«Обучение рассказыванию детей с ОНР»
материал (5 класс)
Обучение составлению рассказов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование мнемотаблицы (модели) текста и разного рода упражнений по составлению и распространению предложений.
Теперь подробно поговорим о том, какие приемы и методы можно использовать при обучении детей. Естественно, что обучение должно вестись от простого к сложному. При этом необходимо помнить, что любой текст состоит из предложений. Соответственно общее впечатление от рассказа будет зависеть от того, насколько правильно и красиво построено каждое предложение. Чтобы научить ребенка строить предложения используются следующие приемы:
— придумывание предложений по картинке (по одно картинке можно придумать и несколько предложений);
-распространение предложений (просим ребенка «украсить» предложение);
-придумывание предложений по опорным словам и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_cht._i_pisma.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение рассказыванию детей с ОНР»
Учитель-логопед Оганесян С.Г.
Обучение составлению рассказов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование мнемотаблицы (модели) текста и разного рода упражнений по составлению и распространению предложений.
Теперь подробно поговорим о том, какие приемы и методы можно использовать при обучении детей. Естественно, что обучение должно вестись от простого к сложному. При этом необходимо помнить, что любой текст состоит из предложений. Соответственно общее впечатление от рассказа будет зависеть от того, насколько правильно и красиво построено каждое предложение. Чтобы научить ребенка строить предложения используются следующие приемы:
— придумывание предложений по картинке (по одно картинке можно придумать и несколько предложений);
-распространение предложений (просим ребенка «украсить» предложение);
-придумывание предложений по опорным словам и др.
Пересказ является одним из самых простых видов связного высказывания, особенно, если при этом есть опора на наглядность. Так как ребенку не нужно думать над структурой, подбором лексических и грамматических средств выражения мыслей, ведь они уже содержатся в тексте.
При обучении детей описательному рассказу удобно использовать схемы, позволяющие выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти (такие схемы разработаны Т.А. Ткаченко). С помощью схем можно составлять не только рассказы, но и загадки, сравнивать несколько предметов. Такие игры, как «Оживление фотографии», «Напиши картину словами» также являются основой для составления описательных рассказов, но являются более сложными, т.к. там отсутствует опора на наглядность или она минимальна.
Чтобы составить повествовательный текст, проще всего использовать схему, отражающую цепную структуру текста. Вот пример такого рассказа.
Лакомка
Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед.
Запах меда шел из малинника.
В малиннике стоял улей.
Улей охраняли пчелы.
Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.
Теперь мурка близко не подходит к меду.
Серия сюжетных картин так же помогает ребенку составить повествовательный рассказ.
Примерный рассказ:
Митя давно мечтал о щенке. И вот радостный день настал. Папа и Митя купили щенка. Они пришли из зоомагазина и принесли свою покупку домой. Их встречает мама. Она радуется появлению нового члена семьи. А старая рыжая кошка Анфиса неприятно удивлена этим событием.
Митя принес щенка в свою комнату, где для него уже были приготовлены корзинка и матрасик. Мальчик гладит щенка и ласково разговаривает с ним. Он решил назвать своего нового друга Малышом. Папа и мама смотрят, как мальчик гладит Малыша. А Анфиса сидит на кровати и злится. Ей совсем не нравится, что у мальчика появился новый друг.
Наступила ночь. Митя крепко спит в своей кроватке, а грустный Малыш сидит рядом с корзинкой и тихонько поскуливает. Это его первая ночь без мамы. Ему страшно и одиноко. Кошка с интересом смотрит на щенка из-за шторы.
И, наконец, кошка не выдержала. Ей стало жалко Малыша. Она подошла к нему и легла на ковер. Малыш обрадовался и улегся рядом с ней. Анфиса лижет щенка, а он закрыл глаза и успокоился. Так Анфиса и Малыш подружились.
При работе с серией сюжетных картин можно дополнительно дать задания на установление последовательности событий, придумать окончание рассказа или любой другой части, т.е. показывать не все картинки.
Когда рассказывание по серии сюжетных картин освоено, ребенку предлагают придумать рассказ по одной сюжетной картине. Здесь не обойтись без вопросов, которые помогут ребенку понять сюжет, будут служить планом к дальнейшему рассказу. Если рассказ составленный ребенком слишком беден, то взрослый обязательно должен рассказать еще раз, дополнив тест всеми необходимыми деталями. Кроме того, перед началом разбора картины, можно поиграть игру «Кто больше увидит?».
Вопросы:
1. Где происходит действие картины? Когда это случилось?
2. Кто нарисован на картине?
3. Кем приходятся друг другу мужчина и мальчик?
4. Что мужчина накачивает насосом? Почему?
5. Поможет ли водителю насос, если покрышка проколота? Почему?
6. Почему машина, у которой снято колесо, не опрокидывается на бок? Что поддерживает машину? (Домкрат.)
7. Что мальчик держит в руках? Мальчик большой или маленький?
8. Что мальчик протягивает мужчине? Для чего он так делает?
9. Может ли маленькое колесо заменить большое? Почему?
10. Как поступил маленький мальчик, который не пожалел свою машинку?
Примерный рассказ
Маленькому Сашеньке было всего два года. Весь ковёр в Сашиной комнате заполняли разноцветные автобусы и легковушки. Но больше всего мальчик любил небольшой грузовичок с открытым кузовом. В нём можно было перевозить кубики, солдатиков и другие игрушки. Как-то летом, в воскресенье, Сашенька с папой отправились к бабушке за город. Они уже ехали по бабушкиной деревне, как вдруг под капотом «Жигулей» раздался странный хлопок. Папа остановил машину и вышел из неё. Сашенька, прихватив любимый грузовичок, вылез следом за папой. Оказалось, что задняя покрышка «Жигулей» спустила.
Ехать дальше было нельзя. Папа достал домкрат и снял испорченное колесо. Однако скоро выяснилось, что запасное колесо тоже пропускает воздух. Что было делать? Папа очень расстроился. Тогда Сашок снял колесо со своего грузовичка и молча протянул его папе.
Чтобы рассказ по сюжетной картине был полным, ребенку предлагают дополнить текст описанием погоды, внешнего вида героев, подумать, что могло произойти до и после события, изображенного на картине, о чем могут говорить герои. Естественно у всех героев должны быть имена.
На последующих этапах ребенка упражняют в рассказывании по опорным словам, стимулируют инициативные высказывания.
Работа над связной речью включает множество этапов, а сделать ее интересной может каждый взрослый человек. Не стоит забывать, что развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. В пособии Мне купили игрушку представлены теоретические сведения по развитию речевой деятельности у ребенка. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).
В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом, координацией между слухом и голосом в опоре на ...
Тренинг для воспитателей на тему: « ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ И ИГРУШЕК»
Связная речь дошкольников.Развитие связной речи на занятиях с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Методика обучения рассказыванию с использованием игрушек в подготовительной группе
Примеры игр-занятий с основными методиками обучения рассказыванию с использованием игрушек в подготовительной группе...
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР.
консультация для родителей...
Особенности творческого рассказывания детей с ОНР
В статье, в ходе экспериментального исследования обнаружены особенности и недостатки творческого рассказывания у детей 5-7 лет с ОНР. Статья будет полезна логопедам для учета выбора направлений ...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 2. Условия обучения для детей с особенностями развития и с ОВЗ. Развивающая и адаптированная образовательные программы
Модуль 2. Условия обучения для детей с особенностями развития и с ОВЗ. Развивающая и адаптированная образовательные программы...