Рабочая программа по русскому языку. 7 класс (2016-2017 уч. год)
рабочая программа (7 класс)

Малыгина Татьяна Викторовна

Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. Составлена в 2016-2017 уч. году

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\teacher\Desktop\программы 7 класс\русский язык 7 кл.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

   - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 - приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год;

- Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «русский язык» в условиях введения федерального компонента Государственного стандарта общего образования;

- Примерной программы основного образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебнику для 5-9 класса под редакцией М.Т. Баранова и учебника «Русский язык» по ред. Тростенцовой Л.А.

- Учебного плана МАОУ « СОШ № 37» г. Улан-Удэ на 2016-2017 учебный год.

Адресат

  Программа предназначена для использования в учебном процессе средней общеобразовательной школы  учащихся 7 класса.

Объём и сроки обучения

   Программа по русскому языку рассчитана на 136 часов, изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины

    Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Его особое место обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с учебными предметами «Литература», «История России».

Особенности программного материала

  Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Её специфика обусловлена возрастными и психологическими особенностями учащихся, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.

   Предлагаемая программа построена на основе УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. и др. Содержит систему понятий из области словообразования, морфологии, лексики и фразеологии, сведения об основных нормах русского литературного языка, также речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи, формированию коммуникативных навыков учащихся. Программа включает перечень орфографических и пунктуационных умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Данный УМК способствует усилению практической направленности изучаемого  в школе учебного материала. За основу взято положение о том, что любые теоретические сведения должны иметь практический выход. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении фактов языка, проведении разных видов грамматического разбора.

    В программе выделены специальные часы на развитие связной речи, темы которых предполагают совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения,  аудирования, чтения и письма, а также углубление знаний в системе речеведческих понятий и различные виды работы над текстом. Данный вид работы рассредоточен по всем разделам программы для 7 класса

    Программа направлена на прочное усвоение изучаемого материала, для чего предусмотрено повторение в начале и в конце учебного года. Изучение каждой темы заканчивается повторением пройденного и контрольной работой в форме диктантов, изложений, сочинений, тестов. Такая система изучения программного материала обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Базой данного курса является учебник авторов Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А.  и др., рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ и обязательного минимума содержания  общего образования по русскому языку, который соответствует современным методологическим концепциям обучения, даёт возможность осуществлять уровневую дифференциацию путём подбора упражнений разной сложности.

Целевая установка

   В соответствии с вышесказанным целью программы является обеспечение учебного процесса по учебнику русского языка для  7 класса авторов  БарановаМ.Т.,  Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др., дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение межпредметными понятиями и ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

   Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта данная программа предназначена для реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов,  которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

   Коммуникативная компетенция языка реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  1. формирование прочных орфографических и пунктуационных знаний и навыков;
  2. овладение нормами русского литературного языка и грамматического строя русского речи;
  3. обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция реализуется в процессе знакомства учащихся с разделами науки «Русский язык», с этапами ее развития, сведениями об ученых – лингвистах.

Формы организации учебного процесса

   Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, уроков-путешествий, ролевых игр, практических занятий, уроков по развитию речи.

   Формы организации учебного процесса предполагают уровневую дифференциацию, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, когда дети могут выбирать уровень сложности и вид задания, роль и характер участия в групповой работе, участвовать в исследовательской  и проектной видах деятельности.

Структура программы

   Программа по русскому языку для 7 класса включает следующие разделы и темы:

  • Повторение изученного в V и VI классах.
  • Морфология и орфография. Культура речи.

- Причастие.

- Деепричастие.

- Наречие.

- Категория состояния.

- Служебные части речи (Предлог. Союз. Частица. Междометие)

  • Повторение и систематизация изученного в V - VII классах.

Итоговый контроль

Оценка достижений требований предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью диктанта, зачёта, сочинения, изложения, тестирования (с заданиями альтернативного типа, с заданиями на множественный выбор, на перегруппировку,  на распознавание и т.п.)

Предполагаемый результат – повышение практической грамотности, развитие речеведческих, коммуникативных и культуроведческих коммуникаций, воспитание любви к русскому языку.

Календарно-тематический план

по русскому языку

7 класс

№ пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

контр.

работ

развитие

речи

лабор.ипрак

тич.

работ

плани

руемая

фактическая

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение изученного в 5-6 классах (13ч.)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3-4

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2

5

Лексика и фразеология.

1

6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор.

1

7-8

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

9-10

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

11

р/р

Текст. Диалог как текст.

1

1

12 р/р

Стили литературн. языка.

Публицистический стиль речи.

1

1

13

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

1

14

Анализ контрольного диктанта.

1

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие (24+5)

15

Причастие как часть речи.

1

16

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

17-18

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

19

р/р

р/рОписание внешности человека.

1

1

20

Действительные и страдательные причастия.

1

21

Краткие и полные причастия.

1

22-23

Действительные причастия настоящего времени.

2

24

Действительные причастия прошедшего времени.

1

25

р/р

р/р Изложение с изменением формы действующего лица (упр.116).

1

1

26-27

Страдательные причастия настоящего времени.

2

28

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

29

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

30-31

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

2

32

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

33-34

р/р

р/р Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

2

2

35

Морфологический разбор причастия.

1

36

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие».

1

1

37

Анализ контрольного диктанта.

1

38

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями .

1

39

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

40

р/р

р/р Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».

1

1

41

Повторение изученного по теме «Причастие»

1

42

Контрольный тест №1 по теме «Причастие».

1

1

43

Работа над ошибками теста.

1

Деепричастие (9+2)

44

Деепричастие как часть речи.

1

45

Деепричастный оборот. Запятая при деепричастном обороте.

1

46

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

47

Деепричастия несовершенного вида.

1

48

Деепричастия совершенного вида.

1

49-50

р/р

р/р Сочинение – рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц.

2

2

51

Морфологический разбор деепричастия.

1

52

Повторение изученного по теме «Деепричастие».

1

53

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие».

1

1

54

Анализ контрольного диктанта.

1

Наречие (17+3)

55

Наречие как часть речи

1

56

Разряды  наречий

1

57

р/р

р/р Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег».

1

1

58

Степени сравнения наречий.

1

59

Морфологический разбор наречия.

1

60

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е.

1

61-62

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

2

63

Одна и две буквы Н наречиях на О и Е.

1

64

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

65-66

Буквы О и А на конце наречий.

1

67-68

р/р

Подробное изложение с элементами сочинения.

2

2

69

Дефис между частями слова в наречиях.

1

70-71

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

72

Мягкий знак на конце наречий.

1

73

Повторение по теме «Наречие».

1

74

Контрольный диктант №4 по теме «Наречие».

1

1

75

Работа над ошибками в диктанте.

1

76

р/р

Понятие об учебно-научной речи.

1

1

Категория состояния (2+2)

77

Категория состояния как часть речи.

1

78

Морфологический разбор категории состояния

1

79

р/р

р/р Сжатое изложение с описанием состояния природы.

1

1

80 р/р

р/р Сочинение на лингвистическую тему.

1

1

Служебные части речи

81

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. (7+1)

1

82

Употребление предлогов

1

83

Непроизводные и производные предлоги.

1

84

Простые и составные предлоги.

1

85

Морфологический разбор предлога.

1

86-87

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Союз (13+2)

88

Союз как часть речи

1

89

Простые и составные союзы.

1

90

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

91

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

92

Сочинительные союзы

1

93-94

Подчинительные союзы

2

95

Морфологический разбор союза

1

96-97

р/р

р/р Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Книга – наш лучший друг и советчик».

2

2

98-99

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

2

100

Повторение сведений о предлогах и  союзах.

1

101

Контрольный тест №2 по теме «Предлоги и союзы».

1

1

102

Анализ контрольного теста.

1

Частицы (14+3)

103

Частица как часть речи.

1

104

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

105

Смысловые частицы.

1

106-107

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

108-109

р/р

р/р Сочинение – рассказ с использованием сюжета картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

2

2

110

Морфологический разбор частицы.

1

111-112

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

2

113

Различение частицы и приставки НЕ

1

114

р/р

р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

1

115-116

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.

2

117

Повторение изученного о частицах.

1

118

Контрольный диктант №5 по теме «Служебные части речи».

1

1

119

Анализ контрольного диктанта

1

Междометие (2)

120

Междометие как часть речи

1

121

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Повторение и систематизация изученного в 6-7 классах (13+1)

122

Разделы науки о языке

1

123

р/р

Текст. Стили речи.

1

124-125

р/р

Контрольное сочинение на предложенную тему

2

2

126

Фонетика. Графика.

1

127

Лексика и фразеология.

1

128

Морфемика. Словообразование.

1

129

Морфология

1

130-131

Орфография

2

132-133

Синтаксис. Пунктуация

2

134

Контрольный тест №3 по теме «Повторение и систематизация изученного в 6-7 классах»

1

1

135

Работа над ошибками в тесте

1

136

Заключительный урок. Урок-игра

1

Итого:

136 ч.

8ч.

22ч.

Требования к уровню подготовки учащихся

по русскому языку за курс VII класса

  1.   В результате прохождения программного материала учащиеся должны знать определения основных изученных вVII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы.
  2. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

     По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

   Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

    По пунктуации. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.

     По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (письменно и устно)  внешности человека, процессов труда. Писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

     Таким образом, учащиеся должны владеть

   -  коммуникативными универсальными учебными действиями: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками  и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно и выразительно излагать свою

точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

   - познавательными универсальными учебными действиями: строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

   - языковыми  и лингвистическими компетенциями:  владеть необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении; обогащать словарный запас и  грамматический строй речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

   - культуроведческими компетенциями: осознавать родной язык как форму выражения национальной культуры; понимать взаимосвязь языка и истории народа; осваивать нормы речевого этикета; уметь объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

      - Учебники:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебник. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.

- Методические материалы:

  1. Михайлова М, Ю. Ключи к орфографии. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс. – М.: Искатель, 2009.

      - Дидактические материалы:

  1. Баранов М.Т. Дидактический материал по русскому языку. 7 класс. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 2012.
  3. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снотова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П.Филина. – 2- изд., дораб. – М., 1998.
  5. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург:  У-Фактория, 2006.
  6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс. – М.: Экзамен, 2009.
  7. Поникарова Л.А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях. - М.:      Просвещение, 2006.
  8. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. – М.: – Просвещение, 2007
  9. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. – М.: Просвещение, 2014.
  10. Школьный словарь образования слов русского языка.  / Баранов М.Т. – М.: Просвещение, 1997.
  11. Школьный словарь русского языка. / Жуков В.П., Жуков А.В. / - М.: Просвещение, 1996.
  12. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. – М.:  Локид-Пресс, 2007

      - Материалы для контроля:

  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. – М.: Сфера, 2012.
  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык.7 класс. П./ред. Капинос В.И. – М.: Интеллект-Центр, 2012.  
  4. Тесты по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова «Русский язык. 7 класс». – М.: Экзамен, 2014.

Литература для учителя

- Учебники:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: Учебник. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.

       - Методические материалы:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004
  2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход.  – М.: Айрис-Пресс, 2008.
  3. Касатых Е.А. Поурочные разработки. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс. – М.: Искатель, 1996.

    - Дидактические материалы:

1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.:            Просвещение, 2005.

2.  Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А.Д.Дейкина,               Т.М.Пахнова. – М.: Дрофа, 2006.

3.  Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс. - М.: Просвещение,    2015.

4.   Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и   дома: 7 класс. – М.: Искатель, 1996.

5.   Львова С.И. Практикум по русскому языку: 7 класс. – М.: Просвещение, 2008.

          - Материалы для контроля:

  1. Каськова И.А. Русский язык. Тематические тесты. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
  3.   Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык.7 класс. П./ред. Капинос В.И. – М.: Интеллект-Центр, 2009.  

Интернет – ресурсы

  1. Информационные источники Интернета:

http:// edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http //ww /ict.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

  1. Образовательные сайты:

www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

www.fipi.ru – ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений.

http://www.schooi.edu.ru/ Российский образовательный портал.

http://www.philology.ru./default.htm/ Российский филологический портал

http://som.fio.ru/ - Сетевое объединение методистов

Список литературы, использованный

при разработке программы

1 .Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник. 7 класс. Науч. ред. – акад. РАО Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2015.

2. Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А,М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.

4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку как государственному / Н.М.Шанский, Е.А.Быстрова, Т.С.Кудрявцева, И.В.Корнута. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

5. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 6 класс 2016-2017 уч.г.

рабочая программа по истории 6 класс под редакцией Торкунова А.В....

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс, 2016-2017 уч.год

Рабочая программа по математике 7 класс на 2016-2017 уч.год рассчитана на 210 часов (по плану 175 часов + 35 часов школьный компонент). Школьный компонент отводится на расширение знаний базо...

рабочая программа по МХК 11 класс 2016-2017

программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование на 2016-2017 уч.год...

Рабочая программа по математике 5 класс 2016-2017 учебный год

Работа предназначена для учителей математики, которые работают по учебнику Виленкина...