«Системно - деятельностный подход к организации образовательного процесса»
статья по теме

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться – является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт  реализации принципа - системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Как достичь качественных результатов учебной деятельности, в чём заключается системно-деятельностного подход и как он реализуется на практике, рассказывает данная статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на конференции

«Системно - деятельностный подход к организации образовательного процесса»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Умение учиться – является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.

УУД заявлены к формированию на всех предметах.

        

Выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. Остановимся на каждом из них.

Личностные  универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.  

Познавательные  универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт  реализации принципа - системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

        

Система работы и достижения качественных результатов учебной деятельности заключается в:

  1. Использовании нетрадиционных форм и способов работы (групповые формы работы, исследовательские работы, проектная деятельность и т.п.);
  2. Использовании информационно – коммуникационных технологий;
  3. Проведении интегрированных уроков (усиление внимания к межпредметным связям);
  4. Проведении предметных недель
  5. Разработке и реализации специальных программ
  6. Всестороннем развитии учащихся

Свои уроки стараюсь сделать творческими, яркими, запоминающимися. В каждом из них есть своя изюминка. Использую различные формы, методы и приёмы. Вашему вниманию предлагаю несколько таких уроков.

Так урок  в 6 классе с самой обычной темой превратился в театральное представление. Ребята стали главными героями ярмарки: весёлой, озорной, с обилием и разнообразием товаров, выполненных золотыми руками народных умельцев. Побывали на деревенских посиделках, познакомились с кружевной сказкой. На уроке учащиеся узнали не только много нового, но и смогли перенести полученные знания на практику, действовать в нестандартной обстановке.

Урок - творческая мастерская по изготовлению подарка для мамы, объединил ребят из разных классов начальной школы. Нет ничего лучше, чем подарок, выполненный своими руками. В этом убедились не только дети, но и взрослые. На уроке представлены групповые формы работы.

В каждом ли человеке солнце? Что надо сделать, чтобы оно было в каждом из нас, чтобы оно светило всегда, для всех и по-доброму? На эти вопросы дали ответы второклассники. Ребята выстроили ассоциативный ряд к слову «солнце» и связали его с самым дорогим словом «мама». В ходе урока была проведена творческая мастерская по созданию  портрета солнца. Каждый постарался наделить его своим характером, индивидуальностью, настроением. Ребята смогли не только ответить на поставленные вопросы, но и создать «солнечную методику воспитания».

Как превратить урок технологии в винтажное дефиле с демонстрацией фасонов школьной формы за последние сто лет смогли ответить учащиеся 7 класса. Они исследовали проблему ношения формы, которая очень остро встаёт в каждой школе. На заключительном уроке по теме проекта были обобщены полученные сведения, полученные из разных источников. Семиклассницы демонстрировали тщательно изученные ими на материалах музея фасоны и модели школьной формы.

В ходе урока девочки создали альбом в модной сейчас технике «скрапбукинг» на основе исторических документов и фотографий. Получился подарочный альбом в стилях «винтаж» и «эритаж», который стал прекрасным подарком к 105-летию школы и занял достойное место в экспозиции школьного музея.

Полезность проекта заключается в том, что мы не рассказываем детям ничего лишнего. У них есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, они сталкиваются с тем, что им приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения. Они черпают из разных предметных областей только необходимые знания и используют их в той деятельности, которая им интересна.

Не исключение  и ученики начальных классов. В конце прошлого года учащимися 1-4 классов был реализован внутришкольный проект «Куклы из бабушкиного сундука», который никого не оставил равнодушным. Цель проекта: приобщение детей к русской культуре, пробуждение интереса к традиционной народной кукле. В процессе исследования ребята узнали много нового об истории возникновения куклы, о её видах, изучили технологию изготовления народных кукол, а так же изготовили обереговые, ритуальные и игровые куклы. Все они были представлены на выставке «Путешествие в прошлое куклы». В ходе работы над проектом, ребята примерили на себя роли социологов, журналистов, художников, музыкантов, кукольников, дизайнеров.

Защита проекта прошла в форме театрализованного представления «Путешествие в страну Кукляндию», где были задействованы не только ученики младших классов, но и старшеклассники. Итогом проекта стала публикация сборника.

Мои ученики, начиная с начальной школы, активно участвуют в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия, а развитие соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, сознательностью, результатом которых является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности: автономизационную, коммуникативную,  информационную и продуктивную.

Третьеклассники подготовили проект «В мире стекла и мозаики», посвящённый трёхсотлетию М.В.Ломоносову. В процессе исследования ребята  узнали много нового о мозаике, о выдающемся учёном, об его вкладе в развитие мозаичного искусства в России. Итогом работы стал мозаичный портрет М.В.Ломоносова

Ребята успешно выступают в предметных олимпиадах, которые способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности, самореализации, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. В основе лежит проектная деятельность.

Немаловажным является разработка и реализация специальных программ. Внеурочную деятельность осуществляю по авторской программе «Ступеньки творчества», которая рассчитана на детей от 5 до 16 лет. Она состоит из  3 блоков-ступеней, каждая из которых является самодостаточной, но только вместе они составляют оригинальную целенаправленную систему работы с детьми по прикладному творчеству. Каждой ступени соответствует своя специфика, свои цели и задачи, различная степень сложности.

 

1 ступень - ознакомительная. Раннее обучение детей дошкольного возраста. Простая степень сложности. Девиз – «Верю в себя». Основным видом деятельности детей данной возрастной группы является игра. В игровой форме ребёнок активно познаёт себя, свои возможности, окружающий мир, учится верить в свои силы.

2 ступень – элементарная грамотность. Групповое обучение детей младшего школьного возраста. Элементарная степень сложности. Девиз – «Ищу себя». Дети младшего школьно возраста активно познают мир, ищут себя в различных видах деятельности. Огромное внимание уделяется тактильным ощущениям, поэтому работа ведётся в разных техниках с нетрадиционными материалами.

3 ступень складывается из двух частей – функциональной и компетентностной грамотности.

Функциональная грамотность. Девиз – «Совершенствую себя». На данной ступени ребёнок имеет определённый багаж знаний, владеет навыками работы с разными материалами. Происходит совершенствование умений.

Компетентностная грамотность. Углублённое изучение предмета. Профориентация. Повышенная степень сложности. Девиз – «Реализую себя». Индивидуальная работа с одарёнными детьми по методу проекта.

Для творческих проектов выбираем социально значимые объекты. Для работы часто используем природный и бросовый материал, даём вторую жизнь отслужившим вещам.

Необходимы условия для развития всесторонней личности. Этому способствуют: внеклассные мероприятия, тематические вечера, выставки, фестивали, конференции.    

Современная школа – частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных отношений и научить их жить в современном обществе.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Системно - деятельностный подход в организации современного урока биологии

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения.Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: на...

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Для того чтобы рассмотреть эту тему,  необходимо остановиться на двух вопросах:Первый вопрос:Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового зна...

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии» - тема выступления на педсовете. В данной работе можно ознакомится с ФГОС: каковы ...

Статья «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода....

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...