Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
статья на тему
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_odna_iz_form_organizatsii_uchebnogo_protsessa.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Чистопольского муниципального района
Доклад на тему:
«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 1»
Г. Чистополя
Просвиркина Т.В.
2014 год
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»
Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Изменяются также и технологии обучения.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся, среди которых одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.
Таким образом, разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.
Что же такое ученический проект? Это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
В основной школе основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности обучающихся. Основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе могут быть:
- увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности;
- использование разных форм модульного или концентрированного обучения;
- усиление роли самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации;
- введение социальной практики и социального проектирования;
- дифференциация учебной среды;
- переход на накопительную систему оценивания достижений 9например, использование технологии «портфолио» и т.п.)
При выборе образовательной технологии в старшей школе целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:
- приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри класса;
- чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности:
- проектная деятельность, направленная на получение социально значимого продукта;
- исследовательская деятельность в ее разных формах, направленная на экспериментирование с объектами, на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
- творческая деятельность, направленная на самореализацию и самосознание, деятельность управления группами людей.
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, Направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Структура проекта.
Методы, доминирующие в проекте - исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).
Предметно-содержательная область - монопроекты и межпредметные проекты;
Характер контактов - региональные, международные, сетевые и т.д;
Число участников проекта - индивидуальные и групповые;
Продолжительность выполнения проекта и ее характер - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно при условии, если учитель готов к смене социальных ролей: учитель становится партнером и координатором, если ученик овладел основными предметными знаниями, а также, если и учитель, и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.
Анатомия проекта: 5 П – проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация проекта.
Наиболее трудная задача – это правильно выделить проблему, то есть социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер.
Далее определяется объект и предмет исследования. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата.
Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте — это предположение, в котором дается предполагаемый вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Она формулируется в виде определенных отношений между двумя событиями или явлениями.
Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.
Третий этап работы – поиск информации. Ее можно найти в книге (справочная, учебная литература, словари, справочники, документальные источники);
– поискать информацию в Интернете;
– задать вопросы родителям, специалистам;
– подумать самостоятельно;
– провести интервью с участниками событий, анкетирование;
Этап исследования может происходить с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование)
Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии ит.д.
2 шаг: демонстрация опыта работы над организацией проектного метода обучения
• Представлять продукт проекта можно на научной конференции, в виде научного доклада, деловой, ролевой игры, защиты на ученом совете и т.д.
Работа над исследовательским или творческим проектом всегда заканчивается этапом рефлексии.
Педагогическая направленность проектной деятельности многообразна:
- изменение информационной емкости содержания;
- выход на более высокий уровень осмысления;
- развитие свободы мышления
- формирование креативности
- введение в новую предметную область
Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействоать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы
Следующим важным моментом, говорящим в пользу использования проектной технологии является возможность построить и провести урок по всем требованиям ФГОС ОО нового поколения:
• Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
• Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
• Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
• Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
• Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
• Продумать форму подведения итогов урока.
• Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
В заключение хочется еще раз отметить - деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.
Список использованных источников
- Данилюк Т.В., Н.И.Калашникова. Формирование читательской компетенции. Уроки-исследования. – Волгоград. Учитель. 2011 г.
- Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы. circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
- http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
- Ступницкая М.С. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября. 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...
«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
«Урок – это зеркало общей и ...
Формы и методы работы, способствующие повышению качества образования
Рассматриваются педагогические технологии, методы обучения и типы уроков....
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, как повышение качества образования
Выступление на педагогическом совете...
«Совершенствование форм и методов обучения, способствующих повышению качества образования»
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...
Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в дополнительном образовании
Дистанционное обучение - это форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.В настоящее время дистанционное обучение может рассматриваться как...