Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья

Трескова Галина Владимировна

Работу по выявлению способностей  выстраиваю с помощью педагогического наблюдения; изучения результатов деятельности (работ учащихся); «проба сил» в том или ином виде деятельности; учет мнения родителей.

Одним из способов развития способностей учащихся считаю применение индивидуального подхода в работе с детьми на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

В процессе работы над развитием способностей обучающихся по информатике ставятся следующие задачи:

  • 1. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого ученика.
  • 2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указывать различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные).
  • 3. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • 4. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  • 5. Создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки для каждого ребенка.

В результате целенаправленной работы по развитию способностей по информатике у учащихся повышается уровень успеваемости и качества знаний, развивается интерес к предмету.


План работы по выявлению способностей учащихся по информатике

на 2018 – 2019 учебный год

№п/п

Содержание мероприятия

Сроки проведения

1.

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Формирование списков обучающихся.

Сентябрь

2.

Разработка тематики исследовательских работ, составление плана исследований.

Сентябрь

3.

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Сентябрь-октябрь

4.

Подготовка к районному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Октябрь - ноябрь

5.

Подготовка и проведение «Недели  математики и информатики»

Декабрь

6.

Еженедельные индивидуальные и групповые занятия 

В течение года

7.

Интеллектуальные марафоны для учащихся 5 - 11классов

Февраль

8.

Школьный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку» 

Апрель

9.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

В течение года

10.

Создание в кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности

В течение года

11.

Подведение итогов. Анализ работы

Май


Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой

деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

- учета желаний родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных способностей детей и

созданием условий в активную

познавательную деятельность учащихся;

- включаются в образовательный процесс выше перечисленные образовательные технологии;

- проведение родительских собраний

«Одаренный ребенок»;

- формируются навыки

исследовательской, проектной

деятельности

Для определения способностей к научной деятельности применяются:

Анкетирование; анализ результативной деятельности учащегося

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня

Дифференцированная домашняя работа.

Проведение интеллектуальных игр

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

Педагогическое наблюдение (используются

методики мозгового штурма, игровые методик)

Участие в Международных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д)

Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, КВНах по информатике и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов, кружков и др. Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...