Методические разработки
методическая разработка
разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nashi_nadezhdy.doc | 92 КБ |
razrabotka_otkrytogo_uroka_s_samoanalizom.odt | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»
Кижингинский филиал
Методические материалы в области воспитания
Методическая разработка творческого проекта «Конкурс на присуждение премии «Наши надежды»»
Выполнила:
Заведующая учебной частью
Цыдендамбаева Т.Д.
с. Кижинга, 2023
Составитель – Цыдендамбаева Т.Д.
Методическая разработка творческого проекта «Конкурс на присуждение премии «Наши надежды»»: методическая разработка проекта. – с. Кижинга, 2023. – 7 с.
В методической разработке даны паспорт проекта, описание актуальности конкурса, описание сфер жизнедеятельности обучающихся, форма заявки на участие в конкурсе, характеристики всех шести номинаций и ожидаемые результаты.
Методическая разработка может быть использована обучающимися и педагогическими работниками при создании условий для мотивации молодого человека на достижения в различных сферах деятельности, воспитании конкурентоспособной личности, развития у обучающихся ряда ключевых компетенций.
Паспорт проекта
Наименование Проекта | Творческий проект «Конкурс на присуждение премии «Наши надежды»» |
Основной разработчик | Цыдендамбаева Т.Д., зав учебной частью |
Цели и задачи Проекта | Цель проекта – создание условий для мотивации молодого человека на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентоспособной личности. Разработанный проект позволит решить ряд задач: - создание условий для самовыражения обучающихся и педагогов, стимулирование проб обучающихся в различных сферах деятельности; - интеграция учебной, производственной, воспитательной деятельностей; - содействие развитию инициативы и творческой активности, мотивации у обучающихся к участию в общественных делах; - развитие ключевых компетенций личности (учебной, производственной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной). |
Сроки и этапы реализации Программы | Ежегодно, конец текущего учебного года |
Объемы и источники финансирования | Затраты на поощрение по каждой номинации не менее 1200 руб. из внебюджета и спонсоров. Итого 9 тысяч рублей. |
Ожидаемые результаты | - повышение социальной активности обучающихся в филиале; - наличие здоровой конкуренции; - развитие умения презентовать себя и других; - развитие умения адекватно оценивать себя и других; - увеличение числа обучающихся, добившихся значительных успехов в какой - либо сфере деятельности в филиале. |
Трагедия нашего воспитания состоит в том,
что оно в первую очередь обращает
внимание на недостатки.
В.А.Сухомлинский
Актуальность конкурса на присуждение премии «Наши надежды»
В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «надежда» рассматривается в двух значениях:
- как вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного;
- как тот, на кого надеются, кто должен принести успех, радость, благополучие. Поэтому в нашем понимании человек-надежда – человек, добивающийся определенных успехов в учебе, труде, спорте и т.д. Он становится известным, его замечают и сверстники, и педагоги, ставят в пример, хотят походить на него, он дает надежду другим на собственный успех. Суть конкурса сводится к предоставлению возможности обучающимся и целым группам самостоятельно выбирать сферы приложения сил и добиваться успеха, реализовав свои потенциалы. Будем отмечать все положительные стороны личности обучающегося.
Цель конкурса - создание условий для мотивации молодого человека на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентоспособной личности.
Для достижения цели следует решить ряд задач:
- создание условий для самовыражения обучающихся и педагогов, стимулирование проб обучающихся в различных сферах деятельности;
- интеграция учебной, производственной, воспитательной деятельностей;
- содействие развитию инициативы и творческой активности, мотивации у обучающихся к участию в общественных делах;
- развитие ключевых компетенций личности (учебной, производственной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
М.Коллинз в «кодексе учителя» определил конкретные способы воспитания успешного человека:
- Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются - это в вере в них.
- Каждый день собирайте большой урожай успеха обучающихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником.
- Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит обучающимся соскользнуть на неуспех.
Поэтому данный проект может помочь классным руководителям, мастерам производственного обучения:
- наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;
- определить направления и спланировать воспитательную работу с учетом интересов и способностей ребят данной группы.
В ходе подготовки к конкурсу каждый обучающийся оценит свои потенциальные возможности и это будет способствовать развитию общих компетенций, в частности понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, анализировать и давать оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, педагогами, другими работниками филиала.
Сферы жизнедеятельности обучающихся будут отражены в следующих номинациях
№ | Актуальные сферы жизнедеятельности | Название номинации |
1 | Учебная | «Гордость филиала» |
2 | Производственная | «Умелые руки» |
3 | Спортивная | «Спортсмен года» |
4 | Художественное творчество | «Наши таланты» |
5 | Организаторская деятельность | «Наш лидер» |
6 | Жизнедеятельность в общежитии | «Добрый сосед» |
Определившиеся в начале года номинации, в которых обучающиеся отдельной, конкретной группы могут и хотят заявиться и окажутся направлениями, по которым планируется работа в данной группе. Далее классный руководитель или мастер производственного обучения занимают позицию сопровождающего, помощника в подготовке ребят к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.
Механизмы реализации данного конкурса заключаются в следующем: обучающийся заявляет свое участие в выбранной им номинации, в рамках которой в определенной мере он себя проявил и реализовал, их могут выдвинуть решением группового собрания или любой желающий может представить своего товарища, подругу, а также их могут предложить классные руководители, мастера производственного обучения, отдельные педагоги, родители, социальные партнеры. Таким образом, у каждого обучающегося есть возможность сделать заявку на то, чтобы стать «Нашей надеждой», чтобы его заметили.
В конце каждого учебного года проводится церемония награждения - присуждение премий «Наши надежды» тем обучающимся, кто отличился в какой - либо сфере деятельности. Смыслом присуждения премии «Наши надежды» является выражение признания и обучающимися, и педагогическими и другими работниками филиала достижений конкретного обучающегося.
Примерный график мероприятий:
- заявки на участие принимаются до 15 мая ежегодно;
- утверждение состава экспертной комиссии по номинациям;
- презентации номинаций будут проходить в актовом и спортивном залах филиала после 20 мая - показательные выступления номинантов, где они представляют конечный продукт своей деятельности (фестиваль искусств, творческая выставка, показательные спортивные выступления, отзывы, портфолио, творческое изделие, видео, -аудиоматериалы и т.д.);
- в течение недели после презентации - обсуждение, выявление победителя;
- на каждую номинацию должны быть выдвинуты не менее трех – четырех номинантов, организация обсуждения и тайного голосования;
- победители определяются ежегодно;
- проведение слета победителей по номинациям внутри филиала;
Оформление: оформление книги Почета «Летопись наших надежд» или выпуск стенда с фамилиями и фотографиями победителей по номинациям.
В качестве награждения предусматривается:
-вручение Диплома победителей по номинациям;
- вручение подарка победителям по номинациям;
- вручение сертификата участника по номинациям.
Ответственными за подачу заявок являются обучающиеся филиала, старосты групп, актив жильцов общежития, классные руководители, мастера производственного обучения и другие работники филиала.
Экспертами за организацию подведения промежуточных и окончательных итогов являются старосты групп, классные руководители, мастера производственного обучения, библиотекарь, воспитатель, методист, заместитель по УР. По приказу будет создан экспертный Совет по каждой номинации из вышеперечисленных лиц.
Форма заявки на участие в конкурсе по присуждению премий
«Наши надежды»:
Фамилия, имя, отчество ________________________________________
Группа _______________________________________________________
Профессия ___________________________________________________
Заявитель ____________________________________________________
Название номинации ___________________________________________
Название представляемых материалов (портфолио, отзывы, выписка из зачетной книжки - табель по успеваемости, творческое изделие, видео, -аудиоматериалы, выступления и т.д.) __________________________________
Номинация «Гордость филиала»
Задачи:
- стимулировать интерес у обучающихся к знаниям;
- сформулировать у обучающихся правильную мотивацию к учебе;
- стимулировать интерес обучающихся к исследовательской, научной работе, участие в предметных олимпиадах;
- отметить имеющиеся достижения обучающихся в учебе, поддерживать положительный имидж филиала.
Правила подведения итогов: номинироваться обучающиеся могут самостоятельно, их могут выдвинуть решением группового собрания, их могут предложить классные руководители, отдельные педагоги, номинантами автоматически становятся «хорошисты», «отличники» учебы, а также отличившиеся в олимпиадах, научно-практических конференциях разных уровней, затем из числа номинантов выбирают «лучшего».
Основанием для номинирования являются:
- отзывы обучающихся и педагогических работников филиала;
- активное участие в общественной жизни филиала;
- особые успехи в учебной деятельности.
Критериями успешности могут быть:
- оценки «4» и «5» по итогам текущего семестра;
- участие в предметных кружках, факультативах, элективных курсах;
- участие в предметных неделях;
- участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней от внутрифилиального до международного;
- уровень достижений можно оценить по баллам (за участие внутри филиала мероприятиях - 1балл, в числе десяти лучших - 2 балла, в пятерке лучших - 3 балла, за 4 место - 4 балла, за 3 место – 5 баллов, за 2 место – 8 баллов, 1 место - 10 баллов, за участие в районных – от 2 до 5 баллов, за участие в республиканских - от 3 до 8 баллов, российского уровня – от 5 до 10 баллов, международного уровня – от 8 до 15 баллов). За призовые места в мероприятиях районного, республиканского и т.д. уровней к баллам за места добавляются баллы за участие в разных уровнях мероприятий.
Номинация «Умелые руки»
Задачи:
- отметить производственные успехи обучающихся филиала;
- стимулировать интерес обучающихся к занятиям учебной практики;
- поддерживать положительный интерес к будущей профессии.
Участвуют обучающиеся, которые имеют хорошие способности и проявляют их в области профессиональной подготовки.
Правила подведения итогов:
- участие в профессиональных кружках, элективных курсах;
- участие в выставках декоративно-прикладного искусства и технического творчества;
- особые успехи на занятиях по учебной практике и в период производственной практики;
- участие в разработке рационализаторских предложений, новых идей в сфере профессиональной подготовки.
Основанием для номинирования являются:
- отзывы обучающихся и педагогических работников филиала, социальных партнеров;
- активное участие в производственной деятельности филиала;
- особые успехи в производственной деятельности.
Критериями успешности могут быть:
- участие в кружках, в смотрах технического и художественно-прикладного искусства;
- высокие результаты на занятиях по учебной практике;
- успешное прохождение производственных практик;
- уровень производственных достижений можно оценить по баллам (за оценку «4» за успеваемость по учебной практике - 8 б., за «5» - 10 б., за оценку «4» за прохождение производственной практики - 8 б., за «5» - 10 б., за участие внутри филиала мероприятиях – 1 балл, в числе десяти лучших - 2 балла, в пятерке лучших -3 балла, за 4 место – 4 балла, за 3 место – 5 баллов, за 2 место – 8 баллов, 1 место – 10 баллов, за участие в районных - добавляется 2 балла, за участие и призовые места в республиканских – от 3 до 8 баллов, российского уровня – от 5 до 10 баллов, международного уровня – от 8 до 15 баллов).
Номинация «Спортсмен года»
Задачами данной номинации являются:
- популяризация занятий физической культурой и спортом (для всех обучающихся);
- для обучающихся, занимающихся спортом - возможность еще раз отметить их спортивные успехи;
- участие в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни;
- создать ситуации успеха для занимающихся спортом.
Правила подведения итогов. Номинироваться могут учебные группы, спортивные команды, спортсмены индивидуально. После того как группы, спортсмены подадут заявки на участие в спортивной номинации, будет составлен экран их выступлений. Результаты между индивидуальными и групповыми номинантами будут подводиться по отдельности.
Основанием для номинирования являются:
- отзывы обучающихся и педагогических работников филиала;
- активное участие в спортивной жизни филиала;
- достигнутые результаты в спорте;
- пропаганда здорового образа жизни.
Итоги могут подводиться путем складывания всех результатов участников команды (если номинируются команда) или обучающихся одной группы.
Критериями успешности могут быть:
- посещения спортивной секции (внутри филиала -1 балл, в других учреждениях района – 3 балла);
- уровень спортивных достижений (за участие внутри филиала мероприятии - 1балл, в числе десяти лучших - 2 балла, в пятерке лучших - 3 балла, за 4 место - 4 балла, за 3 место - 5 баллов, за 2 место - 8 баллов, 1 место - 10 баллов, за участие в районных - добавляется 2 балла, за участие и призовые места в республиканских - от 3 до 8 баллов, российского уровня - от 5 до 10 баллов, международного уровня - от 8 до 15 баллов).
Номинация «Наши таланты»
В качестве номинантов могут быть: музыканты, танцоры, актеры, поэты, т.е. те, кто обладает яркими творческими способностями или же успешно реализуются в творческой сфере.
Задачи номинации:
- стимулировать интерес учащейся молодежи к творческим занятиям;
- отметить успехи обучающихся в сфере творчества, создать ситуацию успеха для реализации их творческих начал, способностей.
Номинироваться могут обучающиеся индивидуально или творческими коллективами, самостоятельно или по предложению педагогов дополнительного образования, по решению группового собрания и т.д. Результаты между индивидуальными и групповыми номинантами будут подводиться по отдельности.
Итоги коллективного участия могут подводиться путем складывания всех результатов участников творческого коллектива.
Основанием для номинирования являются:
- отзывы обучающихся и педагогических работников филиала, дополнительного образования;
- активное участие в культурной жизни филиала;
- достигнутые результаты в творческих выступлениях;
- пропаганда здорового образа жизни.
Критериями успешности могут быть:
- уровень творческого задания, качество и оригинальное его исполнение;
- уровень достижений можно оценить по баллам (за участие внутри филиала мероприятии – 1балл, в числе десяти лучших -2 балла, в пятерке лучших -3 балла, за 4 место – 4 балла, за 3 место – 5 баллов, за 2 место – 8 баллов, 1 место – 10 баллов, за участие в районных – добавляется 2 балла, за участие в республиканских – 3 балла, в российского уровня – 5 баллов, международного уровня – 8 баллов).
Номинация «Наш лидер»
Подростковый и юношеский возрасты задают особую значимость межличностного признания, стремление иногда, чуть больше необходимости работать на публику, чуть больше, чем это необходимо позицировать. Кому-то удается получить любовь окружающих и стать любимцем, кому-то нет. Нельзя доподлинно определить, что конкретно влияет на выделение того или иного обучающегося прочими. Невозможно определить личностные характеристики, по которым тот или иной человек становится эмоциональным лидером группы, филиала. Но ежегодно премия «Наш лидер» будет безошибочно находить своего кандидата, признаваемого и принимаемого большинством ребят и взрослых.
Задачи номинации:
- воспитание эмоциональных лидеров ученических коллективов;
- формирование ценностей и ориентиров в коллективе обучающихся.
Основанием для номинирования являются:
- отзывы обучающихся и педагогических работников филиала;
- активное участие в общественной жизни филиала;
- реальные полезные дела;
- хороший поступок и т.д.
Правила подведения итогов:
Номинироваться могут только индивидуально обучающийся филиала. Основанием для номинирования являются опросы в группах или социологические опросы, проводимые независимыми группами.
Критерий успешности - симпатия, кто больше всего активен, занимается общественной работой, вызывает уважение у обучающихся, педагогов.
Номинация «Добрый сосед»
Номинироваться может индивидуально каждый обучающийся, проживающий в общежитии, а также выдвинуть могут работники общежития и желающий рассказать о товарище, подруге, соседе, который достоин этой номинации.
Задачи:
- воспитание доброго отношения к окружающим людям, окружающему миру;
- воспитание бережного отношения к общественному имуществу;
- формирование активной жизненной позиции,
- воспитание таких нравственных качеств как доброта, сопереживание, взаимопомощь.
Основанием для номинирования являются:
- отзывы жильцов и работников общежития;
- активное участие в общественной жизни общежития;
- реальные добрые, милосердные дела;
- хороший поступок, толерантное отношение к другим жильцам;
- содержание в надлежащем виде своей комнаты.
Ожидаемые результаты:
- повышение социальной активности обучающихся в филиале;
- наличие здоровой конкуренции;
- развитие умения презентовать себя и других;
- развитие умения адекватно оценивать себя и других;
- увеличение числа обучающихся, добившихся значительных успехов в какой - либо сфере деятельности
- парад победителей по номинациям.
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку
12 группа (1 курс)
специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Преподаватель Цыдендамбаева Туяна Дамбаевна
Дата: 12.12.2023 г.
Тема: Работа с текстом Д.С. Лихачева «Память»
Тема: Работа с текстом.
- Познавательный аспект: научиться понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте, комментировать ее, формулировать авторскую позицию;
- Развивающий аспект: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим на СВО, развивать систему ценностных отношений к родному языку; к людям, в частности к Герою — земляку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Оборудование: телевизор, конверт со словами, бланк "Лесенка успеха" презентации по теме
Ход занятия:
1. Орг. момент
2. Создание учебной ситуации.
Слайд 1:
Листья
Листья медленно летели в прозрачном воздухе.
Листья медленно летели в прозрачном воздухе. Они срывали на своем пути тонкие паутинки и бережно укладывались на землю, готовясь к долгому зимнему сну. Впереди холода!
У. – Прочитайте записи на доске, сравните их. Подберите из записанных понятий подходящее для каждой записи.
Понятия: слово, предложение, текст
Д: Первая запись – это слово, вторая запись - это высказывание или предложение, а третья – текст (отвечают дети)
3. Постановка учебных задач
У - Всё это языковые понятия. Кто может объяснить, истолковать их?
Д. – Слово – это маленькая единица речи, если общаться только с помощью слов, то не всегда можно понять человека.
Предложение это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу.
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
У. - Какие понятия, связанные с текстом вы знаете?
Д. – Перечисляют такие понятия (заголовок,тема, мысль или проблема, комментарий к проблеме, авторская позиция ) и дают определения.
У.-Как вы думаете, сегодня какая у нас тема занятия?, Кто додумался? Да текст, работа с текстом.
Слайд 2: с записью темы
У. - Какую цель поставим на сегодняшнем занятии?
Д. – Будем работать с текстом, будем анализировать его, уточнять его признаки.
У. – Открываем тетради, записываем число, записываем тему, уточняем еще раз цели занятия.
Слайд 3: цели занятия.
4. Учебно-практическая деятельность
Делимся на группы:
У. – У вас на столах конверты. В каждом конверте по 12 слов. Как вы думаете что с ними надо сделать? Подсказываю: открываю 1-ый слайд.
Достаньте содержимое и объясните, что необходимо сделать.
Алгоритм выполнения задания, предложенный детьми
Д. – 1) Составить предложения из слов ; 2) Из получившихся предложений составить текст.
Оборудование: в 1 - ом конверте слова: семья, одиноко, заботятся, глава семьи, мама, дети, дедушка и бабушка, крепкая, счастливая, любовь, понимание, забота.
Во 2-м конверте слова: герой, преодолевать, героизм, стойкий, отважный, смелый, уважение, отвага, не думает о последствиях, проявляет, мужество, награды и почести, пожертвовать
После выполнения работы всеми группами – проверка. Группа последовательно зачитывает по одному предложению, .
У: Должно получиться так:
Слайд 4. Семья – это самое главное богатство в жизни любого человека. Без семьи человек будет чувствовать себя одиноко. В семье все заботятся друг о друге. Отец – это глава семьи и её защитник. Мама заботится о всех членах семьи. Дети тоже должны стараться помогать взрослым. Дедушки и бабушки делятся своей мудростью.(на слайде).
Чтобы семья была крепкой, каждый должен беречь её. Залогом счастливой семьи является любовь, понимание и забота друг о друге.
Слайд 5. Каким должен быть герой? Герой, который способен пожертвовать собой ради других, во благо Родине. Умеет преодолевать преграды и решать проблемы. Главное, в герое присущи такие качества как героизм, стойкость, отвага, смелость, честность, уважение, доброта, сострадание, решительность. Настоящий герой не будет думать о последствиях поступка. Не будет думать, о наградах и почестях. Герой всегда готов к совершению поступка любой в момент и никогда не пожалеет о нем.(на слайде).
У. – В тетрадях поставьте цифру один и оцените свою данную работу на занятии, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на верхней ступеньке. Кто хочет высказаться о сложностях?
У: Переходим к следующему этапу нашего занятия
4.1 Актуализация знаний. Работа в четырех группах.
У. – Докажите, что у вас получился текст.
Д. – Предложения связаны по смыслу. Вместе они выражают законченную мысль.
У. – Какие виды работ мы можем произвести с текстом? Ответы детей фиксируются на слайде
Д. – Придумать заголовок, определить тему, проблему теста, дать комментарий проблемы, определить авторскую позицию
Слайд 6. Что такое тема, основная мысль или проблема, комментарий проблемы, авторская позиция
Слайд 6.
Что такое тема?
Тема текста — в переводе греческого thema- то что положено в основу, т е тема это то , о чем говорится в тексте.
Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста
Тема -смысловое ядро текста, в тексте может быть не одна, а несколько
1. О чем этот текст?
Отвечаем, опираясь на ключевые слова…
- Что такое проблема?
- Какие известны способы формулировки проблемы?
- Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?
1. Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.
2. - Проблема (+ существительным в родительном пад.)
- в виде вопроса. Помогут следующие шаблоны
3. - Автор … поднимает проблему…
- Автора текста волнует проблема…
- Текст автора… заставил меня задуматься над проблемой…
- …Этот вопрос поднимается автором…
- Что такое…? Эту важную проблему поднимает автор.
- Что такое комментарий проблемы?
- Как правильно прокомментировать найденную проблему?
- Какие вы запомнили выражения для комментирования проблемы, обсуждаемой автором текста?
Примерные ответы учащихся
- Это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы.
2. Комментарий должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы и обязательно опираться на прочитанный текст.
3. - Проблема раскрывается на примере…
- В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
- Автор обращает внимание…
- Особого внимания заслуживает мысль о том, что…
- Что такое авторская позиция?
- Какие известны способы формулировки авторской позиции?
- Какие вы запомнили выражения для формулировки позиции автора?
Примерные ответы учащихся
1. Это вывод, к которому приходит автор, рассуждая над какой-либо проблемой.
2. - Явная позиция (прямая оценка фактов, событий)
- Неявная позиция (увидеть скрытый смысл, раскрыть сложные образы и метафоры, проанализировать речь)
3. - Автор считает, думает, приходит к выводу, что …
- Хотя позиция автора и не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
- Позиция автора такова…
У. Слайд 7: Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Д.С.Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь. Сегодня мы с вами познакомимся с его текстом «О памяти»
У. Читает текст
1. Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью».(5) На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, – там, где находят древесину, – дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время дерева). (6) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. (7) В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. (8) Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же. (9) А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (10) Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…(11) Память противостоит уничтожающей силе времени.(12) Это свойство памяти чрезвычайно важно.(13) Память – преодоление времени, преодоление смерти.(14) В этом величайшее нравственное значение памяти. (15) «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.(16) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (16) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (17) Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.(18) Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (19) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (20) Без памяти нет совести.(21) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (21) Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (22) Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. (23) Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (24) Память – наше богатство.
(по Д.С.Лихачеву)
У: Задание 4.2. - Как вы понимаете смысл слова «память», «совесть», «беспамятный»? Подберите к каждому слову синонимы.
варианты ответа:
- Память – это то, что связывает прошлое и настоящее, дает возможность избежать ошибок в будущем;
- Совесть – способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль;
- Беспамятный – неблагодарный, невежественный, безответственный, неспособный на благородные поступки).
У: Задание 4.3. - Где можно найти лексическое значение слова?
У: Задание 4.4. - Дайте определение этого слова по словарю. Работа со словарем.
У: Задание 4.5. Автор рассуждает о бережном отношении к памяти, о ее необходимости, приведите доказательства из текста.
Д: Способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить сознание о былом.
Внутренняя память-усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин. (Словарь живого великорусского языка. В.И.Даль)
Историческая память -сознание, отражающее особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим.
У: Выполняя задание очень важно правильно определить проблему, поднимаемую автором, т.к. это помогает дать верный комментарий, точно определить позицию автора выразить собственное отношение к затронутой проблеме и точно подобрать аргументы.
Задание: каждая группа выполняет одно из заданий, используя для записей листы бумаги. Затем выполненные задания проверяются, комментируются.
К1. Определяем тему текста. Озаглавьте текст. (1 группа)
К 2. Формулируем проблему, затронутую автором текста. Озаглавьте текст. (2 группа)
К 3. Комментируем проблему. Учимся понимать автора. Озаглавьте текст. (3 группа )
К4. Выражение авторской позиции. Озаглавьте текст. (4 группа)
5. Самостоятельная работа в группах.
Каждая из четырех групп работает с текстом, создавая текст по критериям К1, К2, К3, К4.
После выполнения работы всеми группами – проверка.
У. – Какие получились заголовки? Каждая группа называет свои заголовки
- Как определили тему? Вопрос к 1-ой группе
- Какова главная мысль? вопрос к 2-ой группе
- Каковы комментарий к проблеме? вопрос к 3-ей группе
- Какова авторская позиция ? вопрос к 4-ой группе
После прочтения
слайд 8 Тема и проблема текста
Слайд 9. Комментарий к проблеме
Слайд 10. Авторская позиция
У. – В тетрадях поставьте цифру два и оцените свою работу и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на верхней ступеньке. Кто хочет высказаться о сложностях?
Воспитательный аспект:
У: «Сейчас в ходе специальной военной операции наши герои, солдаты и офицеры, добровольцы, проявляют именно высшие человеческие качества, бьются отважно, плечом к плечу, как братья, ради спасения людей Донбасса, ради мирного неба для нас всех, для наших детей и внуков, ради родной страны»
В эти наши дни мужественные земляки в зоне СВО проявляют себя как настоящие патриоты страны, достойно продолжают дело наших дедов. Каждый из них вносит свой вклад в защиту в страны, обеспечивая безопасность нашей Родины.
Слово Астраханцеву Геннадию:
Д: Слайд 11. Вечная память герою Фото Данила. Читает текст. Прошу почтить память о нашем выпускнике, герое Гладких Даниле Романовиче минутой молчания.
5. Домашнее задание:
У: Написать сочинение:
1. "Показатель культуры - отношение к памятникам"
2. "Память -основа культуры"
3. "От этого зависит культура каждого человека"
4. "Без этого земля была бы мертва..."
6. Рефлексия
У: - Какова была тема нашего занятия? (работа с текстом)
- Какие умения мы отработали? (Придумать заголовок, определить тему, определяли проблему и комментарий к проблеме, выявляли авторскую позицию )
У: В тетрадях поставьте цифру 2 и оцените свою работу на уроке, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на верхней ступеньке. Кто хочет высказаться о сложностях?
Самоанализ занятия по русскому языку
Цыдендамбаевой Туяны Дамбаевны
Тема занятия: Работа с текстом (текст «Память» Д.С.Лихачев)
Тип занятия: формирование новых знаний и умений
Цели занятия:
- Познавательный аспект: научиться понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте, комментировать ее, формулировать авторскую позицию;
- Развивающий аспект: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим на СВО, развивать систему ценностных отношений к родному языку; к людям, в частности к Герою — земляку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Оборудование: телевизор, конверт со словами, бланк "Лесенка успеха" презентации по теме, словари Даля.
Планируемые результаты:
В результате проведенного занятия я предполагала получить следующие результаты
Предметные:
- формировать знания обучающихся работы с тестом;
- определять тему, основную мысль, давать комментарий к проблеме, аргументировать или давать комментарий к проблеме, определять авторскую позицию
развивать
- умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- умение аргументировать, доказывать;
- умение слушания и распределения внимания во время слушания;
- умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
1. Личностные УУД
- учебно –познавательный интерес к учебному материалу
- понимание успеха в учебной деятельности
- самоанализ и самоконтроль результата
2. Познавательные
- общеучебные универсальные действия
- поиск и выделение необходимой информации
3.Коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы , отвечать на поставленные вопросы.
План занятия:
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала занятие построено по следующим этапам:
1. Организационный этап.
Целью первого этапа было быстро включить обучающихся в деловой ритм, проверить готовность группы и оборудование к уроку.
2. Создание учебной ситуации, постановка учебных задач. (Изучение нового материала)
На втором этапе включение в деловой ритм урока, были актуализированы знания, необходимые для работы над материалом, применялся активный метод обучения с применением наглядности. Одновременно шла эффективная работа над регулятивными УУД(организационные): умения организовывать свою деятельность и познавательные УУД (интеллектуальные): умения результативно мыслить и работать . На этом этапе ребята показали готовность к целеполаганию т. е. определять тему занятия, самим проектировать свои действия, ставить цели занятия, способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).
3. Актуализация знаний. :
- из слов составить предложения, связный текст, озаглавить и прочитать его;
На третьем этапе было проведено первичное закрепление материала, была создана проблемная ситуация обучающиеся активно включились в у них возникло желание мыслить, развивать внимание. Сами задания не вызывали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения. В процессе занятия задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над коммуникативными УУД: аргументировано доказывали свою точку зрения.
4. Учебно-практическая деятельность состояла из нескольких этапов (Закрепление изученного)
- прочитать текст Лихачева «Память», воспроизвести в памяти алгоритм работы с текстом;
- работа со словарем Даля;
- работа в группах по распределению задания.
- слово о погибшем герое -земляке, почитание его памяти минутой молчания.На этом этапе ребята показали готовность применять полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста. развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение, понять авторский замысел.
После выполнения каждого задания побуждала к рефлексии с помощью «Лесенки успеха», самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
Воспитывалось готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле. Воспитывалось нравственность обучающихся через осмысление текста Лихачева Д.С. «Память», память о герое -земляке - о Гладких Даниле Романовиче.
Приобщены к общечеловеческим культурным ценностям.
5. Домашнем задание.
На четвертом этапе была дана информация о выполнении домашнего задания. Оно соответствовало к теме занятия.
6. Итоги урока или рефлексия урока.
На пятом этапе - обучающиеся, которые активно участвовали в работе оценили себя с помощью «Лесенки успеха», получили высокую оценку. И это стимулировало их для дальнейшей активной работы на последующих занятиях. Не удалось прокомментировать результаты из-за нехватки времени, но комментирование планировалось.
Все структурные элементы занятия были выдержаны.
Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объём выполнен при оптимальной интенсивности с учетом физических и психологических особенностей обучающихся. Домашнее задание было объяснено. Итог урока подведен.
Образовательные технологии
На данном занятии использованы различные образовательные технологии наглядность, игровая ситуация, метод совместного обсуждения, а так же индивидуальная и фронтальная, коллективная формы работы. (Эти формы работы использовались на 2-м и 3-м этапе занятия, освоении нового материала и при закреплении первичных знаний). Чтобы добиться цели занятия , я подобрала наглядные материалы при освоении нового материала, соответствующие возрастным особенностям. Материал оказался, легким, интересным для обучающихся ). В ходе занятия была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа обучающихся.
Анализ качества отношений между классом и педагогом
Большинство обучающихся на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Занятие проводилось в условиях благоприятного психологического микроклимата. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся была достаточно эффективной. Применялись диалоговые формы общения, и было реализовано дифференцированное обучение. Использование репродуктивных учебных заданий и наглядного материала облегчало решения обучающих задач. Все обучающиеся смогли выразить своё отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе занятия с помощью «Лесенки успеха». С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения.
Оценка конечного результата
Считаю, что поставленные цели и планируемые результаты удалось достигнуть, получить хороший результат в конце занятия. Материал занятия оказался доступным, интересным для обучающихся. Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Конечно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить больше проблемных ситуаций. И я буду работать в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...