Рейтинговая оценка качества знаний школьников
статья

Трескова Галина Владимировна

Система выставления оценок не может существовать сама по себе. Она должна быть естественной частью всей системы обучения. От того, насколько органично встроены оценки в процесс обучения, во многом зависит успех всей деятельности учителя и учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульно – рейтенговая оценка качества знаний учащихся

Информатика начала своего развития берёт из математики, и хотя сегодня они уже достаточно далеко ушли друг от друга, многие характерные для математики черты сохранились в информатике.

Одной из наиболее важных особенностей является умение решать задачи. Необходимо создать рабочую атмосферу. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Так и здесь: можно долго и упорно объяснять новый материал, разъяснять и уточнять мелочи, разложить всё по полочкам, но если каждый ученик сам не прорешает большое количество задач, если не пропустит учебный материал через себя, весь труд учителя будет напрасным. «Этот принцип предполагает, что понимание будет приходить не столько в процессе чтения или слушания объяснений, сколько в процессе практической работы, решения задач, практического применения изучаемых понятий и форм записи» (Лебедев). В психологической и педагогической литературе этот принцип носит название «деятельностный подход». Это так называемое активное усвоение материала. Ведь ничто не запоминается лучше и не ценится выше, чем то, что добыто собственным трудом. (Недаром на эту тему так много сказок.) Можно выучить теорию и не уметь применить её на практике, но умение решать задачи всегда связано со знанием теоретического материала. Поэтому знание конкретной темы определяется, в первую очередь, умением решать задачи. Учащиеся должны научиться решать задачи. Для этого они должны прорешать большое количество задач по каждой теме.

Система выставления оценок не может существовать сама по себе. Она должна быть естественной частью всей системы обучения. От того, насколько органично встроены оценки в процесс обучения, во многом зависит успех всей деятельности учителя и учеников.

В традиционной схеме обучения на каждом уроке обычно выдаётся сравнительно небольшое по объёму задание, которое необходимо выполнить к следующему уроку. На первый взгляд, такой подход стимулирует регулярную систематическую работу, но, к сожалению, он плохо сочетается с реальной жизнью. В реальной жизни ученики болеют, выполняют срочные задания по другим предметам, празднуют дни рождения ... Часто бывает так, что в короткий промежуток времени между двумя уроками не находится времени для выполнения задания. При этом мнение об уважительности причин у ученика и учителя может не совпасть, что ведёт к ненужным конфликтам.

При традиционной схеме обучения содержательные темы не всегда соответствуют этапам организации учебного процесса. Очень часто как новая тема воспринимается каждый параграф учебника или каждое изучаемое понятие. В результате тем становится слишком много, и ученик теряет ориентацию в предмете в целом.

В модульно – рейтенговой системе происходит деление учебного материала на темы. Границы изучения каждой темы сопровождаются значимыми учебными событиями: выдача задания в начале и зачёт в конце каждой темы.

Изучение новой темы всегда начинается с выдачи пакета задач. Перед изучением теоретического материала школьники получают домашнее задание, которое могут начать выполнять. Задание даётся «с запасом», так что каждый может выбрать из него те задачи, которые соответствуют его уровню знаний и притязаний. Тем самым происходит концентрация их внимания на изучаемой теме, у них появляются первые вопросы, они начинают понимать, на что необходимо обратить внимание при объяснении учителем нового материала.

Это коренным образом меняет отношение учеников: теперь они заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее получить весь теоретический материал темы, чтобы иметь больше времени на выполнение заданий.

Изменяется отношение к объяснениям учителя. Кроме общей мотивации, связанной с интересом к предмету, появляется очень сильная частная мотивация на каждом теоретическом уроке: объяснения воспринимаются как подсказка, как помощь в выполнении заданной работы.

Одинаковые пятибалльные отметки часто отмечают совершенно различные по своей учебной значимости достижения ученика: ясно, что пятёрки за ответ у доски, за активную работу на уроке, за итоговую контрольную работу имеют разный вес. Однако в журнале и в дневнике все эти отметки выглядят одинаково и при выведении итоговой отметки часто учитываются на равных.

В модульно - рейтенговой системе пятибалльные отметки выводятся по заранее заданным формулам, поэтому при их выставлении исключён элемент субъективности. Вместо вопроса «А почему у меня такая отметка?» у школьника появляется вопрос «А почему у меня столько баллов за эту задачу?». Ответить на этот вопрос значительно проще: всегда можно вместе с учеником проанализировать его решение, указать на ошибки, объяснить, за что сняты баллы.

Объяснить оценку за одну задачу всегда проще, чем оценку за большую работу, и намного проще, чем вывод итоговой отметки за период при большом числе разнообразных текущих отметок.

Активность на уроке поощряется не отметками, а баллами. Попутно решается и проблема дифференциации поощрения: кто-то заслужил 1 балл, а кто-то сразу 5. Баллы на уроке выставляются примерно в том же масштабе, что и в домашнем задании.

В течение всего времени изучения темы учитель проверяет работы учеников и ведёт таблицу текущего учёта. Изучение таблицы по столбцам показывает учителю, какие задачи решаются хорошо, с какими возникают проблемы. Анализируя эту информацию, учитель может скорректировать ход изучения темы, уделив дополнительное внимание задачам, вызывающим сложности. Чтобы сдать зачёт, ученик должен продемонстрировать владение именно теми элементами темы, за которые он не получил баллов. Учитель предлагает ученику выполнить задания, аналогичные тем, которые он не сдал до зачёта.

Использование данной системы оценки качества знаний учащихся повышает их ответственность и самостоятельность.

Самостоятельность:

           1) домашние задания учащиеся получают до того, как они узнали от учителя необходимый теоретический материал, поэтому им приходится самостоятельно разбираться;
          2) работа выдаётся на большой срок и, с одной стороны, позволяет школьникам распределить своё время, а с другой стороны, нельзя расслабляться и необходимо помнить о времени и о работе.

Ответственность: количество и качество решаемых задач учащиеся определяют самостоятельно. Это значит, что ученик может решить несколько несложных задач, а может одну более трудную и потратить на них одинаковое количество времени. Но может возникнуть ситуация, когда в погоне за более высокими баллами, ребёнок выбирает сложную задачу, тратит на неё много времени, а решить не может. Это значит, что он ещё и учится рассчитывать свои силы, распределять их на разные виды работ. А после решения нескольких более простых задач эта задача тоже может показаться не такой уж и сложной.

Существует извечная проблема — списывание. В этом случае действует единое правило: давая списывать товарищу, ты повышаешь средний балл класса, тем самым понижаешь свой коэффициент и соответственно свою отметку.

Перевод баллов в отметки производится по относительной шкале. Уровни соответствия баллов и отметок определяются динамически и зависят от активности класса в целом.

По окончании изучения темы все баллы, полученные учениками за решённые задачи и работу на уроке, суммируются и преобразуются в традиционную отметку по пятибалльной шкале. Преобразование происходит следующим образом.

1. Вычисляется средний балл класса. Ученики, набравшие 0 баллов, при вычислении среднего балла не учитываются. Вычисляется индивидуальный коэффициент каждого ученика, равный отношению его личного балла к среднему баллу класса.

2. Ученики с индивидуальным коэффициентом 2 и выше получают отметку 5.

3. Вычисляется новый средний балл без учёта тех, кто уже получил 5, и новый индивидуальный коэффициент на основе нового среднего балла.

4. Новый индивидуальный определяет отметку по пятибалльной шкале в соответствии со следующей таблицей:

k >= 1.5         5

1 <= k < 1.5         4

0.5 <= k < 1         3

k < 0.5         2

Полученная за набранные баллы отметка считается предварительной. По окончании изучения темы проводится зачёт, на котором каждый ученик получает окончательную отметку.

Никогда не поздно всё исправить. Так же как и в домашних задачах, которые обучаемый может решать много раз, так и с зачётами: на любом из них учащийся может сдать зачёт по любой теме. Более того, в конце каждого полугодия существуют итоговые зачёты, на которых можно попробовать закрыть все имеющиеся на данный момент «дырки», пересдать те темы, за которые получены более низкие отметки.

Таким образом, любой ученик может оценить свои силы и заработать ту отметку, которую считает наиболее достойной для себя. Его отметка зависит в первую очередь от него самого, от его сил, способностей и желания. Всё в его власти.

Тем самым снимается психологический барьер — боязнь получить плохую отметку.

В любой момент времени школьник имеет возможность улучшить свои результаты. Если ученику удалось разобраться в теме уже после того, как зачёт был сдан, он имеет возможность продемонстрировать свои знания. Для этого по просьбе ученика он может сдать повторный зачёт. В случае успеха в записях учителя фиксируется новая, более высокая оценка по теме. При подведении итогов учебного периода будет учитываться именно последняя, улучшенная отметка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся, 9 класс...

Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.

Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью....

Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся

Методические  рекомендации  по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....

Методическая разработка "Бально - рейтинговая оценка компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой".

Цель исследования: выявить уровень владения компетенциями старших школьников по разделу "Легкая атлетика" предметной Олимпиады старшеклассников общеобразовательных школ по физической культуре средства...

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...