Программа клуба интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"
рабочая программа
Цель программы: развитие познавательной активности подростков, формирование у них творческой активности, инициативности и позитивного отношения к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chgk.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
Подпрограмма
клуба интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в обществе изменилось отношение к игре, которая выступает как один из методов обучения и развития ребенка. Она выступает и как средство психологической подготовки к реальной жизненной ситуации.
Игра – это процесс, объединяющий вместе такие понятия, как общение и познание, необходимые человеку для его развития. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общения» в игре помогают узнать о правилах, принятых в обществе.
В условиях социально-реабилитационного центра интеллектуально-познавательная игра – это одна их наиболее популярных форм работы с детьми.
Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Современное образование направлено на подготовку личности ребенка к участию в жизни общества, его совершенствованию, что предъявляет повышенные требования не только к знаниям, но и к личностным качествам.
Интеллектуальная игра представляет собой коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Эта игра объединяет в себе черты как игровой, так и учебной деятельности, которые развивают у ребенка теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.д.).
С другой стороны данная деятельность выступает как средство достижения игрового результата. Игра дает радость взаимодействия. И дети, и воспитатели учатся понимать и принимать друг друга. Клуб интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» позволяет создавать условия для формирования гуманистической атмосферы в коллективе воспитанников центра, что является одним из важнейших факторов его эффективного развития.
Цель подпрограммы клуба интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»: развитие (повышение) уровня познавательного интереса воспитанников центра, формирование у них творческой активности, инициативности и позитивного отношения к жизни.
Задачи подпрограммы:
- познакомить детей с многообразием современных интеллектуальных игр;
- обучить их взаимодействию в команде для достижения положительного результата, закреплению межпредметных связей;
- способствовать формированию личности, способной к саморазвитию;
-развивать логическое мышление, коммуникативные способности, эмоционально-волевую сферу детей.
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста 10-15 лет.
Общее количество часов по программе - 40 , один час в неделю в течение года.
Формы проведения занятий:
- теоретические занятия;
- интеллектуальные игры;
- самостоятельная деятельность;
- консультативная деятельность.
Методы проведения занятий:
- словесные (беседы, консультации и др.);
- наглядные (презентации, работа с литературой, видео просмотры и др.);
-практические (организация и проведение разнообразных интеллектуальных игр, викторин).
В конце прохождения программы воспитанники должны знать основные правила работы с вопросами, с литературой, знать правила интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», знать основы взаимодействия в команде. Дети должны уметь решать вопросы разной степени сложности и логичности, отражать в содержании вопросов информацию из разных курсов, предметов, работать в команде по определенным, установившимся правилам. Способами проверки ожидаемых результатов являются итоговые игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |
Вводное занятие. История интеллектуальной игры. Вопрос – основа игры. Требования к вопросам | 1 | 1 | 2 |
Принципы игры в команде. Распределение ролей | 1 | 1 | 2 |
Тематические занятия | 10 | 7 | 17 |
Отработка игры. Тренировочные интеллектуальные игры | - | 3 | 3 |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | - | 3 | 3 |
Индивидуальные консультации | 6 | - | 6 |
Самостоятельная деятельность | - | 7 | 7 |
| 18 | 22 | 40 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие.
История и принципы игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Требования к вопросам: интересная информация, точная формулировка, логический путь к нахождению ответа и др. Ключевое слово в вопросе.
2. Принципы игры в команде.
Команда – единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Как выстроить логическую цепочку командой. Правила распределения ролей в команде.
3. Тематические занятия на темы:
«Смоленщина моя», «История Смоленского края», Национальный парк «Смоленское Поозерье», «Смоленщина в годы В.О. войны» и др.
«Космос и Вселенная», «Россия – родина моя»: символика России, «История Российского государства: правители государства, история флага России», «Дорогами Великой Отечественной войны» и др.
«Традиции и обычаи русского народа».
4. Отработка игры. Тренировочные интеллектуальные игры.
Игры - разминки по указанным темам внутри клуба:
- «Своя игра»,
- «5 подсказок»,
- «Шанс на успех»,
5. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Командная игра как итоговое мероприятие.
6. Индивидуальные консультации.
Беседы-консультации по различным вопросам: играм, правилам, принципам.
7. Самостоятельная деятельность.
Самостоятельная работа участников команды (с энциклопедиями, учебной и познавательной литературой, просмотр познавательных док. фильмов и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ занятия | Тема занятий | Форма проведения |
1 | История игры «Что? Где? Когда?» Содержание, принципы игры | Теоретическое занятие |
2 | Вопрос – основа игры | Практическое занятие |
3 | Игра в команде. Распределение ролей | Теоретическое занятие |
4 | Интеллектуальная разминка. Решение вопросов. | Практическое занятие |
5 | История Российской армии | Теоретическое занятие |
6 | История Российской армии | Практическое занятие |
7 | История Российской армии | Самостоятельная деятельность |
8 | Индивидуальные консультации | Индивидуальная работа |
9 | Безграничная Вселенная | Теоретическое занятие |
10 | Легенды космоса | Теоретическое занятие |
11 | История космоса | Самостоятельная деятельность |
12 | Игра «Своя игра» | Практическое занятие |
13 | Путь к Победе | Теоретическое занятие |
14 | Путь к Победе | Практическое занятие |
15 | Индивидуальная консультация | Индивидуальная работа |
16 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | Практическое занятие |
17 | Народные обряды и традиции Смоленского края | Теоретическое занятие |
18 | Смоленщина – мой край родной | Теоретическое занятие |
19 | Смоленщина – мой край родной | Самостоятельная деятельность |
20 | Индивидуальная консультация | Индивидуальная работа |
21,22 | Национальный парк «Смоленское Поозерье» | Практическое занятие |
23, 24 | Край Смоленский – край родной | Самостоятельная деятельность |
25 | Индивидуальная консультация | Индивидуальная работа |
26 | Край смоленский – край родной | Практическое занятие |
27 | Игра «5 подсказок» | Практическое занятие |
28 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | Практическое занятие |
29 | История Российского флага | Теоретическое занятие |
30,31 | Изготовление проекта «История Российского флага» | Практическое занятие |
32 | Великая крепость | Теоретическое занятие |
33 | История государства Российского | Теоретическое занятие |
34,35 | История государства Российского | Самостоятельная деятельность |
36,37 | Индивидуальная консультация | Индивидуальная работа |
38 | Игра «Шанс на успех» | Практическое занятие |
39 | Я – гражданин России | Теоретическое занятие |
40 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | Практическое занятие |
Для качественной подготовки к занятиям необходимо использовать:
- методическую литературу;
- журналистику;
- интернет;
- тележурналистику и др..
Материально-техническое оснащение программы:
- оборудованное помещение для занятий;
- звукоустановки (музыкальный центр, диски, аудио- и видеодиски для записей музыкальных и видеофонограмм);
- компьютер с соответствующими программами;
- игровое поле и волчок;
- оборудование для игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев Е., Белкин В., Курмашева Н., Поташев М., Тюрикова И. Ч то? Где? Когда? Ваш путь к успеху.- М.: Рольф, 2000.
- Левин Б.Е. Что? Где? Когда? Для чайников. – Днепропетровск: Сталкер, 1999.
- Лернер М. Минута на размышление, или Загадки телеигры «Что? Где Когда?» - М.: Искусство, 1992.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Развитие личности молодого человека средставами интеллектуальных и творческих игр/ Редактор Жарков Г.В. - Владимир ,2000.
- Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.
- Хейзинга И. Человек играющий- М.-1992.
- Ягодкина Е. Ю. Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2004
- Сайты
http://www.users.kharkiv.com/ot-vinta/ - центр интеллектуального творчества
http://www.vi.ru/ - возможность поиграть в «Свою игру», «Устами младенца», «Сто к одному».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Клуб интеллектуальных игр"
Шестой год в нашей школе работает Клуб интеллектуальных игр для учащихся 5-11 классов. Цель работы Клуба: "Создание условий для повышения интеллектуального уровня обучающихся и развития по...
Бизнес-план Клуба интеллектуальных игр
Бизнес-план создания ученического кооператива настольных игр и головоломок «Интеллект-клуб »...
Клуб интеллектуально-творческих игр «САЙДАМ»
Интеллектуально-творческие игры стали неотъемлемой частью культурно-исторического пейзажа современного российского общества. При всей укорененности интеллектуально- творческих игр в самых разных, в то...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Кружковая познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть органи...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»
Цель программы: Активизация интеллектуальных интересов учащихся; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных условиях...
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития"
Рабочая пр ограмма социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития" предназначена для педагогов дополнительного образования....