«Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с умственной отсталостью».
учебно-методический материал

Майсюк  Альвина   Мунировна

При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:

Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Принцип индивидуального подхода – игры и пособия для проявления инициативы подбираются с учетом возможностей детей.

Принцип мобильности-дети всегда могут перенести материал для игры или деятельности в любое место в группе.

В группе созданы условия, необходимые для развития  познавательной  активности детей, учитывающие следующие факторы:

•        предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;

•        образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково- познавательной деятельности детей;

•        содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и  интересы детей конкретной группы;

•        родители информированы обо всём, что происходит в жизни ребенка: чем он  занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_initsiativa.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с умственной отсталостью.

При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:

Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Принцип индивидуального подхода – игры и пособия для проявления инициативы подбираются с учетом возможностей детей.

Принцип мобильности-дети всегда могут перенести материал для игры или деятельности в любое место в группе.

В группе созданы условия, необходимые для развития  познавательной  активности детей, учитывающие следующие факторы:

•        предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;

•        образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково- познавательной деятельности детей;

•        содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и  интересы детей конкретной группы;

•        родители информированы обо всём, что происходит в жизни ребенка: чем он  занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

Но в связи с особенностями детей полноценной развивающей среды и условий не достаточно, чтобы у  детей повысился уровень познавательной активности. Для детей с  умственной отсталостью  особенно важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной  деятельности.

Наиболее эффективными формами работы, для поддержки инициативы  детей в группе являются:

•        совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребёнком;

•        совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей – опыты и экспериментирование;

•        наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;

•        совместная деятельность взрослых и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;

•        создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

Коррекционно-развивающие занятия. В процессе непосредственно  организованной познавательной детской деятельности учитель-дефектолог поощряет любое проявление активности, инициативы и самостоятельности. Использует большое  количество разных приёмов, соответствующих уровню психологического развития каждого ребёнка.

 Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. Педагог вместе с детьми решают интересную проблему, проводят опыты с реальными предметами, делают выводы на основе самостоятельных практических действий.

Наблюдение и труд в уголке природы. Педагог активно вводят в образовательно-воспитательный процесс природные объекты и различную деятельность с ними. Это положительно сказывается на познавательной активности и общем психическом состоянии детей.

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. Педагог дает возможность  детям самим придумать, как и из чего сделать поделку. При затруднениях, предлагают выбрать  материал (напр. из 2-х и более) и показывают возможные способы действий,  оставляя конечный выбор за ребёнком.

Самостоятельная деятельность детей. Педагог организовывают детскую самостоятельную деятельность так, чтобы каждый воспитанник упражнял себя в  умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться  поставленной цели.

Сотрудничество с семьёй. Организуемая с семьей работа помогает нацелить  родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости,

любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный  процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Игровая деятельность. В игре создаются наиболее благоприятные условия  для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся  онтогенетических недостатков. В специально организованной педагогом игре воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Ребёнок учится  действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.

Педагоги используют различные виды игр: подвижные, спортивные,

В группе содержательное наполнение предметной среды организовано  правильно, используется ряд эффективных методов и приемов, происходит тесное  взаимодействие с родителями, организуется совместная практическая  деятельности взрослых и детей. Всё это является важными условиями  поддержания и развития детской познавательной активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей.

В статье анализируются особенности детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Раскрывается коррекционно – развивающее значение использования малых форм фольклора для развития речи детей с и...

Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....

Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим

Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...

«Направления совершенствования процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств».

Педкампус. Итоговая работа по теме "Направления совершенствования процесса обучения умственно-отсталых учащихся с применением программно-методических средств"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Рабочая программа дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью 6-7 лет учителя-дефектолога Йова О.В.

Настоящая рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта 6-7 лет. Программа имеет образовательную, коррекционн...