Методическая разработка урока ОБЖ в 6 классе
методическая разработка (6 класс)

Кочугов Виталий Александрович

На уроке разыгрываются ситуационные задачи по теме, связанной с Гражданской обороной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kochugov_v.a._metod_razrabotka_uroka_v_6_klasse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Кочугов В.А. ГБОУ школа № 371 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока в 6 классе по теме
«Действия в условиях ЧС природного характера»

Цели:

Формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств любви к своей Родине, готовности к ее защите.

Воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий по ликвидации и убежденности принимать в них участие.

Пропаганда боевых традиций России, ее Вооруженных Сил, Гражданской обороны;

∙  Формирование и развитие у учащихся высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости, постоянной готовности самоотверженно выполнять спасательные работы.

Задачи:

Дать учащимся представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Совершенствование у учащихся теоретических знаний и практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Практическая проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях.

Сплочение коллектива учащихся школы.

Оборудование урока:

Доска, подготовленная презентация материала урока, фильм  (компьютер, экран,  мультимедийный проектор),  раздаточный материал,  учебники. Аптечки первой помощи.

 

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Методы работы: игры, групповая дискуссия, практическая работа в группах.

Ход урока

Тема

Содержание

Время

Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности  к уроку

1 мин

Изучение нового материала

Цель урока (проговаривается учащимся):

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотрим задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для того,  чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы.

1.  Предназначение гражданской обороны.

2.  История создания гражданской обороны

3. Работа медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб.

4. Гражданская оборона сегодня

Результатом нашего урока будет практическая работа по решению ситуационных задач. 

Рассказ учителя с элементами беседы

Гражданская оборона имеет свою, богатую историю. Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 -1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов.

«Граждане, воздушная тревога!» - этой фразе в советские годы никто не удивлялся, учения среди мирного населения на случай войны были обычным делом. Основой действующей системы гражданской обороны страны послужила сформированная 4 октября 1932 года местная противовоздушная оборона (МПВО), главными задачами которой являлись защита тыла от ударов с воздуха и проведение необходимой оборонно-массовой работы среди населения.

С тех пор гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития. МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий. Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5 млн. артиллерийских боеприпасов.

В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретённого оружия. Поэтому 15 июля 1961 г. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона была преобразована в гражданскую оборону - систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения.

Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.

Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют ее основное содержание. Ежегодно территориальными органами проводятся учения, по гражданской обороне начиная со школ, учреждений, объектов экономики и предприятий и заканчивая самыми отдаленными селами, районами и городами

В условиях современной реальности задачи ГО, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают еще большую значимость. И сегодня гражданская оборона постоянно совершенствуется с целью иметь возможность максимально адекватно реагировать на возникающие риски, которые порой нас подстерегают.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

Каждое предприятие формирует медико-санитарные, аварийно-восстановительные и противопожарные службы. А также звено охраны общественного порядка.

5 мин

 

Закрепление материала

Решение ситуационных задач.

Решение ситуационных задач является обязательным элементом учебного процесса и удобной тренировочной моделью для проверки преподавателем знаний учащихся и их способности применять эти знания на практике

Класс разбивается на три звена и назначают командиров:

1.         Противопожарное звено.

2.         Медико-санитарный пост.

3.         Звено охраны общественного порядка.

Задача: во время экскурсии на предприятие произошла авария с выбросом хлора и разрушением стены.

Задание: организовать работу спасательных служб.

Учащиеся распределяют обязанности и переходят к организованному  «месту аварии». 

Задание № 1

Вводная: Учитель жалуется на боли за грудиной, отдающие в левую руку. Она не может встать из-за сильных болей и слабости.
Задание: окажите помощь.

Задание № 2

Вводная: школьник лежит на дороге для проезда. Он не может встать из-за болей в позвоночнике.

Задание: окажите первую помощь.   Условия: Имеется походная аптечка

Задание № 3

Вводная: школьница потеряла сознание. Отравление газом (хлор).
Задание: окажите помощь.

Задание № 4

Вводная: ученице прижало ногу 2 часа назад.

Задание: окажите первую помощь. Условия: выполняется с правом привлечь помощников. Имеется походная аптечка.

Задание № 5

Вводная: У школьника глубокая царапина на голове. Жалобы на боль в локтевом суставе (сильно дернул за дверь). Других жалоб нет.

Задание: окажите первую помощь.

Условия: выполняется на статисте без права привлечь помощника.

30 мин.

Итог урока

После выполнения заданий  учащиеся оценивают свои действия.  Пострадавшие также оценивают действия звеньев. Учитель анализирует действия учащихся.

 4 мин.

Домашнее задание

Ознакомить семью с памяткой «Основные правила поведения в экстремальных условиях». Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....