«Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с умственной отсталостью».
учебно-методический материал
При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:
Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Принцип индивидуального подхода – игры и пособия для проявления инициативы подбираются с учетом возможностей детей.
Принцип мобильности-дети всегда могут перенести материал для игры или деятельности в любое место в группе.
В группе созданы условия, необходимые для развития познавательной активности детей, учитывающие следующие факторы:
• предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;
• образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково- познавательной деятельности детей;
• содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
• родители информированы обо всём, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_initsiativa.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с умственной отсталостью.
При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:
Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Принцип индивидуального подхода – игры и пособия для проявления инициативы подбираются с учетом возможностей детей.
Принцип мобильности-дети всегда могут перенести материал для игры или деятельности в любое место в группе.
В группе созданы условия, необходимые для развития познавательной активности детей, учитывающие следующие факторы:
• предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;
• образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково- познавательной деятельности детей;
• содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
• родители информированы обо всём, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Но в связи с особенностями детей полноценной развивающей среды и условий не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Для детей с умственной отсталостью особенно важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.
Наиболее эффективными формами работы, для поддержки инициативы детей в группе являются:
• совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребёнком;
• совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей – опыты и экспериментирование;
• наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;
• совместная деятельность взрослых и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;
• создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития
Коррекционно-развивающие занятия. В процессе непосредственно организованной познавательной детской деятельности учитель-дефектолог поощряет любое проявление активности, инициативы и самостоятельности. Использует большое количество разных приёмов, соответствующих уровню психологического развития каждого ребёнка.
Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. Педагог вместе с детьми решают интересную проблему, проводят опыты с реальными предметами, делают выводы на основе самостоятельных практических действий.
Наблюдение и труд в уголке природы. Педагог активно вводят в образовательно-воспитательный процесс природные объекты и различную деятельность с ними. Это положительно сказывается на познавательной активности и общем психическом состоянии детей.
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. Педагог дает возможность детям самим придумать, как и из чего сделать поделку. При затруднениях, предлагают выбрать материал (напр. из 2-х и более) и показывают возможные способы действий, оставляя конечный выбор за ребёнком.
Самостоятельная деятельность детей. Педагог организовывают детскую самостоятельную деятельность так, чтобы каждый воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.
Сотрудничество с семьёй. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости,
любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Игровая деятельность. В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. В специально организованной педагогом игре воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Ребёнок учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.
Педагоги используют различные виды игр: подвижные, спортивные,
В группе содержательное наполнение предметной среды организовано правильно, используется ряд эффективных методов и приемов, происходит тесное взаимодействие с родителями, организуется совместная практическая деятельности взрослых и детей. Всё это является важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей.
В статье анализируются особенности детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Раскрывается коррекционно – развивающее значение использования малых форм фольклора для развития речи детей с и...
Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.
Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....
Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим
Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...
Коррекционная направленность обучения русскому языку учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Педагогический проект....
«Направления совершенствования процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств».
Педкампус. Итоговая работа по теме "Направления совершенствования процесса обучения умственно-отсталых учащихся с применением программно-методических средств"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения
Паспорт рабочей программы Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...
Рабочая программа дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью 6-7 лет учителя-дефектолога Йова О.В.
Настоящая рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта 6-7 лет. Программа имеет образовательную, коррекционн...