Методическая разработка "Бально - рейтинговая оценка компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой".
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему

Цель исследования: выявить уровень владения компетенциями старших школьников по разделу "Легкая атлетика" предметной Олимпиады старшеклассников общеобразовательных школ по физической культуре средствами бально-рейтинговой системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich.razrab_1.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная

 школа

Бально – рейтинговая оценка компетенций

Старших школьников, занимающихся легкой

атлетикой.

 

2013 год

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Бально-рейтинговая система как форма оценки уровня компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой……………………………………………………………...6

  1. Компетенции и реализация компетентностного подхода в сфере физической культуры………………………………………….6
  2.  Оценочная деятельность учителя по физической культуре….10
  3. Применение бально-рейтинговой системы в оценке компетенций старшеклассников по физической культуре на примере легкой атлетики……………………………………………15

Выводы по 1 главе……………………………………………………17

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой………….18

2.1. Цели и задачи исследования……………………………………18

2.2. Организация и методы исследования…………………………18

Выводы по 2 главе……………………………………………………30

Заключение…………………………………………………………..32

Список литературы…………………………………………………...33


Введение

Актуальность выбранной темы:

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

 Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный  подход в обучении любому предмету, в том числе и физической культуры, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Компетентность  — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Бально-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Она используется с целью личностно – ориентированного обучения, стимулирования систематической работы школьников, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний. Бально-рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки школьников и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в школе.

     В настоящее время многое меняется в государственной политике в области образования. В том числе, переосмысливаются подходы к формам изучения результативности обучения и критериям оценивания. По этому весьма актуальна тема бально-рейтинговой системы оценки компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой, так как эта система  позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и вне учебную работу учеников. А так же в системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также ее прикладному значению.

Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Благодаря занятиям легкой атлетики ученик приобретает не только правильные двигательные  навыки, но и развивает ловкость, быстроту, силу и выносливость и т.д. Занятия  легкой атлетикой являются хорошей профилактикой различных заболеваний.

Объект исследования: балльно-рейтинговая система оценивания компетенций старших школьников по разделу «Легкая атлетика» предметной Олимпиады старшеклассников общеобразовательных школ по физической культуре.

Предмет исследования: диагностика и оценка компетенций старших школьников по разделу «Легкая атлетика» предметной Олимпиады старшеклассников общеобразовательных школ по физической культуре средствами балльно-рейтинговой системы.

Цель исследования: выявить уровень владения компетенциями старших школьников по разделу «Легкая атлетика» предметной Олимпиады старшеклассников общеобразовательных школ по физической культуре средствами балльно-рейтинговой системы.

Гипотеза: сформировать и выявить уровень компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой.

Задачи

  1. Изучить научную и научно-методическую литературу по теме исследования
  2. Изучить уровень компетентности старших школьников по теме легкая атлетика.
  3. Проанализировать результаты.

Глава 1. Бально-рейтинговая система как форма оценки уровня компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой.

  1. Компетенции и реализация компетентностного подхода в сфере физической культуры.

Компетентность  — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа — формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа — формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа — формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми компетенциями в области «легкая атлетика» являются:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции .Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Современные аспекты реализации компетентностного подхода.

Выделяют четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании:

 - ключевые компетентности

 - обобщенные предметные умения

 - прикладные предметные умения

 - жизненные навыки.

I – формирование ключевых компетентностей надпредметного характера (педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действий в группе)

II – формирование обобщенных предметных умений. Тенденция – универсализация содержания образования

III – реализация прикладных предметных умений. Для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования, все, что изучается, должно быть приложимо, включено в процесс употребления, использования. Эта идея деятельностного характера содержания образования (необходимо овладеть различными способами, а не знаниями о способах). Идея прикладности касается адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни.

IV – реализация овладения «жизненными навыками». Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни и на работе. Часто эти навыки нужны детям не после школьного обучения, а после школьного дня – уже в юном возрасте. Например, умение считать деньги, писать простые документы.

Все эти четыре направления представляются очень актуальными для нашей школы. Продвижение по каждому из них будет способствовать повышению компетентности наших выпускников, их готовности к работе и жизни после школы.

  1. Оценочная деятельность учителя по физической культуре.

      Проблема школьной отметки только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу обучения. На самом деле она выполняет ряд важных и взаимосвязанных задач. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности, с ее помощью осуществляется связь между преподавателем, учащимся, родителем. Существенны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненен значительный воспитательный потенциал отметки, ее стимулирующая-мотивационная роль. (Такую характеристику школьной отметки дал М.В. Богуславский, д.п.н., профессор, член-корр. РАО, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО).

      Понятно, что шкала отметок жестка и формализована. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.

       Главная задача учителя – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Оценка всегда направлена на личность ученика, тогда как отметка обращена в социум.

Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели.

Качественные показатели успеваемости — это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Количественные показатели успеваемости — это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств).

Эти показатели определяются результатами развития физических качеств. Количественные показатели, с одной стороны, как бы объективизируют и упрощают оценку успеваемости по физической культуре, а с другой стороны, если учитель ограничивается только ими, ведут к односторонности оценки. Вместе с тем количественные критерии необходимы особенно тогда, когда они выступают как одно из слагаемых общей всесторонней оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, причин тех или иных достижений и недостатков конкретного учащегося. Учитель должен представлять, что точные количественные критерии важны прежде всего в качестве объективного контроля за ходом физического, развития, подготовленности и в какой-то мере за состоянием здоровья, а не только как отметка и свидетельство успеваемости.

     Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитывающую роль только в том случае, если учитель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за определенный период.

 В отличие от других общеобразовательных предметов особенностями оценки успеваемости по физической культуре являются:

 необходимость более полного и глубокого учета не только психических качеств, свойств и состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья учащихся;

 более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности, способности использовать знания и физические упражнения, изученные в школе, в нестандартных условиях;

 наличие объективных количественных слагаемых оценки, которые позволяют более объективно и точно вести контроль за ходом индивидуального физического развития и подготовленности.

      Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используются для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию.

При оценке успеваемости следует отдавать предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень технико-тактического мастерства, умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом нельзя забывать и о количественных показателях в различных видах двигательных действий. Как и на предыдущих возрастных этапах, юноши и девушки должны поощряться за систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом, умения самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни, познавательную активность в вопросах физической культуры и укрепления здоровья.

Оценивая достижения ученика по физической подготовке, важно не столько учитывать высокий исходный уровень, что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках, сколько ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения (сдвиги) в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.

Критерии определения компетентности и компетенции учителя

Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).

Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
    

·        быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

·        самостоятельно учиться;

·        принимать решения и нести за них ответственность;

·        адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

·        нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

 В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель.   Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие «компетентность» только до умения.

Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет группу ключевых образовательных компетенций.

1) Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

2) Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3) Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4) Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5) Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6) Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7) Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

  1. Применение бально-рейтинговой системы в оценке компетенций старшеклассников по физической культуре на примере легкой атлетики

Лёгкая атлетика является массовым и доступным видом. Объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, многоборьях, основу которых составляют естественные движения человека, обеспечивающие наиболее гармоничное развитие. Они повышают функциональные возможности человека, позволяя обрести уверенность в своих силах, смелость, находчивость, решительность. Легкая атлетика имеет основополагающее значение т.к. это естественные виды двигательной активности человека, показатели которых легко измерить и описать.

Бально-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система бально-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы школьника в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе.

Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу шкльников.

Основными целями введения бально-рейтинговой системы являются:

  • стимулирование повседневной систематической работы школьников
  • снижение роли случайностей при сдаче нормативов
  • повышение состязательности школьников в учебе
  • оценка реального места, которое занимает школьник среди одноклассников в соответствии со своими успехами
  • повышение мотивации школьников

Бально-рейтинговая система  дает возможность преподавателям:

  • планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу школьников
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса
  • объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы
  • обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой

Выводы по главе 1

Исследования ряда работ ученых позволяют сделать вывод о том, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Так же следует изменить отношение к оценке работ учащихся, бороться нужно за высокое качество, а не за оценочные показатели.

Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать учащихся,  что позволяет развивать интерес к предмету физической культуры.

Анализируя бально-рейтинговую систему можно увидеть, что данный метод, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины.

Учащийся видит свои реальные успехи, это оказывает определенное мобилизующее влияние на дальнейшую учебу.

Бально-рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого ученика. Учителя подтверждают, что детям наиболее интересна рейтинговая система. Она пробуждает в них дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.

Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя, требует от него большей творческой выдумки в работе.


Глава 2. Экспериментальное исследование уровня компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой.

2.1.Цели и задачи исследования

Цель экспериментальной работы: выявить уровень владения компетенциями старших школьников по разделу «Легкая атлетика» по средствам применения балльно-рейтинговой оценочной технологии.

Задачи:

1. Описать компетенции старшеклассников по теме «Легкая атлетика» и определить их трудоемкость по балльно-рейтинговой системе.

2. Провести экспериментальное исследование и выявить уровень владения компетенциями старших школьников, занимающихся легкой атлетикой при помощи балльно-рейтинговой системы.

3. Обработать и проанализировать полученные результаты диагностики компетенций старших школьников.

4.Дать рекомендации на формирование ключевых компетенций у учащихся 10-11 классов, занимающихся легкой атлетикой.

2.2. Организация и методы исследования

Для решения поставленных задач были применены следующие методы научного исследования:

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы;
  2. Педагогические наблюдения,
  3. Проведение учебных соревнований,
  4. Анкетирование (опрос педагогов по ФК и учащихся по выявлению проблем оценки деятельности учащихся на предметной Олимпиаде по ФК по легкоатлетическому многоборью и роли балльно-рейтиновой системы в их решении)
  5. Тестирование.

Для определения уровня владения компетенциями учеников, мы использовали нормативы, разработанные специально для старших школьников.

Этапы исследования:

1.Разработка нормативов для оценки компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой согласно балльно-рейтинговой системе

2. Проведение экспериментального исследования

3. Интерпретация полученных результатов.

Для определения уровня владения компетенциями учеников, мы использовали нормативы, разработанные специально для старших школьников.

Предлагаемые нормативы, для оценки компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой:

Таблица 1

класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

11

Челночный бег 4x9  м, сек

9,2

9,6

10,1

9,8

10,2

11,0

11

Бег 30 м, секунд

4,4

4,7

5,1

5,0

5,3

5,7

11

Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек

3,30

3,50

4,20

2,1

2,2

2,5

11

Бег 100 м, секунд

13,8

14,2

15,0

16,2

17,0

18,0

11

Бег 2000 м, мин

 

 

 

10,00

11,10

12,20

11

Бег 3000 м, мин

12,20

13,00

14,00

 

 

 

11

Прыжки  в длину с места

230

220

200

185

170

155

Нашему обследованию были подвергнуты 10 учеников (5 мальчиков и 5 девочек), учащихся 11 класса МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ школы . На протяжении нескольких занятий они выполняли контрольные упражнения. Результаты исследования были занесены в специальные таблицы и переведены в 100 бальную систему по такой схеме:

Шкала перевода баллов в международные буквенные оценки и их числовые эквиваленты

Таблица 2

Оценка

Название

Сумма баллов

Числовой эквивалент

Буквенное обозначение

отлично

91 – 100

5

A

очень хорошо

84 – 90

4

B

хорошо

74 – 83

4

С

удовлетворительно

68 – 73

3

D

посредственно

61 – 67

3

E

неудовлетворительно

0 – 60

2

Fx

2

F

Набранная сумма баллов используется для определения итоговой оценки. В качестве шкалы итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу и несколько модифицированную систему ECTS, принятую в большинстве стран Европы.

Примечания:

 1. Количество баллов за работу на занятиях учитывает качество выполнения школьником текущих заданий в течение всей четверти, а также степень проявленных при этом старания и активности, пусть даже и без высоких результатов.

  1. При желании повысить количество баллов школьник может выйти на итоговый контроль и набрать на нем до 25 баллов. Баллы за итоговый контроль суммируются к баллам, набранным в течение всей четверти. Если школьник по итогам сдачи нормативов набрал слишком мало баллов, то до итогового контроля не допускается и подлежит.

       3.  В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение какого-либо норматива, итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах.

2.3. Результаты исследования и их обсуждение

Челночный бег 4x9  м, сек  

Таблица 3.

Учащиеся

Показатели

Оценка

Баллы

Буквенное

обозначение

1.Долгов Дима

9,0

5

100

А

2.Лянгузов Леша

9,3

4

90

B

3.Иванов Кирилл

9,0

5

100

A

4.Суслов Евгений

9,5

4

84

B

5.Мухин Саша

9,2

5

100

A

6.Денисова Саша

10

4

85

B

7.Лебедева Лена

10,5

3

70

D

8.Суханова Елена

9,8

5

100

A

9.Саянова Ольга

10,5

3

70

D

10.Мантаева Даша

9,7

5

100

A

По итогам проведенного исследования из таблицы 3 можно увидеть, что 5 учеников справились с этим заданием на отлично и получили наивысший балл, трое выполнили задание чуть хуже и лишь двое справились с заданием достаточно слабо. В целом это неплохой результат. Большинство учащихся признались, что им нравится многократные повторения беговых упражнений.

Здесь развиваются скорость и скоростная выносливость.

Из средств, используемых для развития скорости бега, челночный бег характеризуется самым широким спектром вариантов. В то же время он имеет точную временную характеристику, т.е. в нем можно определить точный результат. Последнее обстоятельство служит одним из стимулов совершенствования для учащихся и ориентиром в подборе учебных средств – для учителя.

Бег 30 м, секунд

Таблица 4.

Учащиеся

Показатели

Оценка

Баллы

Буквенное обозначение

1.Долгов Дима

4,5

5

100

A

2.Лянгузов Алексей

4,4

5

100

A

3.Иванов Кирилл

4,5

4

90

B

4.Суслов Евгений

5,0

4

74

C

5.Мухин Александр

4,6

4

84

B

6.Денисова Саша

5,1

4

90

B

7.Лебедева Наталья

4,9

5

100

A

8.Суханова Елена

5,0

5

95

A

9.Саянова Ольга

4,7

5

100

A

10.Мантаева Дарья

5,0

5

95

A

Из таблицы 4 можно увидеть, что шестеро из 10 учащихся показали высокий результат, трое средний и только один ниже среднего. Это говорит  о хорошей подготовленности учащихся к бегу на короткие дистанции.

Бег на 30 метров является базовым компонентом школьной программы в общеобразовательных учреждениях. Данное упражнение выполняется с высокого старта и является одним из средств развития скоростно-силовых качеств, а также одним из нормативных требований тестовой программы общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье».


Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек

Таблица 5.

Учащиеся

Показатели

Оценка

Баллы

Буквенное обозначение

1.Долгов Дима

3,20

5

95

A

2.Лянгузов Алексей

3,17

5

100

A

3.Иванов Кирилл

3,26

5

91

A

4.Суслов Евгений

3,42

4

90

B

5.Мухин Александр

3,23

5

93

A

6.Денисова Александра

2,0

5

100

A

7.Лебедева Наталья

2,2

4

90

B

8.Суханова Елена

2,2

4

90

B

9.Саянова Ольга

2,5

3

75

C

10.Мантаева Дарья

2,3

3

70

D

По итогам проведенного исследования выяснилось, что высокий результат показали только пятеро учащихся, трое показали средний результат, и двое достаточно низкий.

Бег на средние дистанции позволяет учащимся пробегать определенную дистанцию с планируемой скоростью. Для бега на средние дистанции очень важным является умение изменять технику в условиях наступающего утомления, когда организм наполняется молочной кислотой.


Бег 100 м, секунд

Таблица 6.

Учащиеся

Показатели

Оценка

Баллы

Буквенное обозначение

1.Долгов Дима

13,6

5

100

A

2.Лянгузов Алексей

14

4

85

B

3.Иванов Кирилл

14,1

4

84

B

4.Суслов Евгений

13,7

5

100

A

5.Мухин Александр

13,9

4

90

B

6.Денисова Саша

16,2

5

100

A

7.Лебедева Наталья

16,7

4

85

B

8.Суханова Елена

17,4

3

70

D

9.Саянова Ольга

16

5

100

A

10.Мантаева Дарья

16,9

4

84

B

Из таблицы 6 можно увидеть, что высокий результат показали лишь четверо из 10, пятеро средний результат и лишь один низкий.

Бег на 100 метров является интегральным показателем, отражающим быстроту человека.  Эффективность успешного выполнения этого упражнения зависит, в основном, от мощности анаэробных механизмов энергообеспечения, а также от таких компонентов скоростно-силовой подготовленности, как максимальная изометрическая, скоростная динамическая и «взрывная» сила мышц ног. Быстрота двигательной реакции, способность к стартовому ускорению, уровень максимальной скорости бега по дистанции, скоростная выносливость, гибкость и т. д. Для подготовки в этом контрольном упражнении применяются повторный и соревновательный методы. В тренировке используется преимущественно аналитическое совершенствование отдельных фаз этого упражнения, а в соревнованиях и проверках -целостное его выполнение.


Бег 2000 м, мин (девочки); 3000 м, мин (мальчики)

Таблица 7.

Учащиеся

Показатели

Оценка

Баллы

Буквенное обозначение

1.Долгов Дима

12,16

4

80

C

2.Лянгузов Алексей

13,8

3

68

D

3.Иванов Кирилл

13,1

3

73

D

4.Суслов Евгений

12,2

5

95

A

5.Мухин Александр

12,1

5

95

A

6.Денисова Саша

10,4

4

90

B

7.Лебедева Наталья

10

5

100

A

8.Суханова Елена

11,25

3

75

C

9.Саянова Ольга

11,06

4

85

B

10.Мантаева Дарья

12,04

3

68

D

По итогам проведенного исследования из таблицы 7 можно увидеть, что высокий результат показали лишь трое из 10 учащихся, двое показали средний результат и пятеро достаточно низкий.

Бег на стайерские (длинные) дистанции является одним из наиболее интересных и популярных видов соревнований по лёгкой атлетике и с каждым годом получает всё большее распространение. Технику бега характеризуют постановка стопы на грунт и последующая "работа" ног, положение туловища и головы, "работа" рук, частота и длина шагов, скорость бега, степень расслабления мышц в нерабочие моменты. Основной и ведущей в беге является "работа" ног, анализ которой принято начинать с момента постановки стопы на грунт.


Прыжки  в длину с места

Таблица 8.

Учащиеся

Показатели

Оценка

Баллы

Буквенное обозначение

1.Долгов Дима

235

5

100

A

2.Лянгузов Алексей

227

4

90

B

3.Иванов Кирилл

230

5

95

A

4.Суслов Евгений

216

3

74

C

5.Мухин Александр

220

4

85

B

6.Денисова Саша

180

4

90

B

7.Лебедева Наталья

195

5

100

A

8.Суханова Елена

174

4

84

B

9.Саянова Ольга

170

4

80

C

10.Мантаева Дарья

185

5

95

A

Из таблицы 8 можно увидеть, что высокий результат показали четверо учащихся из 10, средний результат показали так же четверо учащихся и низкий лишь двое.

На уроках физической культуры прыжки используются как средства для развития силы, выносливости, быстроты. Прыжковые упражнения тесно связаны с беговыми упражнениями и взаимно дополняют друг друга. Всесторонне развивая учащихся, сами прыжковые упражнения требуют определенного уровня подготовленности. Каждое занятие, включающее прыжки, необходимо начинать с подготовительных упражнений: ходьба на внешней стороне стопы, ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба выпадами и т. д. По мере развития школьников эти подготовительные упражнения усложняются, а необходимость их использования остается на любом уровне подготовленности. Это позволяет избежать травм и эмоционально настраивает ребят на прыжки.

Итоги по всем видам легкой атлетики

Таблица 9.

Учащиеся

Челночный бег

30 м

1000м и 500м

100 м

2000 и 3000 м

Прыжки в длину

Итог

1.Долгов Дима

100

90

95

100

80

100

565

2.Лянгузов Алексей

90

100

100

85

68

90

533

3.Иванов Кирилл

100

90

91

84

73

95

533

4.Суслов Евгений

84

74

90

97

94

74

513

5.Мухин Александр

95

84

93

90

95

85

542

6.Денисова Саша

85

90

100

91

90

90

546

7.Лебедева Наталья

70

91

90

85

100

100

536

8.Суханова Елена

98

95

90

70

75

84

512

9.Саянова Ольга

70

100

75

100

85

80

510

10.Мантаева Дарья

100

95

70

84

68

95

512

Был проведен опрос среди учеников и учителей по результатам бально-рейтинговой системы. На стенд были вывешены результаты, они пользовались большой популярностью в школе. Учащихся интересовал рейтинг по всем дисциплинам. Они признались, что им комфортна эта система  с психологической точки зрения. Так как получив "двойку" в журнал, ученики испытывают унижение. И потом - сколько надо работать, чтобы эту "двойку", что называется, "закрыть"! А в рейтинговой системе цифра 2 - это лишь баллы, которые суммируются с остальными. Конечно, этого мало, но, тем не менее, это стимул постараться в другом виде работ получить баллов больше, чтобы повысить общий рейтинг.

Бально-рейтинговая система позволяет каждому учащемуся рассчитать суммарное количество баллов и определить место, которое занимает ученик в классе, на параллели, в школе.

Бально-рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только  учащихся, но и учителя.

Учителям стало намного проще создавать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Эксперимент состоял из нескольких взаимосвязанных этапов:

1.Выявление уровня владения компитенциями старшими школьниками, занимающимися легкой атлетикой.

2. Анализ результатов исследования


Выводы по 2 главе.

По результатам бально-рейтингового исследования было выявлено, что у учащихся повышается объективность оценки школьных  достижений в учебе. Бально-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в бально-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Заметно повышается ответственность учащихся за результаты учебы.

В любой момент времени учащиеся, их родители и учителя имеют исчерпывающую картину текущего состояния успеваемости, видят конечную перспективу; при необходимости можно точно указать  объем заданий, который должен выполнить ученик для ликвидации пробелов или повышения показателей.

Решается проблема «отработки» учащимися пропущенных (по любой причине) занятий – в этом заинтересован сам ученик.

Повышается психологический комфорт учащихся за счет отсутствия неудовлетворительных отметок, нежестких сроков отчетности, прозрачности и единообразия подходов к оценке их деятельности.

Рейтинг вносит элемент здоровой состязательности в учебную работу, существенно повышает стремление учащихся , порождает дополнительную положительную мотивацию обучения.


Рекомендации для учащихся.

Важно, чтобы на уроках физической культуры, тренировках в спортивной секции, соревнованиях, даже во время занятий физическими упражнениями дома спортивная  форма была удобной.

Одна из главных задач уроков физической культуры это разносторонняя физическая подготовка, так как физически развитый, координированный, усвоивший основы техники важнейших двигательных действий и достигший высокого уровня силы, быстроты, выносливости человек способен, при наличии соответствующих способностей, в дальнейшем успешно овладеть любой профессией.

Много значат для преодоления трудностей и различных внешних препятствий волевые качества человека. Таким образом, воспитывается целеустремленность — способность в течение длительного времени концентрировать усилия на достижении поставленной цели; настойчивость и упорство в преодолении трудностей; выдержка и самообладание, умение сохранить уравновешенность в конфликтных ситуациях.

 Хорошим средством воспитания указанных качеств могут служить подвижные и спортивные игры, соревнования. Выполняя в играх роль капитана, разводящего, защитника, нападающего, хорошо не только выполнять свои обязанности, но и управлять действиями других людей, организовывать их.

Так же важно воспитывать требовательность к себе, принципиальность, самокритичность, уверенность, внутреннюю дисциплинированность, аккуратность, скромность.


Заключение.

    В заключение необходимо отметить, что в результате регулярных занятий физической культурой, (в частности легкой атлетикой) организованных учителем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышается уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Это, с одной стороны, обусловливает дальнейшее совершенствование умений и навыков, усвоение новых способов сложно координированных действий и комбинаций движений (например, прыжков с разбега). С другой стороны, создаются предпосылки для целенаправленного воспитания у детей разнообразных физических качеств, в первую очередь ловкости и общей выносливости, скоростно-силовых способностей. Вместе с ними у ребенка развивается способность поддерживать равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки и нарастания напряженности усилий в процессе повторения действий с целью упражнения, тренировки. Для школьников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказывает большое влияние на развитие личностных качеств ребенка.


Список литературы

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. – с. 17-22.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10. 2003. – с. 26.

3.  Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. – 2005. – с. 44-46.

4. Носов И.А. Модель учителя физической культуры // Сибирский учитель, №3, 2000.

 5. Апанасенко Г.А Бально – рейтинговая система: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Современная школа, 2008. - № 2. – с. 9-14

6. Васильева О.С. Бально – рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. - № 3. – с. 45-48.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 апреля.

8. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма  обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". -  2002. - 23 апреля.

9. Фирсов В.В. Многоуровневый стандарт. Каким должен быть образовательный стандарт. – М., МКО, ИСО ГУ ВШЭ, 2002.

10. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004.- №5. - с.3-12.

11. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2005, № 4. – с. 41-43.

12. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2005, № 4. – с. 41-43.

13. Озолин Н.Г. Лёгкая атлетика: Учеб. Для инт-ов физ.культ./ Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Физкультура и спорт, 1989. – 671 с., ил.

14. Анищенко В.С. Физическая культура: Учебное пособие. М.,1999

15. Айриянц А.Г. Легкая атлетика. М., Физкультура и спорт, 2000

16. Борзов В. - 10 секунд - целая жизнь. - М., Физкультура и спорт. – 2001



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету: "Физическая культура", раздел-Легкая атлетика, 9 класс

Данная разработка урока позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности....

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу легкая атлетика с юношами 11-го класса.

Тема урока: метание гранаты, бег на короткие дистанции и прыжки в длину.Задачи: совершенствование техники метания гранаты по цели из различных исходных положений.– закрепить навыки бега на 100 м...

Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы

Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных  занятийпо легкой атлетике в условиях образовательной школы.Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах ...

Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике»

Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике» (Из опыта работы)...

Рейтинговая оценка качества знаний школьников

Система выставления оценок не может существовать сама по себе. Она должна быть естественной частью всей системы обучения. От того, насколько органично встроены оценки в процесс обучения, во многом зав...

Конспект урока по физической культуре и спорту для старших классов. Раздел: легкая атлетика

Тема: 1. Закрепление техники низкого старта.           2.Совершенствование метание мяча на дальность....