Здоровьесбережение. Формирование пространства и применение технологий в коррекционной педагогике
статья
Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС - создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение. Формирование пространства и применение технологий в коррекционной педагогике
Готовцева Елена Александровна
учитель Школа 2124 центр коррекции и развития
г. Москва
«Образование должно стать фактором
укрепления здоровья, а не его разрушения…»
(В.Базарный).
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Реальность говорит о том, что уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Уровень и качество жизни ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. Несмотря на изначально разные материальные возможности у отдельных школьников, их оздоровительное воспитание должно противопоставить философской концепции «бытие определяет сознание» коррекционно-оздоровительный принцип «сознание определяет бытие». Иными словами, выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.
Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС - создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.
Именно поэтому центр коррекции и развития, в котором я работаю, является «школой здорового стиля жизни» учащихся. Любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая, внеклассная, а также прием пищи и двигательная активность и др., носят оздоровительно-педагогическую направленность и способствуют воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируют навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В повседневной жизни сами взрослые редко придерживаются указанных правил, и дети хорошо это видят. Не секрет, что, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.»
Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто мы, педагоги, стараемся работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.
Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
В нашем центре коррекции и развития материалы подобных занятий находят отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях). Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.) с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с первых дней пребывания ребёнка в нашей школе формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
В нашем центре здоровьесберегающие технологии реализуются посредством комплекса оздоровительных мероприятий:
За каждым классом школы закреплен отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха каждый педагог проветривает кабинет до и после занятий, технические службы осуществляют влажную уборку до и после занятий.
В кабинете соблюдаются гигиенические условия: воздушно-тепловой режим, чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
В педагогике «ячейкой» образовательного процесса является урок, а значит и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.
С позиции здоровьесбережения на уроке просматриваются следующие аспекты. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Непосредственно на самом уроке я использую несколько видов учебной деятельности. К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов работы за урок Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7 – 10 минут. Число используемых мною видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) – не менее трех за урок.
Кроме того, в соответствии с гигиеническими нормами применяю мультимедийные средства обучения.
Большое внимание уделяю позам учащихся и их чередованию в зависимости от характера выполняемой работы. Необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Особо чувствительной у учеников является нервная система, поэтому во время урока важно проводить смену деятельности и режимов работы посредством динамических пауз, прослушивания расслабляющих песен.
Ни один урок не проходит без проведения оздоровительных минуток.
Оздоровительные минутки (динамические паузы) способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
За урок я провожу одну-две оздоровительные минутки. Комплексы упражнений состоят из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Время выполнения 1-3 минуты на каждом уроке, после завершения какого-либо этапа. Упражнения выполняются сидя и стоя. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. Упражнения проводятся в различных формах: с применением мультимедийных презентаций, с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др.
Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя имеется множество специальных упражнений и игр.
С помощью мультимедийных презентаций с детьми разучиваются комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Осенний лес" *и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Для пальчиковой гимнастики используем массажные мячики. Игольчатые выступы, воздействуя на активные точки ладоней и пальцев рук, обеспечивают быстрый хороший эффект. Использование массажных мячей в течение 2-3 минут во время урока значительно улучшает кровоток в утомленных мышцах, психо-эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности.
К вопросам здоровья учащихся самое непосредственное отношение имеют вопросы мотивации: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу благоприятно влияют на здоровье учащихся. Таким образом, между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
Говоря об использовании здоровьесберегающих технологий в нашей школе, нельзя не сказать о благоприятном психологическом климате на уроке.
Всё большей популярностью пользуются интерактивные интегрированные занятия.
Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о позитивном воздействии школы на их здоровье. И наоборот, наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления, как со стороны учителя, так и учеников, свидетельствует о преобладании на уроке здровьеразрушающих тенденций.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
Немаловажное значение имеет и то, каким образом будет завершён урок, вовремя ли учащиеся выйдут на переменку, нельзя допускать, чтобы ребята задерживались в классе после звонка. После того, как все ученики покинули помещение класса, в классе открываются окна для проветривания.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Во время перемен дети также находятся под контролем учителей: играют в настольный теннис, в другие подвижные игры, игры по интересам, ролевые игры. Игры – хороший отдых между уроками, они снижают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышает работоспособность. Активный отдых на перемене должен быть произвольным – ребенок сам выбирает игры в соответствии со своими интересами, однако мы ненавязчиво контролируем этот процесс с целью избежания конфликтных ситуаций.
Интересная и полезная форма работы с учащимся – проводимые экскурсии по различным тематикам и в рамках различных проектов.
Перед началом экскурсии обязательно проводится инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах.
В нашей школе эффективным активным отдыхом для детей являются общешкольные праздники, конкурсы - они проводятся ежемесячно. Ребята готовятся с большим желанием, очень ждут итогов конкурсов: ведь независимо от занимаемого места каждый будет отмечен, награждён. Вся атмосфера праздничная, приподнятая, а это – хорошее настроение.
Стало нормой жизни соблюдение правил личной гигиены, применение закаливающих процедур, профилактики простудных болезней, режима школьника, правильного питания, соблюдение правил техники безопасности в быту и в школе, правил дорожного движения. За последние годы нет случаев травматизма.
Здоровьесберегающие технологии обучения в нашей школе предполагают использование разных форм работы с учащимися и их родителями, реализуемых классными руководителями и школьным медперсоналом. Вот некоторые из них:
- контроль состояния здоровья;
- предупреждение и профилактика заболеваний;
- оформление информационных стендов;
- своевременное информирование о предстоящих прививках;
- выступления на родительских собраниях и т. д.
- общешкольные спортивные соревнования;
- беседы с врачом;
- классные часы «Доктор Айболит», «Если хочешь быть здоров…», «В гостях у Мойдодыра», «Лесная аптека» и т. п.;
- спортивные часы «Сильные, ловкие, смелые», «Самый быстрый», «Веселая эстафета» и т. д.;
- дни здоровья;
- выпуски газет
Конечно, приобщение к здоровому образу жизни – дело серьезное и необходимое. Эта ежедневная работа, растянувшаяся на годы, требует от педагога душевных сил, творческой энергии, безупречного профессионализма и, конечно же, здоровья.
Но вместе с тем – это необычайно благородная и благодарная работа. Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен!
Литература:
1. Гладышева О.С. Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов. Директор школы №6 2010.
2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1–4 классы», Москва, Издательство «Вако», 2005.
3. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011.
4. Назарова Т.Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011.
5. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.
6. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, Москва, 2008.
Опубликовано Журнал Интернаука март 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Реализация государственной общеобразовательной программы формирования компетенций через применение технологии критического мышления на уроках литературы"
Представление опыта конструирования урока по технологии критического мышления....
Разработка урока на тему «The easy way to keep fit» в 7 классе с применением технологии сотрудничества и здоровьесбережения
воспитание ответственного отношения к здоровью, полезных привычек питания; совершенствование умений взаимодействия друг с другом, сотрудничества, воспитание культуры общения и поведения в группе...
Статья по теме: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной педагогике.»
Статья о здоровьесберегающих технологиях обучения детей с ОВЗ....
Формирование УУД через применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка
Развитие разных групп УУД на уроках русского языка через применение технологии проблемного обучения...
Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках «Культура сохранения здоровья»
Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья» для учащихся, занимающихся в услов...
Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья» для учащихся, занимающихся в условиях надомного обучения
Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать получен...
Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения «Радуга здоровья»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...