Статья по теме: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной педагогике.»
статья

Мурейко Ксения Александровна

Статья о здоровьесберегающих технологиях обучения детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной педагогике.»

Выполнила: Мурейко Ксения Александровна

ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района СПб

Учитель индивидуального обучения

Здоровьесберегающая образовательная технология -  это модель обучения, в которой раскрывается взаимосвязь педагога с учениками при использовании различных способов, форм, методов и средств обучения для наилучшего усвоения учебной программы при этом сохраняя и укрепляя здоровье детей.

           Выделим три подгруппы технологий в работе педагога:

1.Психолого-педагогические - непосредственная работа педагога с детьми (сопровождение всех элементов образовательного процесса);

2.Учебно-воспитательные - программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;

3.Организационно-педагогические – определяют структуру воспитательно-образовательного процесса, способствуют предотвра-щению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадапционных состояний.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время обучения, так и в свободное время крайне важны для ребят с ОВЗ. Дети, с ограниченными возможностями здоровья очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Они эмоционально возбудимы, гиперактивны, проявляют неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легко возбудимы, заторможены, не имеют длительных волевых усилий. Поэтому педагогам приходится исправлять не только имеющийся индивидуальный дефект каждого ученика, но и нормализовать его психическое и физическое состояние. В решении подобных задач помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Основные здоровьесберегающие технологии, для работы педагогов рассмотрим подробнее:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

- Динамические паузы - проводятся во время урока, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

- Ритмопластика - это музыкально-ритмические движения под музыку, развивает как музыкальный слух,  так и двигательные способности и психические процессы, которые лежат в их основе.

- Логоритмика - направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», увеличивает у детей словарный запас, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

- Подвижные и спортивные игры - подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

- Релаксация - В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

- Гимнастика пальчиковая - при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев так как существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

- Гимнастика для глаз - в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.

- Гимнастика дыхательная и артикуляционная - корректируют нарушения речевого дыхания, помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

- Гимнастика бодрящая - помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.

- Гимнастика корригирующая – укрепляет мышцы тела, воздействует на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Дети учатся управлять своими движениями.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

- Игротреннинги и игротерапия - организуются незаметно для ребенка, когда педагог включается в процесс игры.

- Коммуникативные игры – урок необходимо строить по определенной схеме и составлять из нескольких частей. Это могут быть беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка, составление гербария.

- Самомассаж, точечный самомассаж - одни из эффективных средств лечебно-профилактической работы, легкодоступны всем детям.Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, положительно влияют на развитие памяти, мышления, снимают напряжения, усталость, успокаивают нервную систему.

3. Коррекционные технологии.

- Арттерапия - работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками. Такие техники, помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

- Музыкальное воздействие - является вспомогательным средством как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, проведение музыкальных пауз на занятиях.

- Сказкотерапия - несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

- Цветотерапия - правильно подобранные цвета в интерьере снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

- Коррекция поведения - проводится по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

- Психогимнастика – для того чтобы научить ребёнка сдерживать и контролировать свои эмоции, это могут быть упражнения на расслабление, снятие эмоционального и физического напряжения, создание игровой ситуации. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

- Фонетическая ритмика - рекомендована и детям с проблемами слуха и в профилактических целях. Это фонетическая грамотная речь без движений.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме" Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка помогает снять эмоциональное напряжение учащихся разных возрастных групп и делает урок более интересным....

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практической работе с детьми с ОВЗ"

В статье расказываются какие задачи нудно ставить для здоровьесберегающего урока, какими средствами пользоваться. Какие коррекционные технологии используются для таких уроков, какие формы применяю на ...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"...

Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...