Методическая разработка "Трудовое воспитание с элементами экономики"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Проблема трудового воспитания детей является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен.
Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно делать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».
У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, и именно трудом созданы все материальные и духовные блага: воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).
Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.docx | 48.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое учреждение «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п. Славянка»
Методическая разработка
«Трудовое воспитание
с элементами экономики»
Автор – составитель:
воспитатель: Нетеребская В.А.
Пояснительная записка
Актуальность. Проблема трудового воспитания детей является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен.
Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно делать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».
У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, и именно трудом созданы все материальные и духовные блага: воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).
Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.
Цель: формирование у воспитанников навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.
Задачи:
- Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
- Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
- Развивать трудовые умения и планировать свою работу.
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувства долга и ответственности, честности.
- Воспитывать умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимовыручку.
При реализации программы используются следующие методы:
- метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум;
- метод стимулирования: поощрение, авансирование, создание ситуации успеха;
- игровой метод.
Формы реализации программы:
- уроки трудолюбия;
- конкурсы – лучший участок, лучшая группа;
- экскурсии, рассказ, беседы;
- практическая деятельность.
Планируемые результаты:
- знают свои положительные и отрицательные черты;
- умеют давать себе правильную самооценку;
- умеют принимать и оказывать помощь, понимать других и правильно их оценивать;
- владеют навыками самообслуживания;
- умеют правильно планировать свой труд;
- умеют правильно распоряжаться своими деньгами;
- имеют общие представления о мире профессий;
- сформирована потребность трудиться.
Программа рассчитана на детей 10-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 – 45 минут, 4 занятия в месяц.
Мониторинг:
- Диагностический этап:
- Тестирование(Приложение 1,2);
- Анкетирование(Приложение 3);
- опрос.
2.Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий сформированность качеств труженика.
3.Практический этап:
- итоговое занятие «День чистоты» (конкурсы);
- квесты;
- мастер- классы.
Календарно-тематическое планирование 1год реализации программы
Сроки проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
Сентябрь 3 неделя | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№ 3 | Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников. | Тестирование, анкетирование |
4 неделя | Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 | Выявить знания о различных профессиях. | Тестирование |
Октябрь 1 неделя | Труд в почете любой, мир профессий большой» | Формировать положительное отношение у воспитанников к труду взрослых людей. | Фильм о различных профессиях |
2 неделя | «Делу время-потехе час» | Учить обдуманно и целесообразно распределять свое время | Игровое развивающее занятие |
3 неделя | Что помогает содержать вещи в порядке | Учить следить за внешним видом. Оказывать друг другу помощь в устранении непорядка во внешнем виде. | Практическое занятие |
4 неделя | Моя будущая профессия | Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе. | Познавательное занятие-беседа |
Ноябрь 1 неделя | «Я – умею» | Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке | Практическое занятие |
2 неделя | «Так много всего нас окружает…» | Разнообразный мир вещей. Вещи, которые нас окружают. Как ими пользоваться и ухаживать за ними. | Познавательное занятие - практикум |
3 неделя | Кормушка для пернатых друзей | Обсуждение и изготовления кормушек. | Практическое занятие |
4 неделя | Как подготовить дом к холодному периоду года | Формировать положительное отношение к ведению домашнего хозяйства. | Практическое занятие |
Декабрь 1 неделя | Волшебный мир | Обсуждение и изготовления новогодних поделок. | Ручной труд |
2 неделя | Правильно питаться – здоровым оставаться! | Пищевые продукты (полезные и вредные). Понятие «режим питания». | Развивающее занятие |
3 неделя | Дерево желаний. | Развивать воображение и фантазию, умение заглянуть вбудущее. | Игра – викторина |
4 неделя | Творческое воображение. | Украшаем группу | Коллективный труд. |
Январь 1 неделя | Моё любимое занятие. | Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке. | Практическое занятие. |
2 неделя | «Улыбнёмся друг другу». | «Моё настроение и настроение моих друзей. | Игровое занятие – беседа. |
3 неделя | Уборка снега на участке. | Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищам. | Коллективный труд. |
4 неделя | Мелкий ремонт одежды. | Совершенствовать навыки ручного труда. Закреплять умения пользоваться инструментами и материалом. | Ручной труд. |
Февраль 1 неделя | «Природа – наш чудесный дом». | Взаимосвязи в природе. Причина и следствие. Экологические правила. Человек – часть природы. Правила экологической безопасности. | Занятие-путешествие |
2 неделя | Что таит в себе волшебница зима? | Зимние изменения в природе. Красота зимнего времени года. Экологические связи. Жизнь и деятельность человека зимой. | Занятие в форме литературно-музыкальной композиции |
3 неделя | Защитники отечества». | Участие в конкурсе. | Рисунки Поделки |
4 неделя | «Почему мы болеем?» | Болезнь. Причины болезни. Понятия «анатомия», «физиология», «гигиена». | Комбинированное занятие |
Март 1 неделя | Дружба с веником и тряпкой. (Как я могу сам себя уговаривать?) | Учить поддерживать порядок и чистоту, начатое дело доводить до конца. | Коллективный труд |
2 неделя | Женский день | Поздравление, праздничный концерт | Поделки Открытки Поздравления |
3 неделя | Можно ли быть свободным без ответственности | Обсуждения значение слов «свобода» и «ответственность» | Беседа-обсуждение. |
4 неделя | Уж в воздухе парит дыхание весны. | Весенние изменения в природе. Жизнь и деятельность человека весной. | Беседа-занятие с элементами рисования |
Апрель 1 неделя | Что умеют делать мальчики. | Поручения для мальчиков. Как быть настоящим мужчиной. Что я уже умею делать и чему надо учиться. | Практическое занятие |
2 неделя | Что умеют делать девочки | Поручения для девочек. Как быть настоящей хозяйкой. Что я уже умею делать и чему мне надо учиться. | Практическое занятие |
3 неделя | «Что говорит народная мудрость о дружбе?». | Пословицы и поговорки о дружбе. Понятие «культура общения». Правила общения со взрослыми и сверстниками. | Беседа-чтение |
4 неделя | Трудовой десант. | Уборка территории. | Коллективный труд. |
Май 1 неделя | Тест «Зачем нужен труд»Приложение№1 Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№3 | Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец) | Тестирование, анкетирование |
2 неделя | «День чистоты» | Воспитанники применяют теоретические знания и практические навыки. | Итоговое занятие, конкурсы |
Календарно-тематическое планирование 2 год реализации программы
Сроки проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
Сентябрь 3 неделя | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№ 3 | Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников. | Тестирование, анкетирование |
4 неделя | Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 | Выявить знания о различных профессиях. | Тестирование |
Октябрь 1 неделя | Домашнее хозяйство.Первоначальное представление о потребностях | Иметь представление о семье,о совместном ведении хозяйства | Занятие -игра |
2 неделя | Правила учебного труда. Я дежурный в группе. | Учить поддерживать порядок и чистоту, начатое дело доводить до конца. | Практическое занятие |
3 неделя | Золотая осень | Сбор природного материала, изготовления поделок | Труд в природе. Выставка поделок |
4 неделя | Давайте постираем и погладим! | Воспитывать бережное отношение к личным вещам. | Беседа Практика |
Ноябрь 1 неделя | «Веселая викторина о профессиях» | Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе. | Викторина |
2 неделя | Дело мастера боится. | Формировать у воспитанников убеждение в общественной значимости бытового труда | Коллективный труд |
3 неделя | Карманные деньги. | Учимся грамотно распоряжаться денежными средствами. | Поход в магазин. |
4 неделя | Литературный час. | Убеждать воспитанников в пользе чтения, это тоже своего рода труд. | Посещение библиотеки. |
Декабрь 1 неделя | «Мастера игрушек» | Изготовления поделок из цветной бумаги, фольги бросового материала для украшения группы. | Ручной труд |
2 неделя | Успех в наших руках. | Формировать у воспитанников навыки и умение достигать цели. Помнить, что труд-украшает человека. | Беседа. Практика. |
3 неделя | Я рисую свою мечту. | Развивать воображение и фантазию, умение заглянуть вбудущее. | Рисунок - рассказ |
4 неделя | Любимые блюда | Праздничное меню | Обсуждение. Выбор. |
Январь 1 неделя | Уборка снега на участке. | Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищам. | Коллективный труд. |
2 неделя | От лени болеют. От труда здоровеют. | Закреплять умения планировать деятельность, грамотно давать оценку своей деятельности. | Занятие-практикум с игровыми элементами |
3 неделя | Дом, в котором буду жить. | Вызвать желание в будущем планировать свою семью. | Рассказ-беседа с элементами рисования |
4 неделя | «В зимнюю лесную сказку попаду, от красот природы глаз не отведу». | Изменения в зимнем лесу. Восхищение красотой зимнего леса. Значение леса для жизни и здоровья человека. Как готовиться к лесной прогулке в зимнее время года. | Коррекционно-развивающее занятие-путешествие |
Февраль 1 неделя | «Зимой мы будем угощаться тем, что осенью собрали». | Практикум «Поваренок» | Приготовление блюд из овощей. |
2 неделя | Передай добро по кругу». | Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому. | Беседа |
3 неделя | Доходы и расходы. | Иметь представление о товаре, цене товара,о доходах и расходах в семье | Практическое занятие |
4 неделя | Соотношение желаний, потребностей и возможностей. | Иметь представление на бытовом уровне обэкономических понятиях: банк, сбережения, вклад, прибыль, банковский счет | Экскурсия в банк. |
Март 1 неделя | Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда | Иметь представление на бытовом уровне об экономических понятиях:запасы,прибыль,хозяйство,затраты. | Практическое занятие- игра. |
2 неделя | Акция: «Самая уютная группа» | Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. | Коллективный труд. |
3 неделя | Наказание и поощрение. Жизнь по законам, принятым в обществе. | Наказание и поощрение. Виды наказаний и поощрений. Правила поведения, принятые в обществе. | Правовое практическое занятие. |
4 неделя | Трудовой десант. | Уборка территории. | Коллективный труд. |
Апрель 1 неделя | Акция: «Международный день Земли». | Познакомить с историей праздника.Воспитывать заботу об окружающей среде, бережное отношение к ней. | Занятие-беседа. |
2 неделя | Огород на окне. Вырастим огурцы». | Рассказать, что нужно знать и какие семена выбрать, чтобы вырастить урожай. | Занятие-практикум |
3 неделя | «Курение, алкоголь, ПАВ – убийцы человека». | Вредные привычки. Зависимость. Вред, который несут курение и алкоголь. Как преодолеть зависимость от ПАВ (психически активных веществ). | Занятие-беседа |
4 неделя | Огород на окне. | Ухаживаем за растениями. | Коллективный труд. |
Май 1 неделя | Тест «Зачем нужен труд»Приложение№1 Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№3 | Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец) | Тестирование, анкетирование |
2 неделя | Трудовой квест | Воспитанники применяют теоретические знания и практические навыки. | Итоговое занятие |
Список литературы:
1.ЗайцеваО.В.,КарповаЕ.В. «На досуге: труд в школе,дома, во дворе».
2. Лосева О.А. «Режим и организация труда».
3. Кушакова О.А. «Воспитать себя».
4. Петровский А.В. «Что мы знаем и чего не знаем».
5. БурР.С.,ГодинаГ.Н «Учите детей трудиться».
6. Бур Р.С. «Воспитание детей трудом».
7.Михалушкин А.Н. «Основы экономики».
8.Липсиц И.В. «Экономика».
Приложение 1
Тест «Зачем нужен труд»
1.Можно ли прожить, всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:
а) интересной и полезной людям – 3 балла
б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Результаты оценивания:
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8- 11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов
Приложение 2
Тест «Какая это профессия?»
1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
- художник
-оформитель
-маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
- печет хлеб
-выращивает хлеб – 1 балл
-сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
- строитель
-чертежник
-архитектор -1балл
4. Представитель, какой профессии лечит животных?
-врач
- животновод
-ветеринар – 1 балл
5.Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Результаты оценивания:
Высокий уровень – 15и более баллов
Средний уровень – 10-14 баллов
Низкий уровень – 9 и менее баллов
Приложение»3
Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»
Личная гигиена |
|
Питание |
|
Одежда и обувь |
|
Жилище |
|
Результаты оцениваются по следующим показателям:
1 балл - не ответил на заданный вопрос
2 балла - ответил, но не смог полно обосновать свой ответ
3балла - дал полный, развернутый ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида
Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономически...
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математика с элементами экономики» в 10 классе школы VIII вида
Из опыта работы: Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математика с элементами экономики» в 10 классе школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математика с элементами экономики» в 11 классе школы VIII вида
Из опыта работы: Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математика с элементами экономики» в 11 классе школы VIII вида...
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные в...
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ)
В статье рассматриваются проблемы и опыт работы с детьми имеющими умственную отсталость лёгкой степени, что является также актуальным как и для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости....
План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс)
План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс) по теме "В отделении Сбербанка"....
Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...