Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана для обучающихся 5-го класса с умственной и тяжелой умственной отсталостью на основе авторской программы «Окружающий социальный мир» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида- В.В. Воронкова, Москва, «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012 г.
Преподавание учебного предмета «Окружающий социальный мир» осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно- методическими материалами:
Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
Адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4- это образовательная программа, адаптированная для детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_5_kl.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана для обучающихся 5-го класса с умственной и тяжелой умственной отсталостью на основе авторской программы «Окружающий социальный мир» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида- В.В. Воронкова, Москва, «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012 г.
Преподавание учебного предмета «Окружающий социальный мир» осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно- методическими материалами:
Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
Адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4- это образовательная программа, адаптированная для детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО РАС 8.4 разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра- ПАООП НОО РАС.
Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не относится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
АООП НОО РАС 8.4 предполагает планомерное введение обучающего в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.
Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов, 2 часа в неделю.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Растительный и животный мир», «Объекты природы», «Временные представления», «Предметы быта», «Традиции и обычаи»
Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы для жизни и здоровья, в частности, учится быть внимательным и осторожным дома, в школе.
При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету учитывались зона ближайшего развития учащихся, степень и виды нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст жизни учеников.
Содержание программы.
Тема 1. Школа (5ч)
Мой учитель. Мои одноклассники. Правила поведения в школе.
Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, портфель, учебник.
Школьные принадлежности: карандаш, точилка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом. Моё рабочее место в школьном кабинете.
Тема 2. Квартира, дом, двор (6ч.)
Типы домов. Части дома. Помещения дома. Моя комната. Правила поведения в доме и во дворе. Аудио-, видеотехника и средства связи.
Тема 3. Предметы быта (5ч.)
Электробытовые приборы. Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Предметы мебели.
Предметы посуды. Предметы интерьера.
Тема 4. Продукты питания (6ч.)
Напитки. Молочные продукты. Мясные продукты. Рыбные продукты.
Мучные изделия, готовые к употреблению. Кондитерские изделия.
Тема 5. Предметы и материалы, изготовленные человеком (4ч.)
Бумага, ее свойства. Предметы из бумаги. Деревья. Предметы, изготовленные из дерева. Стекло. Предметы, изготовленные из стекла. Ткань. Одежда.
Тема 6. Населенные пункты (3ч.)
Типы населенных пунктов. Город. Село. Деревня. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы.
Тема 7. Профессия (3ч.)
Разнообразие профессий. Профессия моих родителей. Кем я хочу стать в будущем?
Тема 8. Транспорт (5ч.)
Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
Профессии людей, работающих на транспорте. Наземный транспорт.
Водный транспорт. Воздушный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. Специальный транспорт. Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина. Знание профессии людей, работающих на специальном транспорте.
Тема 9. Традиции и обычаи (3ч.)
Школьные традиции Семейные традиции. Традиции и обычаи праздников
Тема 10. Растительный мир (10ч.)
Представление о растениях. Представление о деревьях. Представление о фруктах. Представление об овощах. Представление о ягодах. Представление о грибах. Представление о травянистых растениях. Дикорастущие растения.
Комнатные растения. Разведение комнатных растений и уход за ними.
Тема 11. Животный мир (4ч.)
Представление о животных. Представление о диких и домашних животных.
Представление о птицах. Перелетные и домашние птицы.
Представление о насекомых.
Тема 12. Объекты природы (6ч.)
.
Представление о почве. Организмы, обитающие в почве. Значение почвы.
Представление о воде. Значение воды. Реки и озера. Моря и океаны Материки.
Тема 13. Временные представления (5ч.)
Время. Часы. Определение времени по часам.
Смена дня и ночи. Смена сезонов года. Обобщение знаний. Итоговый урок.
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:
- объяснять понятия и термины: школа, дом, двор, традиции, обычаи, семья, друзья.
Результаты изучения курса «Окружающий социальный мир» 5 класса:
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
- умение осознавать определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать определять (называть) эмоции других людей; сочувствовать другим людям;
Регулятивные:
- уметь выполнять инструкции учителя;
- использовать по назначению учебные материалы;
- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- уметь ориентироваться в учебнике;
-перерабатывать полученную информацию;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях;
Планируемые результаты изучения «Окружающий социальный мир» 5 класса:
Учащиеся должны:
- иметь представления о доме, школе (мебель, оборудование, одежда, посуда и др.)
- иметь представление об элементарных правилах безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, школе;
- уметь соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности. Взаимодействовать с учителем и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
- иметь представления о семейных, школьных традициях, государственных праздниках.
Учебно- методический комплект:
1. Воронкова В.В. «Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. Сборник 1.
2. Контрольно- диагностические материалы к программам для детей с нарушением интеллекта.
3. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. Карлина Р.П.
4. Татарникова Г.М. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска». Экспериментально- исследовательская деятельность, коррекционно- развивающие занятия, картотека игр. ФГОС.
5. Воронкова В.В. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида.
Календарное планирование по курсу «Окружающий социальный мир»
5 класс, (68ч., 2 часа в неделю)
№ п/п | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Тема 1. Школа (5ч) | ||||
1 | Правила поведения в школе. | 1 | 4.09 | |
2 | Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, портфель, учебник. | 1 | 7.09 | |
3 | Школьные принадлежности: карандаш, точилка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом. | 11.09 | ||
4 | Моё рабочее место в школьном кабинете. | 1 | 14.09 | |
5 | Мой учитель. Мои одноклассники. | 1 | 18.09 | |
Тема 2. Квартира, дом, двор (6ч.) | ||||
6 | Типы домов. | 1 | 21.09 | |
7 | Части дома. | 1 | 25.09 | |
8 | Помещения дома. | 1 | 28.09 | |
9 | Моя комната. | 1 | 2.10 | |
10 | Правила поведения в доме и во дворе. | 1 | 5.10 | |
11 | Аудио-, видеотехника и средства связи. | 1 | 9.10 | |
Тема 3. Предметы быта (5ч.) | ||||
12 | Электробытовые приборы. | 1 | 12.10 | |
13 | Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. | 1 | 16.10 | |
14 | Предметы мебели. | 1 | 19.10 | |
15 | Предметы посуды. | 1 | 23.10 | |
16 | Предметы интерьера. | 1 | 26.10 | |
Тема 4. Продукты питания (6ч.) | ||||
17 | Напитки. | 1 | 9.11 | |
18 | Молочные продукты. | 1 | 13.11 | |
19 | Мясные продукты. | 1 | 16.11 | |
20 | Рыбные продукты. | 1 | 23.11 | |
21 | Мучные изделия, готовые к употреблению. | 1 | 27.11 | |
22 | Кондитерские изделия. | 1 | 30.11 | |
Тема 5. Предметы и материалы, изготовленные человеком (4ч.) | ||||
23 | Бумага, ее свойства. Предметы из бумаги. | 1 | 4.12 | |
24 | Деревья. Предметы, изготовленные из дерева. | 7.12 | ||
25 | Стекло. Предметы, изготовленные из стекла. | 1 | 11.12 | |
26 | Ткань. Одежда. | 1 | 14.12 | |
Тема 6. Населенные пункты (3ч.) | ||||
27 | Типы населенных пунктов. | 1 | 18.12 | |
28 | Город. | 1 | 21.12 | |
29 | Село. | 1 | 25.12 | |
30 | Деревня. | 1 | 28.12 | |
31 | Соблюдение правил поведения в общественных местах. | 1 | 11.01 | |
32 | Соблюдение правил перехода улицы. | 1 | 15.01 | |
Тема 7. Профессия (3ч.) | ||||
33 | Разнообразие профессий. | 1 | 18.01 | |
34 | Профессия моих родителей. | 1 | 22.01 | |
35 | Кем я хочу стать в будущем? | 1 | 25.01 | |
Тема 8. Транспорт (5ч.) | ||||
36 | Наземный транспорт. | 1 | 29.01 | |
37 | Водный транспорт. | 1 | 1.02 | |
38 | Воздушный транспорт. | 1 | 5.02 | |
39 | Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | 8.02 | |
40 | Специальный транспорт. Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина. Знание профессии людей, работающих на специальном транспорте. | 1 | 12.02 | |
Тема 9. Традиции и обычаи (3ч.) | ||||
41 | Традиции и обычаи праздников. | 1 | 15.02 | |
42 | Школьные традиции. | 1 | 19.02 | |
43 | Семейные традиции. | 1 | 22.02 | |
Тема 10. Растительный мир (10ч.) | ||||
44 | Представление о растениях. | 1 | 26.02 | |
45 | Представление о деревьях. | 1 | 1.03 | |
46 | Представление о фруктах. | 1 | 5.03 | |
47 | Представление об овощах. | 1 | 12.03 | |
48 | Представление о ягодах. | 1 | 15.03 | |
49 | Представление о грибах. | 1 | 19.03 | |
50 | Представление о травянистых растениях. | 1 | 22.03 | |
51 | Дикорастущие растения. | 1 | 2.04 | |
52 | Комнатные растения. | 1 | 5.04 | |
53 | Разведение комнатных растений и уход за ними. | 1 | 9.04 | |
Тема 11. Животный мир (4ч.) | ||||
54 | Представление о животных. | 1 | 12.04 | |
55 | Представление о диких и домашних животных. | 1 | 16.04 | |
56 | Представление о птицах. Перелетные и домашние птицы. | 1 | 19.04 | |
57 | Представление о насекомых. | 1 | 23.04 | |
Тема 12. Объекты природы (7ч.) | ||||
58 | Представление о почве. | 1 | 26.04 | |
59 | Организмы, обитающие в почве. | 1 | 30.04 | |
60 | Значение почвы. | 1 | 3.05 | |
61 | Представление о воде. Значение воды. | 1 | 7.05 | |
62 | Реки и озера. | 1 | 10.05 | |
63 | Моря и океаны. | 1 | 14.05 | |
64 | Материки. | 1 | 17.05 | |
Тема 13. Временные представления (4ч.) | ||||
65 | Время. Часы. Определение времени по часам. | 1 | 21.05 | |
66 | Смена дня и ночи. | 1 | 24.05 | |
67 | Смена сезонов года. | 1 | 28.05 | |
68 | Обобщение знаний. Итоговый урок. | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС общего образования для обучающихся с уме...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий социальный мир" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающих...
Рабочая тетрадь к учебному предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая тетрадь по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена для работы с обучающимися, в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" с КТП для обучающихся индивидуально на дому 5 класс...
Рабочая программа по учебному предмету Окружающий социальный мир с КТП
Рабочая программа индивидуального обучения на дому по предмету "Окружающий социальный мир" с КТП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 , 5 класс...