Статья по теме: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной педагогике.»
статья
Статья о здоровьесберегающих технологиях обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_korrektsionnoy_pedagogike.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной педагогике.»
Выполнила: Мурейко Ксения Александровна
ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района СПб
Учитель индивидуального обучения
Здоровьесберегающая образовательная технология - это модель обучения, в которой раскрывается взаимосвязь педагога с учениками при использовании различных способов, форм, методов и средств обучения для наилучшего усвоения учебной программы при этом сохраняя и укрепляя здоровье детей.
Выделим три подгруппы технологий в работе педагога:
1.Психолого-педагогические - непосредственная работа педагога с детьми (сопровождение всех элементов образовательного процесса);
2.Учебно-воспитательные - программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
3.Организационно-педагогические – определяют структуру воспитательно-образовательного процесса, способствуют предотвра-щению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадапционных состояний.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время обучения, так и в свободное время крайне важны для ребят с ОВЗ. Дети, с ограниченными возможностями здоровья очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Они эмоционально возбудимы, гиперактивны, проявляют неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легко возбудимы, заторможены, не имеют длительных волевых усилий. Поэтому педагогам приходится исправлять не только имеющийся индивидуальный дефект каждого ученика, но и нормализовать его психическое и физическое состояние. В решении подобных задач помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Основные здоровьесберегающие технологии, для работы педагогов рассмотрим подробнее:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Динамические паузы - проводятся во время урока, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Ритмопластика - это музыкально-ритмические движения под музыку, развивает как музыкальный слух, так и двигательные способности и психические процессы, которые лежат в их основе.
- Логоритмика - направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», увеличивает у детей словарный запас, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
- Подвижные и спортивные игры - подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
- Релаксация - В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Гимнастика пальчиковая - при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев так как существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.
- Гимнастика для глаз - в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.
- Гимнастика дыхательная и артикуляционная - корректируют нарушения речевого дыхания, помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
- Гимнастика бодрящая - помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.
- Гимнастика корригирующая – укрепляет мышцы тела, воздействует на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Дети учатся управлять своими движениями.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Игротреннинги и игротерапия - организуются незаметно для ребенка, когда педагог включается в процесс игры.
- Коммуникативные игры – урок необходимо строить по определенной схеме и составлять из нескольких частей. Это могут быть беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка, составление гербария.
- Самомассаж, точечный самомассаж - одни из эффективных средств лечебно-профилактической работы, легкодоступны всем детям.Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, положительно влияют на развитие памяти, мышления, снимают напряжения, усталость, успокаивают нервную систему.
3. Коррекционные технологии.
- Арттерапия - работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками. Такие техники, помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.
- Музыкальное воздействие - является вспомогательным средством как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, проведение музыкальных пауз на занятиях.
- Сказкотерапия - несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
- Цветотерапия - правильно подобранные цвета в интерьере снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
- Коррекция поведения - проводится по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.
- Психогимнастика – для того чтобы научить ребёнка сдерживать и контролировать свои эмоции, это могут быть упражнения на расслабление, снятие эмоционального и физического напряжения, создание игровой ситуации. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
- Фонетическая ритмика - рекомендована и детям с проблемами слуха и в профилактических целях. Это фонетическая грамотная речь без движений.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме" Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка помогает снять эмоциональное напряжение учащихся разных возрастных групп и делает урок более интересным....
Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»
Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....
Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практической работе с детьми с ОВЗ"
В статье расказываются какие задачи нудно ставить для здоровьесберегающего урока, какими средствами пользоваться. Какие коррекционные технологии используются для таких уроков, какие формы применяю на ...
статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в начальной школе"
Использование физкультминуток на занятии....
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"...
Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»
В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...