5.5. Технология проблемного обучения.
презентация к уроку

Курносова Татьяна Анатольевна

Материалы по использованию на уроках математики технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вывод формул

Тема "Площадь трапеции" 8 класс

При выводе формулы для вычисления площади трапеции я предлагаю учащимся воспользоваться ранее изученными формулами для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей.
Ребята предлагают различные способы:
а) провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников;
б) провести две высоты и найти площадь трапеции как сумму площадей прямоугольника и двух прямоугольных треугольников;
в) провести прямую, параллельную боковой стороне трапеции и найти площадь трапеции как сумму площадей параллелограмма и треугольника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО.

Слайд 2

Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И. Я. Лернер

Слайд 3

Сущность технологии проблемного обучения: Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат. На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат. Для учителя работа по федеральным государственным образовательным стандартам — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учеников это — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.

Слайд 4

Сущность технологии проблемного обучения: Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности. Суть проблемного обучения состоит в организации педагогом для учащихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций, их принятия и решения в процессе совместной взаимодействия учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников и общем направляющем руководстве педагога.

Слайд 5

Сущность технологии проблемного обучения: Деятельность учителя и ученика в условиях проблемного обучения Деятельность учителя Деятельность ученика -создает проблемную ситуацию -организует размышление над проблемой и ее формулировкой -организует поиск гипотезы - организует проверку гипотезы - организует обобщение результатов и применение полученных знаний -осознают противоречия -формулирует проблему - выдвигают гипотезы, объясняющие явления -проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач -анализируют результаты, делают выводы -применяют полученные знания

Слайд 6

Сущность технологии проблемного обучения: В структуре урока при проблемном обучении принято выделять четыре основных этапа : 1) осознание проблемной ситуации; 2) анализ ситуации и формулировка проблемы; 3) решение проблемы: выдвижение гипотез и обоснование путей решения, отбор наиболее логичных гипотез и их последовательная проверка; 4) проверка правильности решения.

Слайд 7

Сущность технологии проблемного обучения: Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. При создании проблемных ситуаций учителю следует руководствоваться правилами : - каждое задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет ученик; - то неизвестное, которое нужно «открыть» ученику при разрешении проблемной ситуации, должно подлежать усвоению, способствовать формированию действительно важных знаний и умений; - выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика интерес, потребность в усваиваемом знании.

Слайд 8

Сущность технологии проблемного обучения: Десять способов создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы. Организация межпредметных связей. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Слайд 9

Применение технологии проблемного обучения: Варианты создания проблемных ситуаций через: умышленно допущенные учителем ошибки; использование занимательных задач; решение задач, связанных с жизнью; решение задач на внимание и сравнение; различные способы решения одной задачи; выполнение небольших исследовательских заданий.

Слайд 10

Применение технологии проблемного обучения: 1) Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки. По мнению учеников, учитель все знает и никогда не ошибается. Все утверждения, доказательства, объяснения учителя практически никогда не подвергаются сомнениям со стороны учеников. Именно на этом факте основана данная проблемная ситуация. Пример 1. Тема: «Линейные уравнения» (алгебра 7 класс) Решить уравнение и выполнить проверку Прописываю решение уравнения на доске, проговаривая процесс решения. на доске: : 2(х-6)=-34 2х-6=-34 2х=-34+6 2х=-28 х=-28:2 х=-14

Слайд 11

Применение технологии проблемного обучения: 2) Создание проблемных ситуаций через использование игровых ситуаций и занимательных задач Пример . Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» (алгебра 9 класс) Изучение вопроса о сумме n –первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму Проблемная ситуация : как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел? Решение проблемы (1 + 100) · 50 = 5050 Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.

Слайд 12

Применение технологии проблемного обучения: Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью Пример . Тема: «Масштаб» (математика 6 класс) Ситуационное задание: «Вычисление количества денежных средств на перевозку учащихся на автобусе». Задачная формулировка. Три раза в день, шесть раз в неделю учеников отдаленной территории забирает автобус и отвозит в школу. Сколько денежных средств необходимо выделить школе на бензин, чтобы дети не пропускали учебные занятия в школе? Необходимо рассчитать километраж маршрута по карте города. По данным источникам вычислить расходы на бензин.

Слайд 13

Применение технологии проблемного обучения: 3) Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания): 1. Карта города. 2. Примерный расход бензина на километр автобуса (ПАЗ). 31,6 л/100 км. 3. Стоимость бензина: 28,30 рублей. Длина пути: 16,1 см на карте. Масштаб карты: 1 : 700 (1 см = 700 метров). Измерить: 1. Длину пути 16, 1 см. 2. Выразить его в километрах: 16,1 · 700 = 11,27 км. 3. Найти сколько километров в день проходит автобус: 11, 27 · 6 = 67,62 км. 4. В неделю: 67,62 · 6 = 405,72 км. 5. В месяц: 405,72 · 4 = 1622,88 км. 6. Количество бензина: 1622,88 · 31,6/100 = 512,83 литра на месяц. 7. Стоимость всего бензина: 512,83 · 28,3 = 14512,81 рублей.

Слайд 14

Применение технологии проблемного обучения: 4) Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий. Пример . Тема: «Функция у=ах 2 , её графики свойства». (алгебра 9 класс) Учащимся предлагается построить попарно графики функций у=2х 2 и у= -2х 2 и, опираясь на непосредственное изображение графиков, заполнить таблицу : Свойства функции у=2х 2 (у=ах 2 , а>0) у= -2х 2 (у=ах 2 , а<0) 1.Область определения функции 2.Область значения функции 3.Нули функции 4.График функции и его расположение 5.Промежутки возрастания и убывания функции

Слайд 15

Применение технологии проблемного обучения: 5) Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение. Тема: «Сумма углов треугольника» (геометрия 7 класс) Учитель читает условие задачи, ученики анализируют его и выявляют ошибки, тем самым мы можем проверить учеников на внимательность. В данных задачах следует вспомнить теорему о сумме углов треугольника, полагаясь на данную теорему, мы придем к выводу, что не все условия задач поставлены корректно, тем самым некоторые треугольники не существуют. Пример 1. Построить треугольник по трем заданным углам: Пример 2. Два угла треугольника равны 121º и 59º. Найти величину третьего угла. Пример 3. В треугольнике АВС найдите неизвестные углы, если на больше , а .

Слайд 16

Применение технологии проблемного обучения: 6) Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному. Пример 1. Тема: «Формулы сокращённого умножения» (алгебра 7 класс) Учитель дает задание, пытаясь запутать учеников. Вычислите: (3 ٠ 4) 2 =3 2 ٠ 4 2 =9 ٠ 16=144 (5 ٠ 6) 2 =5 2 ٠ 6 2 =25 ٠ 36=900 (8 : 2) 2 =8 2 : 2 2 =64 : 4=16 (3 : 9) 2 =3 2 : 9 2 = = (5 + 6) 2 =5 2 + 6 2 =25 + 36=61 Решим последний пример, соблюдая порядок действий в вычислениях: (5 + 6) 2 =11 2 =121 Имеем: (5 + 6) 2 ≠5 2 +6 2

Слайд 17

Применение технологии проблемного обучения: 7) Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи. Тема: «Распределительный закон умножения относительно сложения» (математика 5 класс) Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду? Решение. 1 способ. 2 способ. (7 + 5) ٠ 10 = 120 7 ٠ 10 + 5 ٠ 10 = 120 Ответ: 120 деревьев. Задача 2. Две автомашины одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км в час. Через 3 часа автомашины встретились. Какое расстояние между пунктами, из которых выехали автомашины? Решение. 1 способ. 2 способ. (80 + 60) ٠ 3 = 420 80 ٠ 3 + 60 ٠ 3 = 420 Ответ: 420 км

Слайд 18

Применение технологии проблемного обучения: 8) Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий. Пример . Тема «Длина окружности» (математика 5 класс) Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С= πd , d - это диаметр окружности. Вопрос: а что же такое π ? Работаем в парах, выполняя необходимые измерения. 1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу. 2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу. 3.Найдите значение π , как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором 4.Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу. № опыта Длина окружности Диаметр π 1 С 1 d 1 2 С 2 d 2 3… С 3… d 3

Слайд 19

Заключение. В процессе изучения принципов развивающего обучения, применения его элементов на уроках, я пришла к выводу, что создание проблемных ситуаций в процессе обучения математике позволяет развивать мышление учеников, активизирует их деятельность на уроке, способствует их интеллектуальному развитию. Создание проблемных ситуаций на уроках математики способствует формированию системы универсальных учебных действий учащихся. Цели и задачи технологии проблемного обучения полностью соответствуют требованиям ФГОС. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Необходимо давать ученику возможность экспериментировать и не бояться ошибок, учить отстаивать собственное мнение, воспитывать смелость быть не согласным с учителем.

Слайд 20

Заключение. Преимущества проблемного обучения: это наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности. К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что на осмысление проблемной ситуации и поиски путей решения выхода из нее уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

Слайд 21

Заключение. Но проблемные уроки очень эффективны и нравятся детям. Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую анализировать, планировать, делать выводы, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции . Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках математики способствует воспитанию творческой личности, способной к поиску и исследованию.



Предварительный просмотр:

1.Урок изучения нового материала и первичного закрепления в 6 классе: «Умножение положительных и отрицательных чисел»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с правилами умножения положительных и отрицательных чисел.

2. Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

3. Способствовать формированию у учащихся умения работать в коллективе, умения обосновывать свою точку зрения.

4. Побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю.

Ход урока.

 Вступительное слово учителя Китайская мудрость гласит: “В своей жизни человек должен сделать обязательно три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына”. Сегодня на уроке мы с вами будем выращивать необыкновенное дерево – дерево Знаний. Чтобы вырастить дерево, необходимо посадить зернышко. Для вас зернышко – это то, что вы уже знаете. И это лишь маленькая часть того, что вам предстоит узнать за годы учебы в школе. Но именно от этой частички зависит, каким сильным и крепким будет наше дерево. Чем глубже и прочнее ваши знания, тем выше и сильнее наше дерево. А посадим мы это зернышко, выполнив следующее задание.

1. Работа по рядам (2 ряда), учащиеся выполняют задание 1

А сейчас мы с вами сыграем в игру «Веришь – не веришь».

Я буду читать математические предложения, а вы с помощью карточек «Да» и «Нет» должны будете согласиться со мной или не согласиться.

2. Верите ли Вы, что…

1. положительные числа – это числа, расположенные на числовой прямой правее нуля?

2. при сложении двух отрицательных чисел получается положительное число? 3. произведение двух положительных чисел есть число положительное?

4. числа, записанные со знаком «минус», называются отрицательными?

5. при умножении числа на нуль получается тоже самое число?

6. модули противоположных чисел равны?

7. сумма противоположных чисел равна нулю?

Какие математические понятия вы услышали в предложениях математического диктанта «Веришь – не веришь»? (термины «модуль» и «противоположные числа» появляются в корне дерева). Любому дереву требуется полив. Вода – источник жизни. И над нашим деревцем сгустились тучки. Пусть же пройдет благодатный дождь, и вы этому поможете, выполнив следующую работу в группах. По ответам, полученным в группах, тучки переворачиваются, открывая тему урока.

Учитель предлагает учащимся выполнить следующие задания.

1. Заменить сумму произведением:

15 + 15 + 15 + 15 + 15 + 15

 2,5 + 2,5 + 2,5 + 2,5

 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1

 2. При выполнении данного задания работаем по вариантам.

1 вариант – замените сумму произведением.

2 вариант – найдите значение выражения.

(- 1) + (- 1) + (- 1) (- 1) + (- 1) + (- 1) + (- 1) (- 1) + (- 1) + (- 1) + (- 1) + (- 1) Сравните результаты.

Продолжите ряд равенств, записав еще два. Назовите второй множитель и произведение в каждом равенстве. Что вы заметили? Какие числа мы можем брать вторым множителем? Найдите значения следующих выражений: 3 х (- 1); 5 х (- 1); 7 х (- 1). Сформулируйте правило, по которому вы находили значения данных выражений. Посмотрите в учебнике, как это правило формулирует автор учебника. 3. Исследовательская задача: (- 5) х 3 Любое исследование выполняется по следующему плану: 1. Постановка задачи. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Описание действий. 4. Анализ результатов. 5. Вывод. После проделанной работы, учащиеся сравнивают свой вывод с правилом умножения чисел с разными знаками, предложенным автором учебника. 4.Закрепление темы Задание: Заполнить таблицу: а 11 -12 10 -6 0 -9 -15 7 в 8 3 -10 -30 -16 1 -1 -1 а*в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...