Эссе "Как я научилась справляться с "выгоранием"
статья

Сухоребрик Оксана Анатольевна

Мои размышления о том, почему я работаю учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сухоребрик Оксана Анатольевна

МОУ-СОШ села Звонарёвка,

Как я научилась справляться с «выгоранием»

Профессия изначально

должна быть актом любви.

И никак не браком по расчёту.

Харуки Мураками

Прошло двадцать лет с тех пор, как я впервые переступила порог школы в качестве педагога. У меня были молодость и огромное желание посвятить свою жизнь детям. В то время я даже мысли не допускала о том, что огонь, который горит во мне, может когда-нибудь погаснуть. Школьная круговерть сразу же захлестнула меня, каждый новый день не был похож на предыдущий. Но работа педагога не совсем и не всегда прекрасна. Были слезы, были критические ситуации, было много негатива. Зато теперь я могу сказать с уверенностью, что после дождя всегда появляется радуга.

Так сложилось, что, будучи учителем-словесником, за свою педагогическую деятельность мне удалось попробовать себя в различных сферах: социальный педагог, учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель информатики и вот, наконец, то, к чему я все эти годы шла – учитель русского языка и литературы. Каждый раз, осваивая новое, мне приходилось учиться, учиться и учиться. Постоянные курсы и семинары стали для меня неотъемлемой частью жизни и работы. Я стремилась их посещать, потому что для меня это всегда были встречи с интересными и позитивными людьми, влюблёнными в свою профессию. Мне посчастливилось познакомиться с теми, кто горел и горит своей работой и дарит свою позитивную кипучую энергию окружающим. Я восхищалась их умением зажигать людей вокруг себя, освещать своей деятельностью порой безрадостные школьные будни. Мне всегда везло на общение с такими людьми, и я с теплотой вспоминаю этих педагогов и ценные советы, которые получила от них.  

А ещё я для себя открыла вебинары и онлайн курсы. Это очень удобно, находясь в комфортных домашних условиях, получать новую информацию, развиваться и расти в профессиональном плане.  Я считаю, что каждый педагог должен постоянно совершенствоваться, тем более сейчас для этого есть огромные возможности. И я придумала для себя первое правило: не сиди на месте, а постоянно развивайся и учись, встречайся с позитивными профессионалами, которые смогут разжечь гаснущий в тебе огонёк.

 Я никогда не ставила перед собой цель сделать карьеру или заработать много денег, для меня всегда главным было желание поделиться своими знаниями и умениями с детьми, а от них я получала тот позитив, который меня подпитывал в моей работе. Конечно, деньги имеют немаловажное значение, но одержимость финансовой стороной вопроса никогда не сделает вас учителем, к которому хотят идти дети не только на урок, но и для того, чтобы пообщаться с вами, получить мудрый совет, поделиться переживаниями или просто потому, что им с вами комфортно. Поэтому появилось второе правило: в первую очередь люби свою работу, а не деньги, которые ты за нее получаешь.

Но всё же, какие бы хорошие отношения не были с учащимися, немаловажное значение имеет педагогический коллектив. Атмосфера в коллективе очень сильно влияет на эмоциональное состояние каждого его члена, поэтому очень важно, чтобы администрация грамотно формировала эту атмосферу. Взаимовыручка, поддержка, а иногда и сострадание – это то, чего так не хватает в современном обществе. А если ты знаешь, что твой коллектив тебя всегда поддержит и поможет, тебе никогда не придёт в голову мысль о том, чтобы поменять свое окружение. Отношения в коллективе, построенные на взаимовыручке, уважении и честности, повышают эффективность работы. Я поняла, что даже если тебя окружают не очень хорошие люди, всегда найдётся тот человек, который сможет оказать поддержку и протянет руку помощи, поэтому надо ценить теплые и доверительные отношения.

Порой очень трудно удержаться, чтобы в конце рабочего дня не поругать членов администрации или кого-нибудь из коллег, но нельзя позволять себе этого: надо уважать тех, кто тебя окружает, а если что-либо не устраивает, надо набраться смелости и тактично сказать об этом в лицо. Я сказала себе: «Ты часть своего коллектива, и какой он есть, зависит и от тебя тоже». Вот и третье правило: принимай участие в формировании своего коллектива или принимай его таким, какой он есть.

Окружение на работе и домашнее окружение – две неотъемлемые составляющие успешности педагога. Иногда очень сложно найти баланс между личной жизнью и работой, а ведь именно поддержка родных помогает справиться с профессиональными трудностями. И следующее правило гласит: всегда находи время для своей семьи, всегда помни о родных и близких, потому что ты нужна им, а они нужны тебе.

Я – мама троих детей, и так случилось, что моя школьная педагогическая деятельность прерывалась на педагогическую деятельность в семье. Каждый раз, выходя после этого на работу, я как будто начинала вновь: опять всё горело в руках, на работу бежала как в первый раз. Теперь я понимаю, что возможность дистанцироваться хотя бы на короткое время позволяет быстрее восстановиться и ведёт к повышению производительности труда. Конечно, не у каждого есть возможность таким способом как мой прерывать свою деятельность, но у каждого педагога есть целых два месяца отпуска, вот и надо их полноценно использовать, чтобы в новый учебный год работа была в радость. Каждый знает, что после хорошего отдыха всегда хочется с новыми силами и энтузиазмом приступать к выполнению работы и добиваться новых вершин и результатов. Вот и еще одно правило: надо делать паузы в рабочем процессе, надо научиться переключаться от рабочих проблем, а в этом хорошо помогают разнообразные увлечения, физические упражнения, прогулки на природе. Я, например, очень люблю собирать грибы и ловить рыбу. Каждый может найти для себя то, что придаст ему силы.

Вот так, следуя этим простым правилам, я научилась не «выгорать» на работе. Конечно, я солгу, если скажу, что у меня никогда не было желания бросить всё и уйти в другую сферу. Да, были такие мысли и не один раз, но меня всегда останавливало то, что я люблю свою профессию, люблю то, чем занимаюсь и получаю от этого огромное удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стресс и как с ним справляться

рекомендации для учеников...

Памятка для родителей и педагогов "Справляемся с гневом"

При депрессии люди часто испытывают сильное чувство гнева. Люди, для которых характерно подавленное состояние, становятся раздражительными и по малейшему поводу выходят из себя. Итак, первым шагом к п...

Как научить ребёнка справляться со стрессом.

Проект "Родителям о главном"....

Родительская конференция «Как научить сына или дочь справляться со стрессом».

Родительская конференция«Как научить сына или дочь справляться со стрессом».(для родителей учащихся десятых классов) Цели: определить вместе с родителями способы помощи детям при стре...

Ответы у доски, как научиться справляться с тревогой и волнением

laquo;Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к дос­ке - сразу все из головы вылетает... Мычу что-то невразумительное Руки, ноги, как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Тут во...