низкие, маленькие, деревянные.

– Сельские постройки невысокие, окружены обычно садами, огородами. Рядом может быть лес, поле. Попробуйте объяснить, почему в городах строят многоэтажные дома? (Предположения ученика)

Вывод: Деревня – это небольшой населённый пункт, а город – большой. Занятия людей в городах и в сельской местности тоже отличаются друг от друга: в деревне люди занимаются растениеводством, животноводством, а в городе перерабатывают сырьё, развивают многие отрасли производства, занимаются машиностроением, наукой.

У нас в стране разрешают строить собственные дома. Их называют индивидуальными. Это могут быть одноэтажные, двухэтажные, трехэтажные дома. Как вы думаете, чем квартиры отличаются от индивидуальных домов?

Квартиры в домах имеют удобства, которые облегчают жизнь.

Как вы думаете, что это за удобства? (газ, водопровод, ванная комната, мусоропровод, канализация, центральное отопление). В зависимости от наличия удобств жилище может быть:

Благоустроенное, с частичными удобствами, без удобств.

Некоторые студенты, учащиеся училищ, рабочие, занятые на временных работах живут в общежитиях.

Рассказ про общежитие. Студенты, которые живут в общежитиях, обеспечиваются необходимой мебелью и постельным бельем.

Квартиры бывают однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные. Чем больше семья, тем больше по площади дается ей квартира. А так же дома могут быть построены из разных материалов. Из каких?

IV Закрепление

Игра «Назови одним словом: какой дом?»

В доме много этажей – он … (многоэтажный) В доме один этаж – он … (одноэтажный) В доме много квартир – он … (многоквартирный) В доме один подъезд – он … (одноподъездный) В доме много подъездов — он (многоподъездный) Дом построен из кирпича – он … (кирпичный) Из дерева — … (деревянный) Из блоков – … (блочный).

- А в каком доме живёшь ты? Расскажи мне о своём жилище по плану:

1. Из какого материала построен.

2. Сколько этажей?

3. Количество комнат

4. Благоустроен или нет? Какие удобства есть, а каких нет?

5. Такой дом можно построить где (в городе или селе)?

Вывод: домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, школы или возвращаемся после долгого путешествия. Дом – это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли тебе слышать выражения “я здесь чувствую себя как дома” или “чувствуйте себя как дома”? Чувствовать себя как дома – это значит хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!”

Записывает в тетрадь

Читает, отвечает на вопросы.

Определяет

читает

Записывает в тетрадь

Выполняет задания

Просматривает презентацию   «Виды домов»

Работает в тетради

Отвечает на вопросы

Включается в игру

Вступает в беседу.

Рассказывает о своём доме

 Коммуникативные учебные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Коммуникативные учебные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Домашнее задание 

Нарисовать дом, в котором ты хочешь жить

Итог урока

- Анализ работы обучающегося на уроке: как решены задачи - Анализ работы обучающегося на уроке: как решены задачи урока, индивидуальные задачи.

Оценка с комментированием.

Что вы узнали нового

– Что показалось самым интересным и познавательным?

Ответь: мне было интересно-

я научился-

мне понравилось -

Вывод: Дом – это не просто стены, пол и потолок. Дом – это маленький мир, где мы живем. Он немножко отгородился от большого мира, чтобы защитить человека от неприятностей вроде дождей, ветров, зверей и грабителей. Он дает не только тепло, но и чувство безопасности, душевный покой.

Оценка с комментированием.

Даёт оценку своей работе.

Оценивает свою работу

Регулятивные учебные действия - контролировать и оценивать свои действия;

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана для обучающихся 5-го класса с умственной и тяжелой умственной отсталостью на основе авторской программы &laqu...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 6 класс.

Рабочая программа ФГОС по предмету "Окружающий социальный мир", школа VIII вида, 2 класс...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"

Программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Урок по предмету "Окружающий социальный мир" по теме " Новый год в наших домах" 4 класс.

Урок по предмету "Окружающий социальный мир"  3 класс . Умеренная умственная отсталость по теме " Новый год в наших домах"...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 5 класс

АООП по предмету "Окружающий социальный мир" для работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями ( II вариант)....

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир " на тему: «Школьные принадлежности» 2 класс

Урок предназначен для детей со сложной структурой дефекта . Целью урока является  уточнение  и закрепление с детьми названия школьных принадлежностей....